Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм действия закона конкуренции

Классификация конкурентных преимуществ объектов

Таблица 8

Классификация конкурентных преимуществ

Признак классификации Виды преимуществ Примеры преимуществ
1. Принадлежность объекта к экономической системе (государств, регионов, предприятий) 1) внешние (по отношению к системе)     2) внутренние факторы · благоприятный климат; · качественная инфраструктура региона, в котором расположен объект; · стабильность политической системы государства.   · кадры организации; · применение различных автоматизированных технологий;  
2. Сфера возникновения преимуществ. 1) природно-климатические   2)политические     3)технологические     4) культурные   5)экономические · обеспеченность природными ресурсами; · выгодное географическое положение; · климатические условия.   · стабильность политической ситуации и согласованная система законодательных актов, регулирующих рыночные отношения.   · высокий уровень использования прогрессивных современных технологий; · высокий уровень работоспособности техники.   · ценности, которые вкладываются в сознание личности на протяжении всей жизни; · высокая организационная культура.   · доступность финансово-кредитных ресурсов; · использование экономика – математических моделей при организации управления предприятием; · построение системы менеджмента; · придание приоритета решению стратегических задач.
3. Содержание фактора преимуществ   1) качество товара     2) цена товара     3) затраты у потребителя товара   4) качество сервиса товара · известность марки товара как на внутреннем, так и на внешнем рынке; · надежность объекта; · современный дизайн; · высокая производительность.   · сравнительно низкий уровень цены, благодаря невысоким издержкам производства, что достигается увеличением объема производимой продукции (использование эффекта масштаба); · высокий уровень унификации; · использование безотходных технологий; · использование фактора высокой конкуренции у поставщиков сырья, материалов и других ресурсов; · высокий уровень конкуренции между предприятиями, производящими данный товар.   · меньше по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов (на единицу полезного эффекта) при эксплуатации товара; · степень ремонтопригодности.     · высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара; · наличие устойчивого надежного имиджа изготовителя; · наличие обоснованного срока гарантийного обслуживания, который подтверждается документально; · возможность получения гарантийного и послепродажного обслуживания товара со стороны специалистов предприятия – изготовителя или специализированных фирменных предприятий послепродажного обслуживания.  
4. метод (средство) получения преимущества 1) объективно     2) обучение   3) внедрение новшеств (инноваций)     4)географическое изменение места функционирования объекта · природные ресурсы государства; · наследование известной торговой марки.   · характерно для повышения конкурентоспособности высококвалифицированных специалистов.   · создание товаров, соответствующих мировым стандартам; · производство товаров на основе лицензии или патентов, которые известны во всем мире; · внедрение «ноу - хау» в области менеджмента; · внедрение новых технологий и освоение новых рынков.   · перемещение предприятия в регион с дешевыми трудовыми ресурсами; · перемещение предприятия в регион, где продукция может иметь более высокие цены.
5. место реализации преимущества 1) система конбан (точно в срок)     2) организация   3) регион     4) отрасль     5) место (страна, государство) · научная организация труда; · внедрение автоматизированных линий.   · система автоматизированного проектирования.   · качественная производственная инфраструктура; · развитие финансово – кредитной системы, которая позволяет получить доступные средства инвестиций.   · высокая конкуренция в отрасли; · внедрение горизонтальной и вертикальной интеграции в отрасли; · наличие научно – исследовательских и информационных центров; · наличие отраслевого патентного фонда.   · совершенствование законодательных государственных актов, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности отечественных производителей.
6. время (продолжительность реализации преимущества) 1)стратегические факторы преимущества   2) тактические факторы преимущества · применение опережающего стратегического планирования развития объекта (рекомендуется на пять лет); · повышение квалификации кадров; · развитие НИОКР; · совершенствование политической и экономической системы, ориентированных на выход товаров на внешний рынок.   · разработка эффективных каналов коммуникаций (реклама, PR и т. д.); · применение современной системы мотивации труда; · развитие и внедрение «ноу - хау» в области менеджмента.
7. вид получаемого эффекта от реализации преимущества 1) научно - технический   2)экологический   3) социальный     4)экономический · получение патентов; · увеличение доли прогрессивных технологических процессов; · применение новых информационных технологий.   · уменьшение выбросов в окружающую среду вредных компонентов; · уменьшение отходов производства; · увеличение эргономичности производства; · улучшение экологичности выпускаемых товаров.   · прирост добавленной стоимости (прибыли на одного работника) по сравнению с конкурентами; · повышение безопасности труда за счет улучшений условий труда; · увеличение размера прожиточного минимума и уровня реальной оплаты труда; · увеличение уровня образованности работников.   · прирост объема продаж; · увеличение рентабельности и суммы прибыли; · сокращение срока окупаемости инвестиций; · повышение производительности труда; · увеличение оборачиваемости оборотных средств; · увеличение объема продаж и доли конкурентоспособных товаров на внешнем рынке.

 

Пример.

Преимущества от реализации возрастает за счет получения патента на продукцию.

1,2; 2,3; 3,1; 4,3; 5,1; 6,1; 7,1.

Используя данную таблицу можно составить для каждого объекта (товара, фирмы) набор факторов (видов) конкурентных преимуществ, исходя из данных графы 2.

Данная классификация дает менеджерам инструмент для управления конкурентными преимуществами. Для каждого товара составляется таблица, в которой перечисляются те позиции графы 2, на которые специалисты предприятия должны обращать внимание, то есть совершенствовать для достижения конкурентных преимуществ. Действия менеджеров по повышению конкурентоспособности подчиняются действию закона о конкуренции.

Действие закона конкуренции заставляет постоянно повышать качество товаров или дискретно снижать величину удельной цены / цены на единицу полезного эффекта. Механизм действия закона конкуренции состоит в вымывании с рынка неликвидной, дорогой продукции, в замен ее более эффективными моделями товаров.

Допустим, однородную продукцию выпускают шесть фирм. Сравнивать продукцию фирм можно по показателю удельной цены Цуд, равному отношению цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств, продукции в конкретных условиях.

Рис. 1. Схема действия закона конкуренции

, рубль на единицу полезного эффекта

Ц – цена товара, в рублях;

П э - полезный эффект за нормативный срок службы одной единицы товара.

Поскольку первая фирма имела в течение определенного отрезка времени наибольшее значение удельной цены, то она находилась в наиболее выгодном положении по сравнению с конкурентами, поэтому на первой фирме принимается решение совершенствовать товар и осуществляют переход к выпуску новой модели, у которой удельная цена будет ниже.

На основе действия закона конкуренции, второй и четвертый конкуренты переходят ко второму выпуску товара; продолжающие выпускать по старым ценам продукцию 4,5 и 6 вскоре обанкротятся.

Действия закона о конкуренции может быть эффективным при наличии качественного антимонопольного законодательства, которое призывает ограничивать действия конкурентов на основании государственных законодательных актов (в России закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»).

Кроме закона, ограничивающего монопольную деятельность, необходима стандартизация как деятельность по установлению норм, правил, характеристик, благодаря чему обеспечиваются значения многих факторов конкурентных преимуществ таких как:

- безопасность продукции для окружающей среды, для жизни и здоровья людей;

- технически и информационно совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- экономия всех видов ресурсов (рациональное использование). Взаимодействие объективного закона конкуренции, конкурентной борьбы, стандартизации наталкивает на мысль, что для достижения стратегического конкурентного превосходства необходимо разрабатывать нормативы конкурентоспособности по основным параметрам конкурентных преимуществ;

На основе анализа конкурентоспособности товаров, фирм, целесообразно разрабатывать нормативы конкурентоспособности – это долгосрочные стратегические значения конкретных параметров конкурентных преимуществ объекта, которые должны являются ориентирами перспективного развития объектов с целью достижения более высокого уровня конкурентоспособности конкретных объектов.

Значение нормативов конкурентоспособности целесообразно устанавливать на срок 3 – 5 лет на основе данных по конкурирующим объектам, достигшим наилучших значений параметров конкурентных преимуществ (качество товара, цена товара затраты в сфере эксплуатации товара, качество сервиса, объемы продаж по отдельным рынкам, показатели эффективности деятельности, организационно техническое и социальное развитие предприятия, стабильность деятельности предприятия).

Для того, чтобы проверить возможность достижения конкретных объектов нормативов конкурентоспособности целесообразно разрабатывать стратегические бизнес-планы, в которых бы оценивалась экономическая целесообразность развития объекта в намеченном направлении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ уровня конкурентоспособности предприятий | Анализ факторов определяющих интенсивность конкурентной борьбы в отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.