Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая структура нормы финансового права




Классификация норм финансового права

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-право­вых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финан­совых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделя­ются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочи­вающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ­ников финансовых отношений (государственных органов, орга­нов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) со­вершить определенные действия, устанавливают их обязанно­сти в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — упла­тить своевременно эти платежи. Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления обязаны использовать строго по це­левому назначению выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций (Субвенции (от латинского subvenire — приходить на помощь) — форма финансовой поддержки со стороны государства его территори­альным подразделениям, физическим или юридическим лицам на строго определенные цели на безвозмездной и безвозвратной основах. См.: ст. 6 БК РФ). Большая часть финан­сово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом про­является основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан­ность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным ак­там, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъек­там РФ и органам местного самоуправления запрещено уста­навливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено пре­доставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.

Однако число запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико, что объясняется тем, что при регулиро­вании финансовых отношений преобладают нормы обязываю­щего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав уча­стников финансовых отношений, подчеркивания особой важ­ности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавлива­ют права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоя­тельных решений в области финансов, но в строго установлен­ных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна им­перативность, поскольку не допускается выход за эти границы. Например, представительные органы власти субъектов РФ при введении региональных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен федеральным законодательством, а имен­но — о ставках налогов, порядке и сроках уплаты (п. 3 ст. 12 НК РФ). Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельно­сти, исходя из общегосударственных, региональных и местных задач. Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении роли экономических рычагов регулирования воз­растает потребность в применении таких норм. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъ­ектов, перспективами возрастания роли субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют со­став финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджет­ные государственные фонды и т. п., то есть материальное (де­нежное) содержание юридических прав и обязанностей участ­ников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муници­пальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юриди­ческой формы принимаемых решений и т. п.

В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и про­цессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, представляют целостное единство материальных и процессуаль­ных норм. В отличие от этого в бюджетном праве довольно чет­ко обособлена от материальных норм совокупность норм, регу­лирующих бюджетный процесс. В БК РФ особо выделена часть третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Фе­дерации». Такое обособление было свойственно и действовав­шему до него Закону РСФСР от 10 октября 1991г. ¹ 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР1. Значительное внимание формированию процессуаль­ных норм уделено в НК РФ.

Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эф­фективности использования механизма финансов, служат важ­ной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства. Развитие рос­сийского финансового права в таком аспекте является актуаль­ной задачей.

 

 

 

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрас­ли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных усло­вий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет рас­четный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила пове­дения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию госу­дарственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отно­шений. Диспозиция требует определенного поведения от участ­ников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической (финансово-право­вой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм1. Санкции применяются в разных сферах финансовых правоотно­шений (бюджетной, налоговой кредитной и др.), отличаясь спе­цификой в каждой из них. Посредством санкций осуществляет­ся государственное принуждение к исполнению финансово-пра­вовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), то есть несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недос­товерной информации Центральному банку РФ и т. п.

Итак, финансово-правовая санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойственен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денеж­ные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пени, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т. д.

При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государствен­ную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну.

Данные санкции распространяются на всех участников фи­нансовых правоотношений — Российской Федерации, субъек­тов РФ, муниципальные образования, (например, принудитель­ное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государ­ственной власти и местного самоуправления, организации, фи­зических лиц (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление опера­ций по счетам, штрафы за несоблюдение порядка ведения кас­совых операций предприятиями, учреждениями и организация­ми и т. п.).

Меры финансово-правовой ответственности применяются в судебном или несудебном (административном) порядке — по ре­шению соответствующих органов исполнительной власти. К та­ким органам относятся органы Федерального казначейства, Фе­деральной налоговой службы, Центральный банк РФ и др. При­менение санкций в административном порядке связано с необходимостью быстрого реагирования на финансовые право­нарушения. Однако это не исключает в соответствующих случаях необходимости принятия судебных решений при привлечении к ответственности за налоговое правонарушение физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовос-становительные и штрафные (карательные) элементы.

Помимо финансово-правовых санкций, за нарушения в об­ласти финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, то есть установленные нормами других от­раслей права. Основанием этого являются правонарушения со­ответствующего характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.