Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос № 2

Вывод по первому вопросу

 

Итак, мы выяснили, что категории этики — это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали. Они играют важную роль в духовном освоении окружающего мира. Рассмотрели специфические черты этических категорий, а также те функции, которые они выполняют как мировоззренческие категории.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Добро и зло — это центральные понятия морального сознания и важ­нейшие категории этики. Они являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, в деятельности отдельных групп, классов, а также крупных ис­торических событий.

Этика рассматривает понятия «добра» и «зла» в соответствии с такой категорией, как «благо», которая обозначает положительную ценность предметов и явлений. Этика выделяет понятия общественного и личного блага. Общественное благо — это совокупность общих материаль­ных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому че­ловеку определенные условия для развития. Личное благо — это совокуп­ность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от общих социальных условий. Стремясь к благу, человек активно преоб­разует мир во взаимодействии с другими людьми и в этой практической деятельности становится творцом добра или зла.

Благу и добру всегда противостояло зло. Соответственно, добро — это все, что способствует благу, а зло — все, что подрывает и разрушает благо. Делать добро — это значит активно противостоять злу, бороться с его проявлениями.

Зло — это категория этики, по своему содержанию противоположная добру и благу. Оно включает в себя представления о том, что противоре­чит требованиям морали, представляет собой поступки и отрицательные моральные качества, заслуживающие осуждения. Зло — это убийство, во­ровство, насилие, хулиганство и т.д. Проявление зла связано с отрицатель­ными моральными качествами: жадностью, эгоизмом, черствостью, грубо­стью, лицемерием.

В философии известны следующие концепции добра и зла.

1. Этический интеллектуализм, или просветительская концепция, утверждающая, что зло связано с незнанием. Достаточно усовершенствовать систему образования, как исчезнет и зло, так считал Сократ, так думали Просветители. Необходимо развивать интеллект, просвещение, совершенствовать науку.

2. Этический оптимизм, утверждающий, что зло - это маленький фрагмент мира, в котором все стремится к добру (стоики). Зло необходимо для утверждения добра. Все, что нам кажется как зло, в действительности служит порядку и красоте мира как целого. Мир как целое добр. В рамках этого подхода принято рассматривать зло как временное испытание, служащее, в конечном счете, целям торжества справедливости и правды (Плотин, Г. Лейбниц).

3. Социальный детерминизм видит источник зла в социальных несовершенствах и несправедливости (марксизм). Причина зла - не в слабости интеллекта, а в плохих социальных условиях: нищета, плохое воспитание, тяжелые условия жизни - все это создает почву для совершения порочных поступков.

4. Теории психоанализа видят источник зла в природе человека, а именно, в сфере бессознательного (А. Шопенгауэр, З. Фрейд, Ф. Ницше, Э. Фромм).

5. Антропологические теории (М. Бубер, М. Шелер, Э. Фромм)продолжают линию психоанализа, рассматривая зло как более фундаментальную и первичную характеристику человека, определяющую его наиболее глубокую, но тщательно скрываемую сущность. Добро и зло в их антропологической действительности являются не двумя однородными структурами, как их обычно считают, а совершенно разнородными. Они не воспринимаются человеком одновременно. Понятие о добре является вторичным, тогда как зло изначально и первично.

6. Русская нравственная философия отождествляет добро и личное нравственное совершенствование человека, повышение духовности и гуманизацию всего общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебный вопрос № 1 | Проблема борьбы добра и зла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.