Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №4. Культурная динамика

Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели:

· Эволюционная (линейная). Г. Спенсер, Э. Тейлор, Дж. Фрейзер, Л. Морган.

· Циклическая. Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, Н. Гумилев, Шпенглер.

Наиболее фундаментальным вкладом в области анализа циклического процесса социокультурной динамики являются исследования П.А.Сорокина.

Выделяется три основных типа культур:

· Идеациональная культура, основанная на религии, ценностях духовного плана.

· Чувственная культура – развитие науки, прагматизм, рационализм.

· Идеалистическая культура – гармоничное сочетание ценностей.

Эти типы культур сменяют друг друга и, таким образом, происходит социокультурная динамика.

Тема 9: Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений (Демьяненко Ольга)

План: 1) личность, как объект социологического анализа

2) социализация личности

3)социальная типология личности

4) ролевая концепция личности

5) социальный контроль и девиантное поведение личности

1 вопрос:

Понятие личность широко используется как в повседневном, так и в научном дисскусе. В повседневном употреблении это понятие имеет следующее значении: 1)человек, обладающий особыми характеристиками, подчеркивающими индивидуальность. 2)выдающиеся способности, которые выделяют его среди других в положительном аспекте. 3) личность равно человек равно индивид.

Суть социологического подхода к личности: человек- самое общее понятие, обозначающее принадлежность данной особи к человеческому роду. Индивид- понятие, концентрирующее внимание на отдельности этой особи; отдельный конкретный представитель человеческого рода. Индивидуальность- уникальность индивида, его неповторимые характеристики. Широко используется в психологии. Личность- устойчивая система культурно и социально значимых черт индивида, проявляющихся в его деятельности; социализированный индивидуальный актор. Первым социологическое понятие личности предложил Маркс, подчеркнув, что личность тождественна социальному в человеке, т.к. личность- предмет изучения комплекса наук. Каждая из них обращается к той или иной стороне личности. Например, психология обращает внимание на совокупность эмоций, чувств, процессов. Социальные качества личности- сложный комплекс, т.к. в процессе развития от биологического организма до личности учавствуют различные факторы: биологические задатки, культура общества, коллективный или индивидуальный опыт. В структуре личности можно выделить разные уровни: биологический, психологический, социальный. Выделяют 2 подсистемы: 1-отношение личности с внешней средой и 2-внутренний мир личности. Они взаимодействуют между собой.

В структуре личности выделяют элементы, которые определяют социальное поведение личности:

1-потребности

2-интересы- осознанные потребности- реальные причины деятельности субъекта, направленные на удовлетворение потребностей

3-ценностные ориентации. Вебер считает ценности одним из мотивов социального действия. У Парсонса ценности- представления о желаемом типе системы. Они регулируют принятие решений субъектами действия, обеспечивают сохранение и восприятие культурных образцов.

Ценности- материальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. Ценности представляют некую систему, оказывающую на поведение личности в различных ситуациях социального взаимодействия.

Ценностные ориентации- установки личности на ценности материальной и духовной культуры. Являются конкретизацией ценностей, воплощаясь в четкие показатели, которые изучают социологи. В социологии используют понятие «базовые ценности»-ориентация людей в жизни в целом, в основных сферах их деятельности. Эти ценности имеют предметное содержание, могут быть основой для типологии личности. К базовым ценностям относят: ЗОЖ, гуманистическая культура общения, самореализация.

Терминальные ценности- цели, идеалы, присущие личности.

Инструментальные ценности- одобряемые большинством средства цели.

4-установки. Понятие употребляли Томас и Знанецкий.- ориентация индивида в качестве члена группы относительно ценности группы. Социальная установка- детерминированная социальным опытом модель восприятия и отражения идеальных или материальных объектов действительности; рациональное и чувственное представление о возможности тех или иных действий для достижения поставленной цели. Социология рассматривает личности, как деятельно существо в контексте окружающей среды, которая обуславливает не только ее сущность, но и структуру.

5-функциональная структура личности- комплексы деятельности и отношений личности.

6-социальная структура личности с объективными(статусы, роль) и субъективными(диспозиции, ожидания) чертами.

Теории личности:

1-статусная

2-ролевая

3-нормативная

4-диспозиционная

Личность- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных отношений по средствам активной деятельности и общения.

 

2 вопрос:

Гидденс «Теория социализации». Социализация-процесс становления и функционирования личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимодействие с обществом.

И. Кон: социализация-процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Основные характеристики этого процесса:

1)социальная активность, с его способностью при взаимодействии со средой усваивать ее требования и изменять ее. Процесс социализации- единство процессов адаптации и интериоризации. Адаптация- приспособление человека к социальным условиям, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в этом процессе субъектов. Интериоризация- включение социальных ценностей и норм человека во внутренний мир человека, в результате чего он активно взаимодействует с обществом.

2)передача социального опыта. По средствам социализации новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. Человек обретает социальное отождествление, т.е. возможность показать членам своей или другой группы, что он разделяет ценности, традиции своей группы.

3)социализация начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Отдельные периоды жизни имеют большее или меньшее значение для социализации. Период наиболее интенсивной социализации- детство.

Существует 2 типа социализации:

1-первичная-в детстве, когда индивид становится человеком общества;

2-вторичная-процесс, в результате которого социализированный индивид вливается в секторы экономики и др.

4) социальное научение. Комплексное изучение форм научения: научение закреплениям; научение через наблюдение; научение в ходе ролевого социального взаимодействия. В ходе научения у человека формируется как бы вторая натура- габитус- совокупность культурного наследия, глобоко усвоенная индивидом и направляющая индивида даже без участия его сознания. Различают культурный, классовый, гендерный габитусы.

5) участие различных агентов. Основные агенты: семья, школа, вуз, группа, профессиональная группа, СМИ. В настоящее время признается наличие многоканальной системы молодого поколения. Семья не может претендовать на роль лидера. Эту роль начинают занимать СМИ.

6) этапы, стадии социализации, субъекты или агенты, условия или среда социализации, ее фазы, формы, механизмы(теории)-теория зеркального Я.

Анализ содержания процесса социализации показывает, что на каждом этапе личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важен этап первичной социализации и роль семьи. Но в современном обществе значительную роль стали играть СМИ. Между структурой социального мира и личности происходит процесс взаимного приспособления.

 

3 вопрос:

Типология- система типов.

Тип- внутренне однородные, качественно отличающиеся друг от друга группы, характеризующиеся какими-либо признаками.

К типологизации принимают следующие критерии: характеристики ролевого поведения людей, отношение людей к целям и средствам деятельности в сходных ситуациях.

Социальный тип личности- продукт переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

Д. Рисмен: зависимость типов личности от типов общества. Типы личности:

1- консервативный

2-изнутриориентированный (характерен для индустриального общества)- социальная атомизация, ослабление силы традиции, поведение человека определяется интериализованными в детстве признаками, личность динамична, открыта. Роль традиционных норм значительна

3-извнеинтегрированный. Поведение определяется другими(мода, связи, СМИ). Человек обезличен, стандартизирован, объект манипулирования.

Э. Хромм: выделяет типы личности по критерию социального характера:

1-рецптивный

2-эксплуотаторский

3-стяжательский

4-рыночный

Р. Мертон: делит типы личности по критерию социального поведения:

1-конформист

2-новатор

3-ритуалист

4-изолированный

5-мятежник

Гумилев выделяет следующие типы:

1-люди с энергией

2-люди с избытком энергии

3-люди с недостатком энергии

Нимеровский различает типы личности по критерию потребностей:

1-созедатель

2-романтик

3-потребитель

4-лидер

5-конформист

По критерию ценностных ориентаций:

1-традиционалисты

2-идеалисты

3-фрустрированный тип

4-реалисты

5-гедонисты.

 

4 вопрос:

В социологии существует несколько теорий личности. Наибольшая популярность у ролевой и статусной теории. В основе ролевой концепции лежит понятие социальная роль.

Социальная роль- тип поведения личности, обусловленный ее социальным положением-статусом. Это ожидаемое поведение индивида, соответствующее его статусу. Некоторые социологи(функционалисты) рассматривают социальные роли, как жестко определенные и относительно постоянные части культуры общества. Они являются социальными фактами. Человек получает информацию о различных социальных ролях в соответствии с определенными предписаниями. Выделяют ожидаемые и исполняемые роли, т.к. индивид может обладать несколькими индивидуальными статусами, то и совокупность ролей, соотнесенных с ними, определяется как ролевой набор. Из этого могут следовать ролевые конфликты. Между ролевыми ожиданиями и ролевыми исполнениями в жизни человека не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых наиболее важное значение имеет соответствие потребностей и интересов личности его социальной роли. Рассматривая свойства роли Парсонс сформулировал следующие ее характеристики и зависимости:

1) Часть ролей ограничена в пространстве и времени, другая часть ролей размыта, неопределенна, третья часть- длительные роли

2) Часть ролей требует четкого соблюдения правил, а другая- практически их не требует.

Выполнение роли связано с мотивационными характеристиками личности, т.е. мотивы исполнения ролей могут быть различны. Социальная роль, которую выполняет человек, значительна в его жизни.

 

5 вопрос:

Понятие социальный контроль и его содержание рассматривается в контексте противодействия любому отклоняющемуся от нормы поведению.

Социальный контроль- целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержания социального порядка и стабильности.

Исходным понятие является «социальная норма».

Социальная норма- предписания, ожидаемые от той или иной роли..

Социальные нормы- исторически сложившиеся понятия о том, что приемлемо для данной группы. Социальные нормы могут быть правовыми, моральными, эстетическими, политическими и др. нормы задают обычаи, традиции, которые регулируют поведение людей. Социальное поведение, соответствующее определенным социальным нормам, приемлемым в обществе, обозначается как конформистское. Основная задача социального контроля- воспроизводство такого типа поведения. Для контроля за соблюдением ценностей и норм применяются социальные санкции- реакция группы на поведение социального субъекта. С помощью санкций осуществляется нормированное регулирование социальной системы. Санкции делятся на негативные(наказания) и позитивные(одобрения).

Парсонс выделил следующие основные методы социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация.

В наибольшей степени нуждаются в социальном контроле индивиды с отклоняющимся поведением- девиантой.

Девиантное поведение- поведение, противоречащее существующим нормам, традициям, обычаям, стереотипам.

Причины девиации:

1)нормы не абсолютны, меняются оценки постулатов

2)нормативные системы различаются в разных странах

3)сами нормы расплывчаты, неопределенны

4)в современном плюралистическом обществе девиантное поведение рассматривается с точки зрения различных групп индивидов.

В оценки отклонений выделяют 2 подхода: относительный и абсолютный.

В оценке отклоняющегося поведения можно выделить позитивно-отклоняющееся поведение и негативно-отклоняющееся.

Исходя из целей и направленностей девиантного поведения выделяют следующие его типы:

1-деструктивное(алкоголизм, наркомания)

2-ассоциальный(вред обществу, хулиганство)

3-противоправный(убийство)

Классификация девиантного поведения в зависимости от его массовидности:

1-индивидульное

2-групповое

30свойственное всему обществу.

Существует несколько теорий, объясняющих причины девиации:

1-биологические концепции- Лондрозе(предрасположенность к девиации задана на генетическом уровне)

2-психологические концепции- Фрейд(у отдельных людей развивается аморальная личность)

3-социологические концепции- Дюркгейм(девиация связана с массовым отклонением от норм в периоды перемен, кризисов)

Мертон модифицирует понятие аномии, использует его для обозначения напряженности возникающей в поведении индивидов в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальными нормами.

 

Тема 10. Социальные институты и институциональные отношения (Тарханова Елизавета)

1. Понятие и функции социальных институтов
2. Возникновение и изменение СИ
3. Характеристика основных СИ (вопрос на самоизучение)
1. Понятие и функции социальных институтов
Сам термин означает установление устройства. Заимствовано из юриспруденции, где этот термин был для обозначения совокупности норм регулирующих правовые отношения. В социологии этот термин охватывает широкий диапазон общественных отношений или социальных связей.
Т.Веблен говорит: «Это совокупность обычаев, привычек, образа мысли и жизни передаваемых из поколения в поколения и меняющиеся в зависимости от обстоятельств, служащих орудием приспособления к ним»
Г.Спенсер указывает на то, что совокупность си и сеть функциональных связей между ними выделяют строениеи базовую организацию общества. Это органы общественного супер организма, позволяющие нести повседневную жизнь людей.
М.Вебер СИ- фабрики по воспроизводству социальных связей.
К.Маркс СИ- исторически сложившиеся, обусловленные социальными и производственными отношениями, формы организации и регулирования социальной деятельности.
Т.Парсонс строит концептуальную модель общества, как систему отношений СИ. СИ «особым образом организованные «узлы», связки социальных отношений»
Социальный институт – организация социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы, целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенных сферах общества.
Существуют социальные практики в разных сферах жизнедеятельности. Например, семья – это принятая обществом форма постоянной совместной жизни мужчины и женщины, связанной с продолжением рода. Нормы отношений в семье, правила образования семьи, роли и права, символы, в которых общество фиксирует свои представления связанные с жизнью людей.)
В настоящее время семья – это социальная группа, которая имет цель продолжения рода и воспитания поколени.

По утверждению социологов в каждом обществе существует 5 групп СИ:

· Экономические (право и распространение товаров и услуг)

· Политические (властные отношения в обществе)

· Стратификации (распределение статусов и доходов в обществе)

· Родства (семья)

· Культуры (передача ценностей)

Любой СИ можно охаректризовать с точки зрения внешней и внутренней деятельности.
«Совокупность учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющие конкретные функции»
С внутренней стороны – набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Каждый СИ характеризуется наличием:

· Цели деятельности

· Конкретными функциями

· Набором социальных позиций и ролей

· Системой санкций обеспечивающий поощрение желаемого и подавление нежелаемого.

СИ индустриального общества

Название Функции Группы Ценности Роли Нормы
Семья · Социализация · Защита детей Родственники · Мат.ценности · Верность · Уважение к родителям · Дочь · Сын · Отец и тд Верность, иметь столько детей,сколько можешь содержать.
Экономика · Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы · Эффективное производство · Получение прибыли · Рабочий · Покупатель · Продавец Труд. Клиент всегда прав.
Образование · Знания и навыки передавать из поколения в поколение Школы,Вузы Студ.совет · Терпимость · Академич. честность · Учитель · Декан · Тренер Выполнять д/з Контроль знаний  
Политика · Иерархия власти Партии Парламент · Право голоса · Президент · депутат 1 человек- 1 голос
Религия · Мировоззренческая(наполняет жизнь особым смыслом) · Компенсаторная(религия удаляет ощущения бессилия) · Коммуникационная(общение верующих между собой) · Регулятивная(осознание норм, кт есть в каждой религии) · Культурная (нормы, мораль) · Политическая(лидеры разных общностей используют религию для объяснения своих действий) Церковь Религиозная община · Вера · Нравственность · Добро/зло · Ангел · Демон · верующий Вера в сверхестесвеннное
Наука · Признание новых идей · Поддержка системы образования Союзы ученых СО РАН · Знания · опыты · Ученый · Профессор Описание наблюдаемых процессов. Выдвижение гипотез.
Здравоохранение · Поддержка здоровья населения · Обеспечение доступной мед.помощи Поликлиники Больницы · Честность · Отзывчивость · Бескорыстие · Врач · Больной   Добросовестно выполнять работу. Не обманывать больных.
Армия · Охрана государчтва от нападения внешних врагов Флот Армия · Добросовестно нести службу · Генерал · Солдат · Санитар Следовать иерархии. Верно нести службу

 

Функции:

Опираясь на понимание Мертона Р, его понимание функций как последствий, можно отметить существование явных и латентных функций СИ.

Явные функции – связанные с удовлетворением тех или иных потребностей людей.

Значительную часть функциональных результатов деятельности СИ люди не осознают, то есть институты выполняют скрытые функции.

2 типа латентных функций:

· Всеобщая (неявно все СИ. Например, функция регулирования, социализации)

· Специфические(для данного института. Образование – воспроизводство социальной стратификации, то есть формируется неравенство статусов и доходов в зависимости от уровня образования)

Функции СИ реализуется во взаимодействии с внешней средой(общестов, др СИ). СИ могут иметь последствия деятельности, которые противоречат целям СИ, то есть в процессе взаимодействия с внешней средой могут возникать нарушения.

Дисфункции – цели деятельности, не соответствующие деятельности института характеризует социальные потребности, в падении престижа и авторитета, в вырождении его отдельных функций в символическую деятельность.
Яркий пример – персонификация СИ.(Институт действует не для реализации целей, а реализует цели субъекта, кот. решает главные задачи)
Дисфункции можно наблюдать и к политическим и экономическим институтам.

Выделяют простые и сложные институты:

Простые – это такие СИ, как семья, дружба.
В сложных выделяется самостоятельная управленческая система.

Социальный институт – устойчивый тип и форма общественной жизни, посредством которых организуются стабильные отношения и связи в рамках конкретного общества, части или всего человечества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №3. Многообразие культур | Вопрос №2. Возникновение и изменение СИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.