Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность в системе социального партнерства

Участие работников и работодателей в управление и организации

Коллективные договоры и соглашения

Коллективные переговоры

Субъекты социального партнерства

Понятие, принципы, формы, система социального партнерства

Социальное партнерство - сложное общественное политическое явление понимание, которое возможно в экономическом, в правовом, социологическом аспектах.

В экономической и социальной политики означает консультации и сотрудничества между наемными работниками (профсоюзами), работодателями на разных уровнях по поводу определения взаимно приемлемых условий найма и оплаты труда.

С т.з. правовой науки социальное партнерство понимается

как метод трудового права (Лужниковы).

Как институт трудового права (Бондаренко, Куриной)

 

Существование разных представлений о социальном партнерстве – это результат не последовательного отношения законодателя формулированию правил и принципов социального партнерства.

Наиболее верная будет мнение Киселева, социальное партнерство неправовая категория.

Он считает, что это социологическое, этическое понятие включающее сотрудничество социальных партнеров, а задачи трудового права он называет определение правовых рамок социального партнерства, т.е. установление правового статуса социальных партнеров, форм социального партнерства, акт социального партнерства.

Легальное определение социального партнерства содержится в статье 23 ТК.

Правовые основы социального партнерства:

международные стандарты труда.

*конвенция МОТ №87» о свободе ассоциаций и правильную организацию»

*конвенция №111 «о дискриминации в области труда и занятий»

Конвенция МОТ №135 «о представителях трудящихся»

*№ 154 «о коллективных переговорах»

Раздел 2 ТК, ФЗ «о профсоюзах и объединение работодателей», законы о российской 3сторонней комиссии по регулирование трудовых социальных отношений

Принципы социального партнерства: наиболее существенная идиллия, на которых базируется социальное партнерство (ст. 24) и вытекают из международных стандартов

Принципы: 1. свобода ассоциаций защита прав профсоюзов и иных представителей трудящихся

2.принцип 2 или 3 стороннего сотрудничества.

3. полномочность представителей сторон

4. обеспечение права на коллективные переговоры

5. обязательности и надлежащего исполнения, заключенных соглашений

6. применительно третейского разбирательства трудовых конфликтов

7. мирных переговоров и взаимных консультаций

 

Форма социального партнерства – это способы согласования интересов социальных партнеров:

Коллективные переговоры. С целью заключения коллективных соглашений

Взаимные консультации между представителями работников и работодателей

Участие работников через своих представителей и непосредственно в управление организации

Участие представителей работников в разрешение трудовых споров

 

Уровни социального партнерства:

1. Локальный уровень. Отдельно взятое предприятие

2. Территориальный. Муниципальное образование

3. Региональный

4. Межрегиональный

5. Общероссийский уровень

 

2. субъекты социального партнерства: стороны социального партнерства(работники и работодатели; участники социального партнерства(представители работников, представители работодателей, органы гос. власти и МСУ); органы социального партнерства (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)

Представители работников: на уровне локальном первичные профсоюзные организации, так и иные представители выбранные работниками на общем собрание в случаях: если первичная профсоюзная организация не создана; если первичная профсоюзная организация малочисленная, не объединяет половину работников и на общем собрание ей не доверили представлять интересы работников; либо единый представительный орган сформированный из представителей от всех первичных профсоюзных организаций, созданных у данного работодателя.

Представителями работодателями на уровне выше локального является объединение работодателей, в которых состоят эти работодатели. По письменной просьбе работодателей их представителями могут выступать объединения, в которых работодатели не состоят.

На локальном уровне представителем работодателей юридического лица, являются руководители и назначенные им лица (приказ издается).

Интересы работодателей государственных и муниципальных учреждений являются соответствующие органы власти.

Государственные органы и органы МСУ выступают как участники социального партнерства представляя интересы государства и муниципальных образований и выступают в отношение социального партнерства, как участник функции которого специфичны(защита общественных интересов; координация совместных действий социальных партнеров; примирение сторон путем урегулирования конфликта).

 

Комиссии создаются для введения коллективных переговоров, разработки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением и обеспечение урегулирования социально трудовых отношений. Такие комиссии могут быть созданы над всем уровнем социального партнерства по принципу бипартизма или трипартизма, постоянно действующие и временно действующие.

Постоянно действующие создаются на уровне РФ (российская трехсторонняя комиссия)

Временно действующими считаются комиссии, создаваемые на локальном уровне социального партнерства.

Функции постоянно действующих комиссий охарактеризованы, также в статье 35 прим.

 

Коллективные переговоры проводятся между работодателем, группой работодателей несколькими объединениями работодателей с одной стороны и отдельными или несколькими организациями трудящихся с другой стороны с целью урегулирования условий труда и занятости путем заключения коллективных договоров и соглашений.

Право на коллективные договоры принадлежит работникам и работодателям, выступающим в лице представителей.

Объект – действие сторон по разработке, изменению и заключению коллективных договоров и соглашений.

Содержание: право выступить с инициативой проведения коллективных переговоров (инициатива и работников и работодателей). От имени работодателей предложить начать коллективные переговоры вправе: на локальном уровне социального партнерства – руководитель, издав приказ и назначив своих представителей; на уровнях выше локального – объединение работодателей, которые принимают это решение на съезде; от имени работников на уровнях выше локального решения о начале коллективных переговоров принимают соответствующий профсоюз (на съезде, конференции), на локальном уровне инициировать коллективные переговоры вправе:

-первичная профсоюзная организация большинства (более чем половина данного работодателя) решение профкома.

 

-единый представительный орган может начать переговоры, сформированный из нескольких профсоюзных организаций, объединяющий в совокупности более половины работников данного работодателя; решение единого представительного органа.

-первичная профсоюзная организация, не объединяющая половину работников, но наделенная на общем собрание правом начать коллективные переговоры.

-иные представители выбранные работниками на общем собрание, если отсутствует профсоюз большинства и работники, имеющие профсоюз не наделили полномочиями по представительству; решение единого представительного органа.

Полномочный представитель стороны готовит уведомление в письменном виде в произвольной форме о начале коллективных переговоров.

Право вступит в коллективные переговоры и право требовать ответа на свое предложение.

Вступить в коллективные переговоры - это значит назначить в течение 7 календарных дней своих представителей для введения коллективных переговоров.

Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения ответа.

3 этап. Создание комиссии по ведению коллективных переговоров. Создается на весь срок коллективных переговоров и срок действия коллективных переговоров. -> орган социального партнерства(статья 35, часть 5 статья 37). Комиссия создается на паритетных началах из равного количества представителей от работников и работодателей.

4 этап. Переговоры. Максимальная продолжительность 3 месяца. Подписывается коллективный договор или составляется протокол разногласий.

Регламент коллективных переговоров стороны разрабатывают самостоятельно. Стороны имеют право на информацию соответственно с частями 7 и 8 статья 37.

Статья 39- гарантии

Работодатель обязан создать условия, для коллективных переговоров обеспечив гарантии компенсации в соответствии с 39 статьей.

Составить комплект договоров от имени иного представителя

4. акты социального партнерства.

Коллективные договоры и соглашения – это акты социального партнерства, являющиеся результатом коллективных переговоров.

 

Это источники трудового права, с помощью которых осуществляется первичное правовое регулирование, и преодолеваются пробелы вправе,.

Закрепляют взаимные обязательства сторон, действующие до момента их исполнения. Они выполняют производственную организующую функцию, упорядочивая процесс использования труда работника и выполняют защитную функцию, устанавливая дополнительные гарантии, льготы и преимущества для работников, ограничивая право работодателей в одностороннем порядке менять условие труда.

Виды социального партнерства

Коллективный договор- статья 40.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

 

Условия коллективного договора могут быть классифицированы в следующие группы:

1. Информационные – воспроизведенные из трудового кодекса и иных нормативно-правовых актов положение. Для информации

2. Нормативные – локальные нормы права, которые включаются в коллективный договор: во-первых, если законом прямо предусмотрен коллективно договорный порядок урегулирования тех или иных вопросов; во-вторых, когда преодолевается пробел вправе; в-третьих, когда общие положения законодательства уточняются применительно к особенностям работы у данного работодателя. По юридической природе- это норма соглашения, в которых применяется взаимная воля сторон социального партнерства и государства

3. Обязательственные. Содержат конкретные обязательства сторон с указанием срока их выполнения и конкретного исполнения. И погашаются исполнением этих обязательств. Статья 41

4. Организационные

Коллективный договор читать. Подготовить анализ: стороны, участники, на основание чего получил полномочия, срок действия коллективного договора, зарегистрирован где, условия коллективного договора. (Каких больше из 4)

Структура.

Регулирует ли либо содержит информационные условия.

Коллективный договор запрещается называть локальным нормативным актом.

Действие коллективных договоров. Статья 43. Вступает в силу с момента подписания, но подлежит уведомительной регистрации. регистрация статья 50

 

Соглашение- акт социального партнерства, заключаемый выше локального. Регулирует отношения и устанавливает общие принципы регулирования экономических отношений.

Виды соглашений назван статья 45

 

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования уровне.

социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 

Двухсторонние и трёхсторонние (с участием государственных органов и без)

Законодательно не установлено соглашение между актами социального партнерства. Не указано.

Действие соглашений – 3 года

1 раз может продлеваться.

Статья 48. Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

 

Действие распространяется на участников объединений работодателей и их работников, а также на присоединившихся к соглашению работодателей и их работников.

Право выбора одного соглашения из нескольких принадлежит работнику, он может выбрать наиболее благоприятное.

Все соглашения подлежат государственной регистрации в федеральной службе по труду и занятости и ее территориальных органов.

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОЙСТРОЙСТВА.

1. Понятие занятости и рынка труда. Государственная политика в области занятости

2. Правовой статус безработного

3. Общественные работы

4. Трудоустройство

Рынок труда - это совокупность экономических и правовых отношений, связанных с содействием (обеспечением) эффективной трудовой занятости, удовлетворение спроса и предложения на рабочую силу.

Рынок труда - социально экономические отношения в рамках, которых осуществляются взаимосвязи участников рынка под воздействием спроса и предложения на определенный рыночный продукт - как объект взаимоотношения работника и работодателя (Маврин С.П.)

Участники отношения на рынке труда - безработные граждане, работодатель, государство

Источники трудового регулирования- отношения на рынке труда

- международные акты: 1.всеобщая декларация прав человека

2.Международный пакт об экономических и социальных правах

3. Конвенция МОТ №122 «о политике в области занятости»

4. Конвенция МОТ №168 «о содействии занятости и защиты от безработицы»

5. №159 «о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов

6.№181 «о частных агентствах и занятости»

7.Европейская социальная хартия

-Российское законодательство: 1.закон РФ от 19 апреля 1991 «о занятости населения в РФ» в редакции 20 апреля 1996 года, послед. изменения и дополнения

2.Постановление правительства от 14 июля 1997 № 75 «об утверждение положения об организации общественных работ»

3.Приказ Минсоцразвития от 30 сентября 2010 № 847 «об утверждение порядка регистрации безработных граждан»

4.Постановление правительства от 3 ноября 2011 № 888 «об утверждение минимального и максимального размера пособий по безработице

-акты социального партнерства.

Основные направления государственной политики на рынке труда

-Развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда

-обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный образ занятости

-создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

- поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан, содействие развития их способностей производительному и творческому труду.

- осуществление мероприятий способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (несовершеннолетние, инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста(за 2 года до пенсии), беженцы, вынужденные переселенцы, одинокие многодетные родители, молодые специалисты.

-поощрение работодателей составляющих дополнительные рабочие места

-международное сотрудничество в области решения проблемы занятости

-предупреждение и прекращение длительной безработицы

 

Длительная – более 1 года

 

По реализации основных выполнений государственной политики осуществляют органы службы занятости – федеральные службы занятости и труду РОСТРУД.

- территориальные органы государственный комитет РМ по труду и занятости населения

-- местный уровень - центры занятости

 

 

Государственная гарантия занятости РФ

- гарантирует свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда

-бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны РОСТРУДА

-бесплатное содействие получение новой профессии, новой квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в учебных заведениях с выплатой стипендии

-компенсация материальных затрат, связанных с переездом в другую местность по направлению органов занятости

-правовая защита от необоснованного увольнения

 

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных или общественных последствий, не противоречащих законодательству РФ и приносящие им как правило заработок или иной доход

К занятым относятся лица, осуществляющие трудовую деятельность в широком смысле

-работающие по трудовому договору

-зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей

-выполняющие работу по гражданским трудовым договорам

-проходящие гражданскую службу

-граждане избранные, назначенные и утвержденные на должности

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое положение профсоюза в сфере труда | Не осуществляющие никакой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.