КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности производства по уголовным делам в отношении прокурора, следователя, адвоката
Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (ч.1 ст.42 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно подпункту «б» п.1 ч.2 и п.7 ч.3 ст.151 УПК РФ расследование уголовных дел в отношении следователей прокуратуры, следователей органов внутренних дел, следователей органов федеральной службы безопасности и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ отнесено к подследственности следователей прокуратуры. К подследственности следователей прокуратуры относится также расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных адвокатами (п.п. «б» п. 1 ч.2 и п.7 ч.3 ст.151 УПК РФ). На основании ст.42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 140-144 и п.п. «б» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ соответствующий прокурор обязан принять заявление (сообщение) о совершенном Генеральным прокурором РФ деянии, содержащем признаки преступления, проверить его лично или поручить проверку следователю прокуратуры и при наличии в деянии признаков преступления направить данное заявление и материалы его проверки по инстанции на имя Президента РФ.[18] Президент РФ направляет данные материалы со своим представлением в Верховный Суд РФ для дачи заключения о наличии в деянии Генерального прокурора РФ признаков преступления. Заседание судебной коллегии Верховного Суда РФ проводится при участии исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ, Генерального прокурора РФ и его адвоката. Если судебная коллегия из трех судей Верховного Суда РФ принимает решение о даче такого заключения, то на основе вышеуказанных материалов и данного заключения выносится постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ. Данное постановление выносит прокурор, на которого по решению Президента РФ возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в соответствии с ч.2 ст.42 ФЗ «О прокуратуре РФ» и постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П3.
Если в процессе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении тех или иных лиц либо по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, будут установлены достаточные доказательства, дающие основание для привлечения Генерального прокурора РФ к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, то постановление о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого выносится на основании материалов уголовного дела и заключения судебной коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в деянии Генерального прокурора РФ признаков преступления. Данное заключение принимается с соблюдением вышерассмотренных процедур. Постановление о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого выносится прокурором, на которого по указу Президента РФ возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ.[19] В случае возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ либо привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого он отстраняется от должности соответствующим актом Президента Российской Федерации на основании абзаца 2 ч. 1 ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. Расследование уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ осуществляется в общем порядке либо прокурором, на которого Президентом РФ возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ, либо в соответствии с его поручением нижестоящим прокурором или следователем прокуратуры.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления в деянии Генерального прокурора РФ, которое может повлечь ухудшение его положения, допускается только в вышерассмотренном порядке для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ или привлечения его в качестве обвиняемого (ч. 6 ст.448 УПК РФ). Заявление (сообщение) о совершении следователем или адвокатом преступления принимается и проверяется прокурором либо по поручению прокурора подчиненным ему следователем. Заявление (сообщение) о совершении преступления нижестоящим прокурором принимается и проверяется вышестоящим прокурором или по поручению данного прокурора подчиненным ему следователем. Установив по результатам проверки наличие фактических данных для возбуждения уголовного дела, прокурор (вышестоящий прокурор) направляет в районный суд по месту совершения данного деяния заявление (сообщение), материалы его проверки и представление о даче заключения о наличии признаков преступления в деянии соответственно следователя, адвоката, нижестоящего прокурора. В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления в районный суд, оно рассматривается судьей данного суда единолично в закрытом заседании с участием автора представления, а также соответственно следователя, адвоката, нижестоящего прокурора, в отношении которых внесено представление, и их защитников. По результатам рассмотрения представления судья дает заключение о наличии или об отсутствии признаков преступления в деянии соответственно следователя, адвоката, нижестоящего прокурора. Если судья дает заключение о наличии в деянии признаков преступления, то прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, адвоката. При принятии подобного заключения в отношении деяния нижестоящего прокурора аналогичное постановление выносит вышестоящий прокурор.[20]
Если при расследовании уголовного дела, которое возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, будет доказано, что следователем или адвокатом совершено преступление, то надзирающий прокурор направляет в районный суд представление о даче заключения о наличии в деянии следователя или адвоката признаков преступления. Аналогично поступает вышестоящий прокурор, если при расследовании подобного уголовного дела будет доказан факт совершения преступления нижестоящим прокурором. К ходатайству прилагаются материалы уголовного дела, содержащие доказательства о совершении преступления соответственно следователем, адвокатом или нижестоящим прокурором. В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления в районный суд, оно рассматривается судьей данного суда единолично в закрытом заседании с участием автора представления, а также соответственно следователя, адвоката, нижестоящего прокурора, в отношении которых внесено представление, и их защитника. По результатам рассмотрения представления судья дает заключение о наличии или об отсутствии признаков преступления в деянии соответственно следователя, адвоката, нижестоящего прокурора. Если судья дает заключение о наличии в деянии признаков преступления, то прокурор, внесший представление, выносит постановление о привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого соответственно следователя, адвоката, нижестоящего прокурора. Расследование уголовного дела производится соответствующим прокурором или следователем прокуратуры в общем порядке. Если в ходе расследования уголовного дела возникают
Если отсутствует заключение судьи о наличии признаков преступления в деянии следователя, адвоката, нижестоящего прокурора, то прокурор, внесший представление, выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении данных лиц по п. 6 ч.1 ст.24 УПК РФ. На период расследования возбужденного уголовного дела в отношении прокурора и следователя прокуратуры они отстраняются от должности постановлением судьи районного суда (ч.2 ст.42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; ч. 1-4 ст. 114 УПК РФ). Данная мера принуждения к адвокату не применяется, поскольку он не является должностным лицом. В отношении следователя органов внутренних дел, следователя федеральной службы безопасности и следователя органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ данная мера процессуального принуждения применяется с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. Прокурор и следователь прокуратуры не могут быть задержаны в порядке, предусмотренном ст. 91 УПК РФ, кроме случаев задержания при совершении преступления. Не допускаются также привод и личный досмотр прокурора и следователя прокуратуры, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При исполнении следователем органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или без судебного решения. Следует иметь в виду, что данные положения не распространяются на следователя органов внутренних дел, следователя органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также на адвоката. Но в уголовном процессе адвокаты защищены адвокатской тайной. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. С учетом данного обстоятельства адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение следственных действий в отношении адвоката, в том числе в жилых и служебных помещениях, которые используются им для осуществления адвокатской деятельности, допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе следственных действий сведения, предметы и документы могут использоваться в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Данные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.[22] В пунктах 2 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, в ст. 42 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации и в других рассмотренных выше федеральных законах ничего не сказано о заключении под стражу и домашнем аресте прокурора, адвоката, следователя прокуратуры, следователя органов внутренних дел, следователя федеральной службы безопасности, следователя органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о применении к ним иных мер пресечения и других мер уголовно-процессуального принуждения в связи с совершением ими преступления. Рассмотренные и иные положения УПК РФ и данных законов не ограничивают органы предварительного расследования, прокурора и суд в принятии решений о применении в отношении указанных работников мер процессуального принуждения, в том числе такой, как заключение под стражу. При этом следует иметь в виду, что смысл ст. 42 Федерального закона о прокуратуре и пп. «б» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ о подследственности свидетельствует, что применение к прокурору, следователю, адвокату мер принуждения возможно исключительно по инициативе органов прокуратуры, поскольку возбуждение уголовных дел в отношении прокуроров, следователей, адвокатов и их расследование составляют исключительную компетенцию органов прокуратуры. Исключая данные особенности, остальные следственные и иные процессуальные действия в отношении прокурора, следователя, адвоката производятся в общем порядке как по делу, которое было возбуждено в отношении данных лиц, так и по делу, при расследовании которого они были привлечены к уголовной ответственности в качестве обвиняемых (ч. 1 ст. 450 УПК РФ). Если уголовное дело не было возбуждено в отношении прокурора, следователя, адвоката или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении прокурора, следователя, адвоката производятся в порядке, установленном соответственно п. 2 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (ч. 5 ст. 450 УПК РФ). Из данных положений следует, что следственные и иные процессуальные действия, связанные с ограничением гражданских прав прокурора, следователя, адвоката либо с нарушением их неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускаются не иначе, как на основании решения, принимаемого: а) в отношении Генерального прокурора РФ — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; б) иного прокурора, следователя, адвоката — судьей районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Таким образом, расследование уголовного дела о совершенном прокурором, следователем, адвокатом преступлении является исключительной компетенцией прокуратуры. Все следственные действия в отношении прокурора, следователя и адвоката проводятся в порядке, установленном УПК РФ. Также необходимо отметить, что прокуроры и следователи прокуратуры в обязательном порядке должны проводить проверку сообщений о факте совершения прокурором, следователем и адвокатом правонарушения без соответствующего на то разрешения вышестоящего прокурора. Анализ правоприменительной деятельности показывает, что для укрепления гарантий неприкосновенности требуется разработать и законодательно закрепить процедуру в случае задержания вышеуказанных лиц на месте преступления.
Заключение Подводя итог нашего лекционного занятия, представляется важным подчеркнуть тот факт, что уголовно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в настоящее время являются центральными и первостепенными. Обусловлено это тем, что в последние время российское общество сотрясают коррупционные скандалы с участием должностных лиц, пользующихся «иммунитетом». Институты процессуальных иммунитетов, будучи смежными и взаимосвязанными с одноименными институтами других отраслей права и заимствуя нормы этих отраслей права, несут в себе их основополагающие принципы. Поэтому иммунитеты, применяемые в уголовном процессе, имея собственные непосредственные цели, служат в конечном итоге достижению целей одноименных институтов иных отраслей права. В этом аспекте конечной целью процессуальных иммунитетов является обеспечение усиленной защиты отдельной категории граждан от неосновательных посягательств и создания благоприятных условий для беспрепятственного и эффективного осуществления возложенных на них особых государственных, межгосударственных или общественных функций. Особенности привлечения отдельных категорий лиц к уголовной ответственности - так называемый иммунитет от уголовного преследования – являются дополнительной гарантией неприкосновенности судей, прокуроров, депутатов и ряда других лиц. Данные законодательные установления направлены на построение эффективной системы уголовного судопроизводства. В то же время наличие неприкосновенности в случае совершения указанными лицами преступления порой приводит к фактической невозможности привлечения виновных к уголовной ответственности. Однако какие бы перемены в обществе не происходили, при производстве по уголовным делам в отношении лиц отдельной категории, должно реально обеспечиваться соблюдение конституционных прав всех участников уголовного судопроизводства. Несовершенство норм уголовно-процессуального законодательства в этой сфере влечет нарушение прав граждан, потерпевших от незаконных действий данных субъектов. В теории уголовного процесса и на практике принято считать, что возбуждение уголовного дела дает начало уголовному преследованию лица, управомочивает следователя, дознавателя на производство отдельных следственных действий, порождает другие значимые юридические последствия. Данный вопрос был подробно рассмотрен в настоящей лекции. Рассмотрение и разрешение уголовных дел в отношении лиц, перечисленных в ч.1 ст.447 УПК, как и любое уголовно-процессуальное производство подчинено в большей или меньшей степени общим правилам. Применительно к нашей теме такие правила можно рассматривать на двух уровнях: первый включает в себя правовые положения, применяемые ко всем уголовным делам, второй содержит общие предписания, касающиеся производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Литература
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |