КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая природа и виды монополий. Поведение фирмы в условиях чистой монополии
Монополия – тип рыночной структуры, при котором весь объём отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего продукт, не имеющий близких заменителей. Появление других продавцов в отрасли заблокировано. Монополия способна влиять на рыночную цену. Факторы, способствующие появлению монопольной власти: · Предоставление производителю исключительных прав на ведение деятельности. Такие права могут быть даны государством (почта, опасные товары и т.д.). Это тип закрытой монополии. · Источником монопольной власти (ограниченной во времени) могут быть патенты и лицензии. Это тип открытой монополии. · Контроль над производственными ресурсами. · Эффект масштаба, когда единственный производитель обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении рыночного спроса. Это тип естественной монополии. · Предпочтения покупателей (верность одной торговой марке). · Нечестная конкуренция (подкуп, сговор, картельное соглашение). · Наличие единственного покупателя. Это – монопсония. Чистая монополия – это, скорее, идеальная модель рынка, хотя есть фирмы, которые приближаются к данной модели. Основные черты поведения чистого монополиста: · Это фирма-отрасль. · Кривая спроса этой фирмы обладает низкой эластичностью. · Кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса, то есть маржинальная выручка (MR) меньше цены (Р): MR ˂ Р. · На этом рынке несовершенство конкуренции достигает своего максимума: фирма может недопроизводить товары и услуги, завышать цены и получать монопольную прибыль даже в долгосрочном периоде, но не всегда. · Фирма обладает очень высокой монопольной властью (коэффициент Лернера близок к 1).
· Фирма-монополия максимизирует прибыль в ситуации, когда её маржинальная выручка равна маржинальным затратам: MR = МС. · Монополист назначает цену (Р), превышающую предельные издержки (МС): Р > МС. Говоря о рыночной власти чистой монополии, следует избегать неправильного её понимания. Монополист не может не считаться с рыночным спросом, а само обладание рыночной властью не является гарантией получения максимальной прибыли, так как прибыль зависит не только от цены, но и от средних издержек (АС). Кроме того, антимонопольные органы контролируют чистые монополии. Своеобразный способ смягчения интересов монополиста получил название «ценовой дискриминации», одна из форм которой – продажа одного и того же блага по разным ценам разным покупателям (например, продажа проездных билетов муниципальным предприятием общественного транспорта).
Экономические последствия деятельности монополий: · Неэффективное распределение ресурсов, частые потери в общественном благосостоянии («потери мёртвого груза»). Это явление может быть названо «Х-неэффективность». Отсутствие конкуренции приводит к неэффективному использованию ресурсов, бесхозяйственности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |