Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и назначение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Общие правила производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц




Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется, прежде всего, принципом равенства всех перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношения к религии, убеждения и другие обстоятельства.

Но вопреки данному конституционному положению гл.52 (ст.447-452) УПК РФ установлены существенные исключения из общих правил уголовного судопроизводства в отношении большого числа лиц отдельных категорий.

Изъятия их этого принципа и соответственно различное действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц допускаются в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение в уголовном судопроизводстве данной категории дел обуславливает служебный иммунитет, то есть особые условия и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности и производства по делу в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальный действий. Служебный иммунитет не означает приобретения такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. В данном случае, рассматриваемое производство своим непосредственным юридическим основанием имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы: независимости судей, разделений властей и т.д.

Следует отметить, что УПК РСФСР не регламентировал данный правовой институт на законодательном уровне. Появление в УПК Российской Федерации (далее УПК) раз­дела, посвященного особенностям производства в отношении отдельных категорий лиц, с позиции юридической техники, может быть оценено как положительное явление, направленное на включение разрозненных пред­писаний в единую систему кодифицированного законодательства. Кроме того, на наш взгляд, это является еще одним шагом на пути к формирова­нию самостоятельного правового института исключительного права (им­мунитетов) в уголовном судопроизводстве.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие значения института производства по уголовным в отношении отдельной категории лиц:

- во-первых, законодателем предпринята попытка дать перечень субъектов, обладающих иммунитетом в части осуществления в отношении них уголовного преследования;

- во-вторых, в уголовно-процессуальном законодательстве установ­лен и в какой-то степени унифицирован порядок возбуждения уголовного дела, задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий, направление уголовного дела в суд в отношении рассматриваемой категории лиц;

- в-третьих, сформулированы основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, а также прекращение уголовного преследования для случаев, когда невозможно осуществление уголовно-процессуального производства (по различным причинам) в от­ношении лиц, обладающим иммунитетом;

- в-четвертых, сформулированы иные положения, регулирующие отно­шения в сфере применения иммунитетов.

В общественном сознании и учебной литературе давно сложилось представление о том, что слово «иммунитет» нужно ассоциировать со сло­вами «защита», «неприкосновенность» от чего-либо. В свою очередь уче­ными разработан ряд понятий юридического иммунитета, обозначающих его как: совокупность юридических норм - исключений, имеющих объек­тивный и субъективный смысл, а также предусматривающих безальтерна­тивное и альтернативное право; особый (усложненный) порядок уголов­ного судопроизводства, выражающийся в установлении изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ; дополни­тельные гарантии неприкосновенности и неответственности.

Таким образом, особенности производства в отношении отдель­ных категорий лиц, необходимо рас­сматривать как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных и следственных дейст­вий в отношении либо с участием определенной законом категории граждан.

Назначение особенностей производства по уголовным делам в от­ношении отдельных категорий лиц состоит в том, что законодатель, исходя из той роли, которую определенные лица играют в государстве и обществе, в целях обеспечения их непрерывной и бесперебойной деятельности, по­вышения независимости, а также для охраны нравственных и моральных ценностей, установил особые процедуры привлечения их к уголовной от­ветственности.

Особый порядок уголовного судопроизводства в том или ином объеме и с теми или иными различиями применятся в отношении большого числа лиц отдельной категорий, которые могут быть классифицированы на следующие группы:

- должностные лица выборных государственных органов и органов местного самоуправления. К данной катего­рии лиц отнесены: члены Совета Феде­рации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательных (представительных) органов государст­венной власти субъектов РФ; депутаты, члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица органов местного самоуправле­ния; члены избирательной комиссии, комиссии рефе­рендума с правом решающего голоса; Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счет­ной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; кандидат в Президенты РФ; Президент РФ, пре­кративший исполнение своих полномочий;

-должностные и иные лица органов судебной власти.
К данной категории лиц гл. 52 УПК РФ отнесены: судьи Конституционного Суда РФ; судьи федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, а также присяжные и арбитражные заседатели данных судов в период осуществления ими правосудия; миро­вые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

- должностные лица правоохранительных органов. К данной категории лиц гл. 52 УПК РФ отнесены: проку­роры, следователи и адвокаты.

Ориентируясь на предписания главы 52 УПК, при производстве по уголовному делу в отношении перечисленных лиц, надо учитывать сле­дующие обстоятельства:

1. Особенности производства касаются лишь субъектов, перечислен­ных в ст. 447 УПК. Круг же лиц, обладающих иммунитетами, несколько шире. В частности, законодатель не предусмотрел в УПК процедуры при­влечения к ответственности Президента Российской Федерации, кандида­тов в депутаты Государственной Думы, иных законодательных (предста­вительных) органов власти и др.

2. Правовые предписания, устанавливающие особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, касаются лишь ситуаций, когда пе­речисленные лица привлекаются к ответственности, т.е. получают право­вое положение подозреваемого или обвиняемого. Особенности их участия в уголовном судопроизводстве в качестве иных участников процесса опре­деляются другими нормами либо не оговариваются вообще. В частности, ч. 3 ст. 56 УПК устанавливает невозможность допроса в качестве свидете­ля судьи, присяжного заседателя об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу, а также члена Совета Федерации, депутата Государст­венной Думы без их согласия об обстоятельствах, которые стали им из­вестны в связи с осуществлением своих полномочий. Но эти положения теряют актуальность при осуществлении уголовного преследования в от­ношении указанных лиц, поскольку в этом случае у них появляется воз­можность вообще не давать показания.

3. Положения рассматриваемой главы не в равной степени распростра­нены на участников, обозначенных в ст.447 УПК. Внутри нее процедура привлечения их к уголовной ответственности также дифференцирована.

Кроме того, осуществляя уголовно-процессуальную характеристику производства в отношении лиц отдельных категорий, следу­ет учитывать не только положения гл. 52 и ряда статей, поме­щенных в иных главах УПК РФ, но также соответствующие положения Конституции РФ, федеральных конституцион­ных законов «О судебной системе в Российской Федера­ции», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «Об Уполномо­ченном по правам человека в Российской Федерации», феде­ральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации» и ряда иных фе­деральных законов.

При этом в противоречивых правовых ситуациях следует руководствоваться следующими правила­ми:

а) в случае расхождения норм УПК и других законов с
положениями Конституции РФ необходимо приме­нять нормы Конституции РФ, которые имеют выс­шую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст.15 Конституции РФ);

б) в случае расхождения норм УПК РФ или других феде­ральных законов с положениями федерального кон­ституционного закона необходимо применять нормы федерального конституционного закона, уровень юридической силы которого выше уровня юридиче­ской силы УПК и других федеральных законов;

в) в случае расхождения норм УПК РФ с положениями федерального закона необходимо применять те нор­мы, которые повышают уровень правовой защиты со­ответствующих лиц отдельных категорий.

Должностные лица органов уголовного судопроизводст­ва, нарушающие в ходе производства по уголовным делам положения Конституции РФ и федерального законодатель­ства, гарантирующие неприкосновенность лиц отдельных категорий, могут быть привлечены к соответствующей от­ветственности, установленной федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.