Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III .4 Показатели системы ГПТ




Понятия «показатель» и «критерий» выбираются исходя из существа поставленной задачи. В данном случае в качестве критерия оптимальности может выступать только такой показатель, который допускает количественную оценку. Причем, исходя из логики взаимосвязи понятий спроса и предложения, критерий, полученный при решении первой задачи, должен стать основой для решения второй. Следовательно, критерии обеих задач должны иметь количественную оценку. Эти задачи относятся к классу однокритериальных многофакторных. При выборе критериев следует исходить из комплексного системного рассмотрения взаимосвязанных явлений процесса. В частности, у дорожников в качестве объекта исследования определена система: водитель – автомобиль – дорога (ВАД). По аналогии с этим в городском транспорте можно выделить систему: город – пассажир – транспорт.

Суть такого подхода заключается в учете человеческого фактора при обосновании технического уровня развития транспортной системы города. В частности, необходимо обосновать спрос на транспортные услуги путем изучения потребностей человека в передвижениях с помощью социально-экономического анализа, учитывая при этом психофизические возможности человека и его реакцию на транспортную нагрузку. Анализ опыта проектирования городского пассажирского транспорта показал, что используемые в современной практике абсолютные показатели не позволяют сравнить варианты систем ГПТ. Поскольку основные абсолютные показатели – суммарный объем перевозок и работа транспорта – связаны с масштабом города, их удобно использовать для определения потребности в различных ресурсах, необходимых для развития систем ГПТ, но трудно для анализа, вариантного проектирования, оптимизации и прогнозирования. Для указанных целей удобнее использовать удельные показатели, которые получаются путем отнесения абсолютных показателей к численности населения города.

Удельные показатели широко используются в градостроительстве, многие из них являются нормативами, т.к. затрагивают физиологические потребности человека.

Существуют номы:

· питания;

· обеспеченности населения жилой площадью;

· местами в детсадах;

· школах;

· торговых и зрелищных учреждениях и т.д.

на пассажирском транспорте актуальность аналогичного подхода не вызовет сомнения, поскольку транспортные потребности входят неотъемлемой составной частью в систему всех потребностей населения, сопутствуя большинству из них. Спрос на количество и качество транспортных услуг следует обосновывать в расчете на жителя. Другой важной задачей является оптимизация способов удовлетворения этих потребностей, т.е. предложения.

Характеристикой пассажирского транспорта, обслуживающего город является работа приходящаяся на одного жителя, или удельная работа транспорта. Удельная работа транспорта – это количество пассажиро-километров на жителя в сутки или расстояние, на которое житель передвигается в среднем за сутки по реальной транспортной сети.

В системе обслуживания важной характеристикой является время одного обслуживания, т.к. оно характеризует производительность системы. Для ГПТ, относящегося к таким системам, в качестве показателя удельной производительности применяют транспортную работу по осуществлению суточного обслуживания жителя, отнесенную к затратам времени при передвижениях «от двери до двери». Таким показателем является скорость передвижения жителя по реальной транспортной сети.

 

Таблица 1.1

Схема удельных показателей

Группа городов Численность населения по группам городов, тыс. жителей Данные ЦСУ СССР (1979г.) Натурные обследования в 52 городах (1970-1983 гг.)
Количество городов в группе Количество жителей по группам городов, тыс. жит. Коэффициент пересадочности Кпре Транспортная подвижность в маршрутных поездках на жит. в год Ртр Средняя дальность маршрутной поездки lм, км Удельная работа l транспорта км на жит. в сутки Разница удельной работы по группам городов, %
I 1000-1500     1,46   4,3 5,44  
II 750-1000     1,34   4,0 4,6
III 500-750     1,33   3,9 4,1
IV 250-500     1,25   3,96 3,73
V 100-250     1,17   3,6 3,58
Суммарные или средние значения     1,31   3,95 4,3  

Три показателя:

· удельная работа l;

· среднесуточное время всех передвижений жителя tжит;

· удельная производительность Vпер.

данные показатели положены в основу системы взаимосвязанных удельных показателей системы ГПТ, т.к. выражают основные транспортно-планировочные показатели города.

Показатель средней скорости передвижения жителя, или пассажира (они равны), может быть использован в качестве критерия (главного показателя) эффективности системы ГПТ, что не противоречит общепринятому критерию эффективности в народном хозяйстве – повышению производительности общественного труда.

В модели системы ГПТ потребности населения в транспортном обслуживании (экономические и социальные) выражаются:

· удельной работой транспорта l, выполненную за определенный приемлемый промежуток времени tжит;

· технические возможности – через скорость передвижения пассажира Vпер (что связано с уровнем развития системы), социально-экономическая целесообразность – через комплексную оценку эффективности систем ГПТ.

Целесообразно не только использовать удельные показатели, но объединив их во взаимосвязанную систему, соединяющую воедино город, транспорт и население, т.е. создать модель системы ГПТ, которую можно использовать для оптимизационных целей.

Таблица




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.