Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытие как исходная категория философской картины мира

Понятие философской картины мира.

 

Философская картина мира представляет собой систему максимально обобщённых понятий (категорий), раскрывающих мир как единое целое, и определяющих место человека в нем.

По сравнению с научной картиной мира философская картина более масштабна. Она раскрывает весь доступный человеческому мышлению мир, наука же воспроизводит лишь один (хотя и существенный) его фрагмент.

Кроме того, философская картина мира имеет более системный характер в силу её умозрительности (созидаемости за счет только чистого мышления). Наука, так или иначе, привязана к эмпирическим данным и поэтому её картина мира отличается меньшей стройностью (в частности,в современной физике отсутствует единая концепция микромира, хотя эмпирических сведений нем имеется довольно много).

Исходной категорией философской картины мира является категория бытия.

В категории бытие фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием.

Убеждённость в том, что мир реален, что он не безосновный субъективный образ, исчезающий вместе с исчезновением индивидуального сознания, строго говоря, не продиктована ни опытом, ни разумом, а представляет собой скорее интуитивное, нежели полученное посредством доказательства знание.

Констатация бытия является исходной посылкой дальнейших рассуждений об объекте и основанием возможности его познания. В противном случае употребляется категория - «небытие» или «ничто», появление которой в философском тексте предполагает невозможность любых познавательных процедур в отношении того, чему отказывается в существовании. «Бытие» и «ничто» представляют собой парные категории, которые не могут существовать друг без друга, ибо в противном случае приходится отказаться от идеи движения, без которой философская картина мира оказалась бы неполной.

В восточной религиозно-философской традиции понятие «бытие» впервые встречается в Ригведе - древнеиндийском собрании религиозных гимнов. Здесь бытие обозначается словом «сат». При этом допускается его возникновение из «асат», то есть из небытия.

В западную философию понятия «бытия» и «небытия» вводятся Парменидом Элейским (ок. 540 - ок. 470 гг. до н. э.). Однако в отличие от авторов «Веды гимнов», ставивших вопрос о происхождении мира из «сущего» и «не-сущего», Парменид полагает, что бытие не может возникнуть из небытия, поскольку небытие есть отсутствие чего - либо и, соответственно, бытию попросту неоткуда возникнуть.

Для Парменида бытие это то, что имеется за миром чувственно - воспринимаемых вещей. Бытие одновременно есть и мысль, и то, что мыслится. Принятие этого тезиса позволяет утверждать, что знание о мире можно получить вне всякого опыта, путём чистого мышления. Таким образом, философия зафиксировала, что существует реальность доступная человеку только в мышлении, и при этом обладающая объективным содержанием. Это представление было систематизировано в философии Платона, рассматривавшего «мир идей» как первичное и единственно подлинное бытие.

Наряду с отождествлением реальности и мышления онтологические построения элеатов отличает признание неделимости и однородности бытия. Категория «бытие» понятая таким образом означает наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, но не их содержательный момент. Таким образом, понятие «бытие» оказывается противопоставленным понятию «сущности», позволяющего отличать явления друг от друга.

Вопрос о содержательном облике бытия рассматривается в философии в рамках проблемы субстанции.

Философское учение о субстанции (понятие субстанции, основные философские подходы к её определению)

Проблема субстанции является первой философской проблемой и долгое время рассматривалась в качестве основного вопроса философии. Иное её название - вопрос о природе вещей. Суть проблемы в том, чтобы определить какова сущность мира, что каково то исходное бытие, благодаря которому существует все то, что существует. Решение проблемы субстанцией упрощенно можно было бы назвать «теорией всего».

Проблема субстанции впервые была поставлена древнегреческим философом Фалесом из г. Милета.

Субстанция есть сущность, лежащая в основе, равная самой себе и являющаяся причиной самой себя. Иными словами это вечное (являющееся причиной самого себя) и неизменное (равное самому себе) первобытие, благодаря которому существуют остальные - временные (изменяемые) формы бытия.

В религиозной перспективе вопрос о субстанции имеет богословское звучание. Речь здесь идет о Боге как о Творце мира.

В философии существует два основных решения проблемы субстанции – идеалистическое и материалистическое.

Идеалистические решение проблемы субстанции восходит к Пармениду. Однако сформулировал его Платон. Согласно этому решению мир есть смысл – идея-бытие, существующая независимо от человеческого сознания. Платон особо выделяет мир идей, эйдосов – говоря, тем самым, об Уме, рождающем эти идеи, то есть о Божественной Личности. Кроме Платона, к идеалистическому направлению философии принадлежали Августин Аврелий, Георг Гегель, Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Семен Франк.

Материалистическое решение проблемы субстанции предполагает, что вечное существование по своему характеру есть бесконечное изменение. Материя, то есть чувственно-воспринимаемый мир физической телесности, обладает признаком вечности и самовоспроизводимости. Стихийно материалистическая направленность характерна для всех «физиков» - раннегреческих натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита. В эпоху Нового времени это течение в философии было представлено именами Дени Дидро, Поля Гольбаха, Людвига Фейербаха, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.

 

Основные особенности религиозной картины мира

Под религиозной картиной мира понимается представленный в религиозном сознании образ мира, сформированный теистическими религиями, основывающимися на идее Бога или богов.

Религиозные картины мира весьма многочисленны, однако у них имеется ряд общих признаков, без которых религия и религиозное представление о мире попросту невозможны.

Во-первых, религиозное представление о мире имеет в своей основе исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала - Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека, и всегда активно присутствующего в мире.

Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях.

Во-вторых, в религиозной картине мира человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни, что он есть духовное существо, обладающее не только телом, но и душой, способной к единению с Богом.

В-третьих, религиозная картина мира связана с идеей посмертного существования человека.

И, наконец, в-четвертных, признаком религиозной картины мира является различение бытия материального (чувственно-воспринимаемого) и бытия духовного (мира духов).

Наиболее полной является христианская картина мира, наиболее узкой – буддийское учение, включающее в себя лишь один (последний) признак, связанный с признанием реальности мира духов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Вальтер Гейзенберг | Христианская картина мира. Картина мира в исламе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.