Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос № 1

ВВЕДЕНИЕ

V. Учебно-материальное обеспечение

IV. Литература

III. Расчет учебного времени

II. Воспитательные цели

1. Привить курсантам мысль о важности профессиональной этики в формировании нравственных основ профессионального отношения к избранной профессии.

2. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Категории этики: определение, особенности, основные функции. 2. Классификация этических категорий ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      

 

Основная:

1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.

2. Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3. Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов). – М.: Экзамен, 2005.

4. Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.

5. Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.

Дополнительная:

1. Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.

2. Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподава­телей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.

3. Кант И. Лекции по этике. М., 2006.

4. Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.

 

- видеопроектор;

- слайды


 

Любая наука располагает своей системой категорий, представляю­щих собой универсальные формы человеческого мышления. Это понятийный аппарат, своеобразный «язык», без которого невозможно выразить основные идеи данной науки. Именно они, наряду с законами, принципами и методами составляют основу содержания любой науки.

Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, которые отражают существенные стороны действительности.


КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Этика, как философская наука, оперирует и общефилософскими, и своими специфи­ческими категориями. По аналогии можно сказать, что категории этикинаиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Они представляют собой систематизированное, научно-обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.

Они играют важную роль в духовном освоении окружающего мира. С одной стороны, являются инструментом познания, а с другой стороны позволяют закреплять полученное знание. С развитием духовной культуры происходит обогащение содержания понятий.

Образуясь в ходе исторического развития человечества как резуль­тат его практической и преобразовательной деятельности, они отражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности. Они являются образованиями духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания.

Вследствие этого категории этики выполняют роль призмы, через которую воспринимается вся объективная (независящая от сознания чело­века) действительность, и служат теоретической основой жизненных уста­новок человека, обусловливая его нравственное восприятие, миропонима­ние и отношение к миру — мировоззрение.

К числу основных категорий этики относятся такие нравственные категории, как добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть, смысл жизни, счастье, нравственный идеал. Кроме этих основных существует множество других этических понятий: зависть, корысть, слава, милосердие, грубость, вежли­вость и т.д.

Научные представления о добре, смысле жизни, счастье, идеале, ос­военные человеком, превращенные в личные убеждения, обладают актив­ной действенной силой: побуждают людей следовать той или иной норме (добро, нравственный идеал), избегать отрицательного воздействия объек­тов (зло), активно бороться с ними, вырабатывать в себе внутренние сти­мулы и регуляторы деятельности (совесть).

Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.

Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.

 

Особенности этических категорий:

 

· они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости;

· категории этики носят оценочный, ценностный характер. Другими словами, всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого;

· они являются средством регулирования взаимо­отношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного;

· авторитет и значимость категорий этики базируется на силе обществен­ного мнения или самосознании личности;

· в категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук выражена эмоциональная сторона общественных отношений.

 

В целом же, как мировоззренческие категории, они выполняют сле­дующий ряд функций:

· познавательная (раскрывают сущность и закономерность нравст­венного способа освоения мира);

· оценочная (позволяют достоверно оценивать действительность, че­ловека и его деятельность с позиций добра);

· ориентирующая (ориентируют человека в мире нравственных цен­ностей);

· регулятивная (являются основой нравственного отношения чело­века к миру, людям, своей деятельности, определяют направленность его действий и поведения);

· прогнозирующая (дают возможность предвидеть и моделировать будущее, создавать образ совершенного мира и человека);

· интегрирующая (объединяют людей на основе единых идей добра);

· воспитательная (формируют нравственные чувства, потребности, побуждают к борьбе со злом).

Все эти функции взаимосвязаны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Щоб зменшити ризик зґвалтування, слід виконувати? | Учебный вопрос № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.