Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции сущности мотивов

В настоящее время в основу понимания мотива в каждой научной концепции закладывается какой-либо психологический феномен. От него далее строиться все рассуждение.

Потребностная концепция мотивов (Л.Божович, А.Ковалев, С.Рубинштейн, П.Симонов) отождествляет мотив с потребностью. Основная идея состоит в том, что у человека обязательно проявляется активность при появлении потребностей. Существует ряд возражений данной концепции:

- мотивы относительно независимы от потребностей. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать неодинаковые мотивы;

- рост потребностного напряжения не обязательно вызывает пропорционально повышение психической активности;

- мотив, отождествленный с потребностью, не обнаруживает цели и смысла активности, так как не отвечает на вопрос, почему человек проявляет активность;

- удовлетворяться могут потребности, а не мотивы.

Концепция «опредмечивания потребности» (А.Леонтьев, С.Рубинштейн, С.Манукян) рассматривает мотив как предмет удовлетворения потребности. Материальный или представляемый предмет либо придает смысл, направленность побуждению, либо сам обладает побудительной силой, порождающей действия и деятельность. При этом предполагается возможность цели деятельности выступать в роли мотива. Данное явление наблюдается в том случае, когда потребность состоит не в овладении предметом, а в удовольствии, получаемом в самом процессе овладения. Возражения сводятся к тому, что предметы могут быть побудителями потребностей, но не действий и деятельности.

Концепция осознанного побуждения (В.Ковалев, Г.Олпорт, С.Рубинштейн, Х.Хекхаузен) представляет мотив как внутреннее осознанное побуждение, которое как свойство личности возникает при высшей форме отражения потребностей и отражает готовность человека действовать. В данном подходе рассматривается подмена смысла.

Концепция намерения (Л.Божович, К.Левин) приписывает роль побудителя поведения намерению как отдаленной во времени и порожденной потребностью цели в условиях, когда требуется принимать решения. С одной стороны, правомерность такой позиции вытекает из определения намерения как сознательного стремления человека завершить действие в соответствии с намеченной программой и принятым решением. Однако в намерении может не содержаться побуждения к активности.

Концепция личностных диспозиций (В.Мерлин, Х.Мюррей, К.Платонов). Диспозиция – предрасположенность к определенному виду действий, поступков и поведения. Поведение в сильной степени определяется диспозицией индивида. В этой связи диспозиции участвуют в формировании мотивов и, следовательно, в детерминации активности человека. Нечеткость данной позиции проявляется в том, что среди диспозиций имеются те, которые вполне заслуживают статус потребности.

Концепция психического состояния (Дж. Гилфорд, А.Мейерович) связывает детерминацию поведения и деятельности с ожиданием конкретного психического состояния, которое должно наступить после удовлетворения какой-либо потребности. Возникающий образ ситуации, в которой удовлетворяется потребность, стимулирует активность человека.

Концепция реактивности организма (Дж. Уотсон) предлагает в качестве мотива рассматривать реакции организма на внешние стимулы. Вместо мотивов вводятся в рассмотрение побуждения (драйвы), появляющиеся как результат совместного действия стимула с удовлетворением органических потребностей. Представители этой бихевиористской концепции высказывали мысль об инстинктах как источниках врожденных мотивов.

Психоаналитическая концепция З.Фрейда объясняет мотивированное поведение людей их потребностями удовлетворять врожденные инстинкты и влечения. Энергия инстинктов из сферы бессознательного стимулирует активность людей.

Концепция тревожности (К.Спилбергер, Г.Нейл, Д.Хансен) связывает поведение и результаты деятельности человека с уровнем его личностной и ситуативной тревожности. Эти оба вида тревожности по-разному влияют на поведение людей. Личностно тревожные люди воспринимают объективно безопасную для успеха ситуацию как угрожающую, и в этой связи их поведение чаще обусловлено мотивами избежания неудач, безопасности. Ситуативно тревожные люди больше мотивированы на достижение успеха.

Концепция когнитивного диссонанса (Л.Фестингер) утверждает, что мотивы порождаются фактором рассогласованности (диссонанса) системы знаний, взглядов, мнений (когниций) человека. Расхождение между когнициями, т.е. между усвоенным знанием человека и новыми фактами, заставляющими усомниться в нем, мотивирует человека на поиск решения возникшего когнитивного диссонанса.

Деятельностная концепция (К.Абульханова-Славская, С.Рубинштейн, А.Леонтьев, Б.Ломов, В.Шадриков) определяет мотивы как осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей. Под побуждением понимается стремление к удовлетворению потребностей. Потребностный характер мотивов рассматривается в общественно-историческом плане: потребности и мотивы являются результатом производственной деятельности людей. При изучении мотивов, по Б.Ломову, надо исходить не из абстрактно взятого индивида, а из того, как он включен в систему общественных отношений, каковы его связи и отношения с другими людьми. При этом потребности не наделяются побуждающей функцией, предопределяющей поведение и деятельность. Эта роль принадлежит исключительно мотивам. Потребности – это нужда, испытываемая человеком, мотивы – это его побуждения к активности, вызванные нуждой. Мотив – это осознанная потребность, но не сама потребность, а ее отражение в сознании.

Высшим регулятором деятельности, организующим все психические процессы для ее реализации, является вектор «мотив-цель». При этом мотиву приписывается роль побудителя деятельности, а цели – роль «конструктора», от которого зависят величина прилагаемых индивидом усилий, темпы продвижения к результату и характеристики самого результата деятельности. Цель – это предполагаемый результат деятельности. Цель относится к предмету, который должен быть преобразован в продукт в процессе деятельности. Обычно мотив появляется раньше цели, так как цель формируется лишь при наличии конкретных потребностей и соответствующих им мотивов. Без деятельности и мотива деятельности не существует.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Мотив и мотивация | Иерархия потребностей по А. Маслоу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.