Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Мотив и мотивация

Креативность. Отличие креативности от интеллекта.

Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки. До сих пор некоторые психологи рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта. Однако между ними имеется более существенное различие, для объяснения которого можно воспользоваться двумя типами мышления, предложенными Д. Гилфордом в его кубической модели интеллекта: Конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через синтез известных знаний), на которое опирается интеллект. Дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей), на него опирается креативность.

Установлено, что креативность зависит от социоэкономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию.

Развитие креативности немыслимо без совершенствования ряда психологических слагаемых, присущих любой одаренной личности (по А.Луку). Это:

- Зоркость в поисках проблем как качество мышления, т.е. умение обнаружить среди привычных явлений необычное.

- Умение свертывать мыслительные операции в длинной цепи рассуждений и заменить их обобщающей операцией. Прежде чем творить, нужно накопить некоторый минимум знаний, который обычно составляет внушительный объем.

- Владение обобщающими стратегиями через приемы переноса опыта решения одной задачи к решению другой.

- Цельное восприятие.

- Навыки отдаленного ассоциирования различных по содержанию понятий. Подобные ассоциативные сети обеспечивают быстрый доступ к актуальной информации, хранящейся в памяти человека.

- Гибкость мышления как умение переходить от одного класса явлений к другому, существенно не совпадающему по содержанию с первым. Это обеспечивает возможность перебора большого количества вариантов возможных решений актуальной проблемы и выбора наилучшего из них.

Легкость генерирования идей. Здесь важно использовать различные каналы переработки информации для создания образов этих идей.

 

Понятие мотивации. Процесс мотивации. История исследований и взглядов на природу мотива и мотивации. Вклад К.Платонова, Д.Узнадзе, А.Маслоу, А.Леонтьева, В.Магун, Б.Ломова, Б.Додонова, В.Мясищева, Е.Ильина. Основные концепции сущности мотивов. Потребностная концепция. Концепция «опредмечивания потребности». Концепция осознанного побуждения. Концепция намерения. Концепция личностных диспозиций.

Основные термины и понятия: мотив, мотивация.

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Процесс мотивации

 

Стимулы

 

Мотивы человека

 

Удовлетворение потребностей

Мотив – это то, что взывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы:


  1. Потребности
  2. Инстинкты
  3. Влечения
  4. Эмоции
  5. Установки
  6. Идеалы

Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма:

  1. Материальные
  2. Биологические
  3. Духовные
  4. Социальные
  5. Самовыражения
  6. Безопасности
  7. Властвования
  8. Коммуникации

Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека:

  1. Принуждение
  2. Материальное поощрение
  3. Моральное поощрение
  4. Самоутверждение

Мотивировани е - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов:

Еще в древние времена начался поиск причин определенного поведения человека, изучения детерминации его активности. Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ считали, что поведение человека обусловлено нуждой, влечением, стремлением, желанием, страстью и условиями жизни.

В 15 веке возникла теория гедонизма. Ее главным тезисом является то, что основным движущим началом человека, определяющим его поведение и поступки, является наслаждение, стремление к удовольствиям, которые даны ему от природы.

Аскетизм – противоположное гедонизму направление – в качестве таких сил видело жесткие ограничения чувств, желаний, потребность в перенесении боли и различного рода страданий.

В настоящее время существует десятки направлений, каждое из которых, вложив в этот термин свое содержание, разрабатывает собственные теоретические подходы к структуре, формированию и развитию мотивов. Такое положение, естественно, породило противоречивые взгляды на роль мотивов в жизнедеятельности человека, на возможность управления его поведением и деятельностью через мотивационную сферу. Психологи под мотивами понимают установки, различного рода потребности, инстинкты, эмоции, условия жизни, склонности, желания привычки, предметы внешней среды, интеллектуальный продукт.

Разногласия также проявляются и в понимании феномена потребности как внутреннего источника активности человека, связанного непосредственно с мотивами. Потребность отождествляется с нуждой в чем-нибудь, предметом удовлетворения нужды, состоянием отсутствия благополучия, необходимостью и психическим состоянием.

По мнению К. Платонова, Д. Узнадзе, А. Маслоу, потребность как нужда, понимается в смысле нехватки чего-то, надобности или потребности в чем-то органическом или социальном. К.Платонов замечает, что потребность есть психический образ нужды, но не сама нужда.

А.Леонтьев, считает потребность как предмет удовлетворения нужды, отождествляется с отражением в сознании человека того реального предмета, который может устранить эту нужду. При таком подходе, потребность меняет роль причины и становится следствием нужды, что не соответствует здравому смыслу.

В.Магун, потребность как состояние отсутствия блага. Если предмет, характеризующий благосостояние человека, у него отсутствует, то это говорит о наличии потребности. В этом случае человек стремится овладеть этим предметом, активизируется и таким образом саморазвивается. Если же предмет имеется, то потребность отсутствует, саморазвитие тормозится.

Б.Ломов, Б.Додонов, потребность как объективная необходимость, вызывает возражения по той причине, что потребность проявляется и в виде субъективной необходимости.

В.Мясищев. Потребность как психическое состояние переживание нужды. Данное видение проблемы подвергается критике за то, что состояние как преходящее явление отражает лишь сиюминутную потребность.

Е.П.Ильин, потребности – это отражение в сознании надобности в чем-то, субъективно переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность человека. Потребность побуждает психическую активность, но необязательно поступки, действия и деятельность. Этим самым, Ильин допускает существование пассивных потребностей. Пример: переживание не всегда вызывает деятельность.

Интерес к данной проблеме не снижается, так как знание мотивов индивида позволяет решать ряд практических задач по активизации человеческого фактора в различных сферах жизнедеятельности: обучения, воспитания, профессионального отбора, формирование команд.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка уровня развития интеллекта. Нарушения интеллекта | Основные концепции сущности мотивов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.