Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент и деятельность




ПЛАН

Тема1.5. Человек как индивид. Индивидуально-типологические свойства

  1. Общее понятие темперамента
  2. Из истории учений о типах темперамента
  3. Учение И.П. Павлова о темпераменте
  4. Темперамент и деятельность
  5. Темперамент и личность
  6. Типы темперамента и их психологическая характеристика
  7. Характеристика типов темперамента по свойствам
  8. Взгляд на младших школьников сквозь призму темперамента

1. Общее понятие темперамента

 

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально – устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально – своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезны, т. к. с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

 

  1. Из истории учений о типах темперамента

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (v в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum» (лат. temperamentum – «соразмерность», «правильная мера»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanquis – «кровь»), флегматика (от греч.

phleqma – «флегма»), холерика (от греч. chole – «желчь») и меланхолика (от греч. melas chole – «черная желчь»). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

  1. Учение И.П. Павлова о темпераменте

Физиологическая основа темперамента

Темперамент – совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые определяют динамику нервных процессов в его психике.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада ума различных людей. Тип – обобщенный портрет.

Темперамент – это природные особенности поведения, имеет биологическую основу, т.е. он обусловлен генотипом, особенностями нервной системы.

Темперамент независим от направленности личности (цели, мотивы, ценности, мировоззрение и т.д.).

Не влияет на проявление способностей. Внешне темперамент наблюдается в моторике (жесты, мимика, движения), темпе и ритме речи, походке...

Темперамент проявляется достаточно рано, сохраняется и «развертывается» в течение всей жизни.

Выявлено, что в чистом виде темперамент практически не существует, но наблюдается следующее сочетание типов темперамента: холерик – меланхолик, сангвиник – флегматик.

Научную теорию типов темперамента в 1924 году создал Иван Петрович Павлов, а в 1955 г. Его учение продолжили Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин.

Главная идея И. П. Павлова заключается в зависимости темперамента от типа нервной системы.

Два основных нервных процесса отражают деятельность мозга, а мозг регулирует деятельность всего организма. По его мнению, темперамент – это сплав генотипа (врожденное) и частично фенотипа; генотип доминирует.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов – возбуждение и торможение. К этим свойствам относится сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

И.П. Павлов, различал силу воображения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы по И.П. Павлову – подвижность нервных процессов – проявляется в быстроте одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил 4 основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа, основываясь на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;

слабый тип – меланхолик.

Темперамент обусловлен закономерностями созревания ВНД, а также степенью проявления трех основных ее свойств:

1. Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток.

2. Уравновешенность – пропорциональное соотношение данных нервных процессов.

3. Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессов торможения и наоборот.

Эти три свойства выполняют одну биологическую функцию: своевременно уравновешивать организм с окружающей средой.

Иван Петрович открывает типологию типов ВНД с типом темперамента. Основанием для соотношения является своеобразная комбинация 3 свойств ВНД в их крайних проявлениях.

 

 
 


 

 


 

 


 

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.

 

Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы

 

Итак, И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить и на людей.

Многие физиологи и психологи, продолжая работу И.П. Павлова, проводили дальнейшие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, проводившихся под руководством сначала В.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

 

В одних случаях деятельность требует сильных и быстрых реакций, в других – плавных и медленных действий. Каждый род деятельности имеет свой темп и динамику, и человек, включаясь в ту или иную деятельность, неизбежно развивает у себя требуемые ею качества. В начале деятельности естественные особенности личности способствуют успеху деятельности или тормозят ее, но потом при длительном занятии данным видом деятельности эти особенности адаптируются, их проявления становятся адекватными требованиям деятельности.

Холерику, например, очень трудно вначале совершать деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость. Однако по мере учета ошибок, осознания своих недостатков у него будут развиваться, и укрепляться новые темп и динамика психических процессов, и тем самым, следовательно, темперамент будет подчиняться требованиям деятельности.

Темперамент сказывается и на учебной деятельности школьника, что следует принимать во внимание учителю. Так, флегматики, вызванные отвечать, замедленно реагируют на вопрос, и может создаться впечатление, что они не знают урока или прослушали вопрос. Нужно быть очень терпеливым и не торопить флегматика с ответом. И наоборот, поспешность сангвиника или порывистость холерика могут вести к необдуманности ответа, что также нужно учитывать. Особенно нужно быть внимательным и чутким к меланхолику, очень чувствительному, а потому и легко ранимому человеку. По отношению к меланхолику неуместны ни шутка, ни ирония.

Вместе с тем учитель должен тактично, но постоянно, постепенно усложняя определенные испытания и практику ответов, добиваться совершенствования недостаточно развитых свойств темперамента и затормаживать отрицательные его проявления.

Проявление темперамента в детском возрасте. Наиболее простое, естественное проявление темперамента мы можем наблюдать в детском возрасте. Чем старше ребенок, тем более усложняются его взаимоотношения с миром и, следовательно, тем более он испытывает воздействия этого мира. Изменяющиеся особенности темперамента как бы маскируются.

Трудность выделения темперамента на более высоком уровне развития объясняется еще и тем, что свойства темперамента органически сплетаются с качествами характера и проявляются внутри новых форм отношений. Поэтому часто проявления темперамента выдаются за черты характера (что вполне естественно) и, наоборот, черты характера – за проявление особенностей темперамента.

Проведенные исследования подтверждают, что типы нервной деятельности и темпераменты могут быть обнаружены очень рано. Так, Е.П.Ересь, исследуя темпераменты школьников третьих классов (возраст 9-10 лет), находит среди них все выраженные типы темперамента.

Таким образом, проявление темперамента в «чистом» виде обнаруживается в ранние детские годы, когда он представляет собой основную форму реакции личности. В ходе жизни происходят качественные преобразования структуры личности. В результате развития одни черты темперамента ослабляются, другие усиливаются, что может привести к некоторому изменению поведения в целом. Весь этот сложный процесс развития качественных преобразований в конечном итоге зависит от образа жизни личности, воспитания и деятельности.

Обстоятельства жизни влияют на функциональные особенности деятельности нервной системы как материальную основу специфических проявлений темперамента. Так, одни условия способствуют развитию силы и быстроты протекания психических процессов, впечатлительности и эмоциональной возбудимости; другие, наоборот, действуют тормозящим образом, подавляют активность и способствуют развитию медленного психического темпа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.