Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений




Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реа­лизующие содержащиеся в этих нормах предписания по образова­нию, распределению и использованию государственных и муници­пальных, других публичных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения: их понятие, особенности и виды

 

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами мест­ного самоуправления в области финансовой деятельности, свя­занной с функционированием публичных финансов. Будучи уре­гулированными нормами финансового права, они становятся фи­нансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие свя­зи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что в процессе упомянутой финансо­вой деятельности возникают также отношения, не нуждающие­ся в правовой регламентации (при осуществлении организаци­онной, подготовительной, аналитической, массово-разъясни­тельной и иной подобной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержа­ние этой деятельности, придают ей целенаправленность и чет­кую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность государства и муниципальных образований неосу­ществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланиро­ванных доходов, их распределение и использование соответст­венно намеченным планам и программам.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, фи­нансовые правоотношения имеют и особенности. Основная осо­бенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они воз­никают в процессе планового образования, распределения и ис­пользования государственных, муниципальных, иных публич­ных денежных фондов и доходов, т. е. в процессе финансовой дея­тельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу пуб­личных денежных средств, точнее — финансовых ресурсов, ис­пользуемых на общезначимые потребности. Такой объект пра­воотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязатель­ных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при распределении органом государственного управления между подведомственными организациями финан­совых ресурсов; между Центральным банком РФ и Правитель­ством РФ при использовании банковского кредита для покры­тия бюджетного дефицита; между государством или и муници­пальными образованиями, с одной стороны, и гражданами в связи с уплатой налогов и т. д.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием опреде­ленных форм и порядка деятельности (процессуальные финан­совые правоотношения), также обеспечивают движение финан­совых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений со­стоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ­ство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и со­ответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: ор­ганизует поступление денежных средств в различные государст­венные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и ис­пользует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государст­венные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода пред­писания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотноше­ниях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимо­действуют с участниками финансовых правоотношений и орга­ны местного самоуправления. Права всех участников финансо­вых правоотношений находятся под защитой государства, реа­лизация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

В последнее время в финансовом законодательстве, особен­но в бюджетном, применительно к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям органам стал употребляться термин «обязательство» — «расходные обязатель­ства», «бюджетные обязательства» (см. ст. 6 БК РФ).

Все рассмотренные специфические черты в комплексе харак­теризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения1. Воля госу­дарства, его предписания по образованию, распределению и ис­пользованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых, перспективных) и программах, а также в нормативах, лимитах и т. п. Они утверждаются соответствующими государ­ственными органами в установленном порядке и подлежат обя­зательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотно­шений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором. В настоящее время рас­ширяется применение договорной формы в финансовых отно­шениях. Она упоминается, в частности, в БК РФ, ст. 159 и др.

Властно-имущественными являются и финансовые правоот­ношения с участием, как одной из обязательных сторон, орга­нов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых право­отношений происходит при наличии четко определенных в пра­вовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участни­ки финансовых правоотношений о них договариваться не впра­ве. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия — это юридические факты, которые являются ре­зультатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, то есть отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утвержде­ние финансово-плановых актов. Соответственно общим требо­ваниям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансо­вой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но неред­ко возникают вновь между этими же участниками на основе планов на новый период.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, уведомление налогоплательщика со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утвер­ждение государственным органом лимита выделяемых подве­домственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предпри­ятиям и др. В установленных законодательством случаях юри­дическими фактами могут выступать и договоры, одной из сто­рон которых является орган государственной власти или мест­ного самоуправления.

При неисполнении участниками финансовых правоотноше­ний своих обязанностей возникают правоотношения, связан­ные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при ис­пользовании средств не по целевому назначению и др.).

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых пла­тежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возни­кают правоотношения по поводу предоставления из федераль­ного бюджета субвенций пострадавшим субъектам РФ.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их класси­фикация по разным основаниям: по кругу участников, по спо­собам государственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых право­отношений их классификация на виды. В зависимости от струк­туры финансовой системы РФ выделяются финансовые правоот­ношения, возникающие в связи с функционированием соответ­ствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муници­пальных предприятий, организации страхового дела и т. д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематиза­ции норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объек­та правового регулирования, финансовые правоотношения так­же могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти фи­нансовые ресурсы выражены в конкретном размере или опре­деленном виде доходов и расходов. Основное содержание субъ­ективных материальных финансовых прав и обязанностей за­ключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъ­ятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государ­ственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государ­ством или органами местного самоуправления в свое распоря­жение финансовых, ресурсов, их распределение и использова­ние. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанно­сти (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним отно­сятся обязанность Правительства РФ представить в установлен­ный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные фи­нансовые правоотношения осуществляются путем использова­ния установленных форм и видов актов государственных орга­нов и органов местного самоуправления, соблюдения опреде­ленной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессу­альные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в об­ласти финансов. К. Маркс подчеркивал, что «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания»1. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанно­стей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и ор­ганов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

 

5. Субъекты финансового права. Понятие субъекта финансового права и субъекта финансового правоотношения.

 

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное и целе­направленное образование, распределение и использование публичных денежных фондов. Носители этих прав и обязанно­стей являются субъектами финансового права. Следует разли­чать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или уча­стник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее право­субъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходи­мыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоот­ношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обя­занностей, приобретает новые свойства — он становится субъ­ектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраня­ет свои качества, которыми обладал до вступления в них, то есть остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереа­лизованной. Однако объем такой части гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых право­отношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (право наследования, дарение, купля-продажа и т. д.). Иначе складываются финансовые право­отношения: участие в них государственных органов (или орга­нов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не про­явить волю к реализации некоторых своих прав (например, пра­во изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с за­явлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые под­разделяются субъекты российского права: 1) государство и его территориальные подразделения; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается свое­образием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы: 1) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и 2) граждане (или физические ли­ца) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классифика­ция также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности, о способах за­щиты прав субъектов финансового права и видов их ответст­венности за финансовые правонарушения). Однако подразделе­ние на три группы полнее раскрывает особенности круга субъ­ектов финансового права. В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; б) субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа (в настоящее время некоторые автономные округа по волеизъявлению населения вошли в состав краев в качестве их составной части); в) муниципальные образования — муниципальные районы,
городские округа, городские или сельские поселения; г) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образо­вания).

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на госу­дарственный или местный бюджет именно за этими субъекта­ми, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлеж­ность бюджета государству и его территориальному подразделе­нию является и необходимым атрибутом, отражающим их орга­низованность в соответствующую единицу — государство, авто­номию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и исполь­зование их для социально-экономического развития соответст­вующей территории, осуществления других своих задач.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образова­ния выступают субъектами права и в других финансовых отно­шениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государ­ственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и ме­стного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъекта­ми обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего госу­дарственного или местного бюджета.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) согласно российскому праву — это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы, с особым правовым режимом. Вся территория за­крытого административно-территориального образования явля­ется территорией муниципального образования со статусом го­родского округа.

В пределах ЗАТО расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других ма­териалов, военные и иные объекты. В связи с этим устанавли­вается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании и упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Прави­тельства РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления его адми­нистративной подчиненности и границ; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отноше­нии ЗАТО; введения и обеспечения особого режима.

Все это определило особенности и финансово — правового положения ЗАТО. Помимо формирования и исполнения мест­ного бюджета в общем порядке, ЗАТО в отличие от других му­ниципальных образований, вступает в бюджетные правоотно­шения непосредственно с федеральными органами власти.

В случае строительства или реконструкции в ЗАТО предпри­ятий и объектов с сохранением их оборонной направленности за счет средств федерального бюджета, часть их в установлен­ных законом размерах должна быть отчислена органам местно­го самоуправления ЗАТО.

Помимо рассмотренных территориальных образований, имеющих органы власти соответствующего уровня и выражаю­щих систему государственного и административно-территори­ального устройства страны, в ее рамках выделяются территории в целях выполнения определенных задач в области экономики, социальной сферы и др. К таким территориям относятся осо­бые экономические зоны (ОЭЗ). В связи с их функционирова­нием возникают финансовые правоотношения, отличающиеся спецификой.

Согласно законодательству особая экономическая зона пред­ставляет собой определяемую Правительством РФ часть терри­тории Российской Федерации, на которой действует особый ре­жим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей эконо­мики, высокотехнологичных отраслей, производства новых ви­дов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Соответственно этому создаются следующие типы ОЭЗ: а) промышленно-производственные; б) технико-внедренческие; в) туристско-рекреационные.

Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта РФ и му­ниципального образования принимает Правительство РФ. Органом управления ОЭЗ является Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, находящееся в ведении Министерства экономического развития и торгов­ли РФ. Федеральное агентство осуществляет эту деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими органами ис­полнительной власти — федеральными, региональными и орга­нами местного самоуправления. В законодательстве урегулиро­ваны особенности финансово-бюджетных отношений, порядка налоговых и таможенных платежей (например, вопрос о гаран­тиях от неблагоприятного изменения законодательства о нало­гах), контроля за использованием бюджетных средств и др.

Вторую группу субъектов финансового права образуют кол­лективные субъекты — государственные и общественные орга­низации. К их числу относятся:

а) государственные органы представительной и исполнитель­
ной власти;

б) органы местного самоуправления;

в) предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются ком­мерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансо­вых правоотношениях. В их круг входят: органы представитель­ной власти и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ. В числе органов исполнительной вла­сти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, служ­бы, агентства и т. д., в том числе система финансово-кредит­ных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов исполнитель­ной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы пред­ставительной власти не являются.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению опреде­ленной части финансовой деятельности государства, муници­пальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения1. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельно­стью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособлен­ным подразделениям предприятий исполнять обязанности по­следних, в частности по уплате налогов по месту своего нахож­дения (ст. 19 НК РФ).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяют­ся своей спецификой казенные предприятия как форма государ­ственных и муниципальных предприятий, основанных на праве оперативного управления (См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ «О госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятиях» / /СЗ РФ.
2002. 48. Ст. 4746 (с изм. и доп. на 18 декабря 2006 г. 231-ФЗ). О создании казенных предприятий см. Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. 1003 //СЗ РФ. 1994. 5. С. 303 (утратил силу с 24 февраля 2004 г.); ст. 15
ГК РФ). Такие предприятия находятся в пря­мом государственном (или муниципальном) подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финан­сов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в ко­торые вступают эти предприятия, отличаются спецификой, обусловленной наличием у государственных органов и органов местного самоуправления полномочий по управлению их фи­нансовой деятельностью, определенным ограничением их са­мостоятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предпри­ятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотрас­левые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. 2006 установ­лена такая форма объединений как финансово-промышленные группы, деятельность которых впоследствии урегулирована за-коном. Это совокупность юридических лиц (предприятий, уч­реждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов), объединяющих инвестиции (ка­питалы), материальные и финансовые ресурсы (с учетом анти­монопольного законодательства) для повышения эффективно­сти производственного процесса.

В условиях рыночной экономики развилась сеть малых пред­приятий, которые также вступают с государством и муници­пальными образованиями в финансовые правоотношения, от­личающиеся своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения.

К субъектам финансового права относятся организации, именуемые у чреждениями. Они являются некоммерческими ор­ганизациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли). Учреждения могут быть государственными (муници­пальными) и частными.

Государственные (муниципальные) учреждения подразделя­ются на бюджетные и автономные (ст. 120 ГК РФ). Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципаль­ным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полно­мочий органов государственной власти или местного самоуправ­ления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культу­ры. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоя­тельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.

БК РФ (ст. 161) признает бюджетными учреждениями: а) бюджетные учреждения, создаваемые для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета; б) орга­низации, которые наделены государственным или муниципаль­ным имуществом на праве оперативного управления (за исклю­чением казенных предприятий и автономных учреждений).

Существенное значение приобрели права и обязанности уч­реждений, связанные с использованием внебюджетных источ­ников средств, получаемых ими в результате предприниматель­ской и иной деятельности, (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы. Этом бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты (займы) у кредитных организа­ций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюд­жетной системы РФ (п. 8 ст. 161 БК РФ).

Третья группа субъектов финансового права — индивидуаль­ные субъекты финансового права, или физические лица. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны в большой части с налоговы­ми и другими обязательными платежами, поступающими в го­сударственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения граж­данина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государст­венного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. За­конодательство определяет, в каких случаях субъектами финан­сового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства. Среди физических лиц — субъектов финансового права особым статусом выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предприниматель­ской деятельностью, без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граж­дан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятель­ности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ст. 32).

 

6. Финансово-правовая ответственность

 

С институтами финансового контроля тесно связан институт финансово-правовой ответственности, поскольку его примене­ние обусловлено результатами контрольных мероприятий. Ин­ститут финансово-правовой ответственности по сравнению с имеющими многовековую историю формирования и развития институтами уголовной и гражданско-правовой ответственно­сти является сравнительно молодым. Наиболее заметное разви­тие он получает с начала 90-х годов XX столетия. На этом этапе произошли существенные преобразования государственного и политического устройства нашей страны, кардинальные изме­нения системы экономических отношений, переосмысление значения финансовой деятельности государства и форм ее реа­лизации в новых условиях. Было принято значительное число новых нормативных актов, регламентирующих различные сфе­ры общественных отношений, в том числе финансовые. В них получили закрепление и меры принуждения финансовой на­правленности — финансовые санкции, — взыскание которых предусматривалось за нарушения в сфере налогообложения, в бюджетной сфере, а также за нарушения финансовой дисцип­лины при работе с денежной наличностью.

Установленные этими и иными, принятыми впоследствии, актами меры ответственности (пени, штрафы и др.), а также порядок их наложения и взыскания существенно отличались от традиционно выделяемых видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой, дисцип­линарной. В связи с этим, стало возможным говорить о нали­чии объективных оснований для выделения в системе юриди­ческой ответственности нового ее вида — финансово-правовой ответственности.

Основная особенность финансово-правовой ответственно­сти, отличающая ее от иных разновидностей правовой ответст­венности, заключается в том, что она имеет собирательный, ком­плексный характер, так как включает в себя меры принуждения, обеспечивающие функционирование финансово-правового ме­ханизма в различных сферах: бюджетной, налоговой, банков­ской, сфере обязательного социального страхования. Термином «финансово-правовая ответственность» обозначается система различных ее подвидов: налоговая ответственность, бюджетная, финансовая ответственность кредитных организаций, финансо­вая ответственность в сфере обязательного социального страхо­вания. Каждый из перечисленных подвидов финансово-право­вой ответственности имеет собственное правовое регулирование, закрепленное специальным, а иногда и не одним нормативным актом. Так, основания и порядок применения налоговой ответст­венности определены НК РФ, бюджетной ответственности — бюджетным законодательством и актами Министерства финан­сов РФ, финансовая ответственность кредитных организаций за­креплена законами «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», а также актами Центрального банка и т. д.

В настоящее время отсутствует единый акт, который уста­навливал бы нормативные положения, относящиеся ко всем подвидам финансово-правовой ответственности. Это является еще одной ее особенностью. Поэтому характеристика финансо­во-правовой ответственности требует рассмотрения составляю­щих ее содержание подвидов.

Налоговая ответственность регламентируется НК РФ, причем из содержания п. 2 ст. 1, а также п. 1 ст. 108 НК РФ следует, что основания и порядок привлечения к налоговой ответствен­ности могут быть установлены только этим Кодексом. К сожа­лению, иные подвиды финансово-правовой ответственности подобной регламентации только на законодательном уровне не имеют, порядок их применения, как правило, устанавливается подзаконными актами.

Основанием привлечения к налоговой ответственности явля­ется налоговое правонарушение, т. е. виновно совершенное, противоправное деяние, за которое НК РФ установлена ответ­ственность. Составы налоговых правонарушений, а также меры наказания за их совершение содержатся в главах 16 и 18 НК РФ.

Основной формой наказания за совершение налоговых пра­вонарушений является штраф (по тексту НК РФ он обознача­ется также как налоговая санкция). В качестве другой формы можно указать на такую меру как взыскание пени. Но нужно учитывать, что оценка пени как меры налоговой ответственно­сти спорна. Так, согласно НК РФ пени являются одним из спо­собов обеспечения своевременности исполнения обязанности уплатить налог (сбор), они не входят в состав налоговых санк­ций, в связи с чем, на них распространяется иной порядок взы­скания, отличный от порядка привлечения к ответственности. Однако в научной литературе высказывается мнение, что такая позиция законодателя не совсем верна, так как не в полной ме­ре соответствует правовой природе пени, исходя из которой, пени необходимо рассматривать как меру ответственности и налоговую санкцию.

Привлечение к налоговой ответственности осуществляется налоговыми органами в бесспорном или судебном порядке. Подробнее он будет рассмотрен в главе, посвященной общим положениям налогового права.

Бюджетная ответственность. Основные положения института бюджетной ответственности закреплены главой 28 БК РФ. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неис­полнение либо ненадлежащее исполнение установленного по­рядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утвер­ждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно такие действия как: нецелевое использование бюджетных средств, не­перечисление, а равно неполное или несвоевременное перечис­ление бюджетных средств получателям и другие деяния, пере­численные в ст. 283 БК РФ.

В ст. 282 БК РФ установлены меры, применяемые к нару­шителям бюджетного законодательства, в их числе: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, штраф, начисление пени и другие. Порядок применения указанных мер к нарушителям бюджетного законодательства установлен подзаконными акта-ми1. Субъектами, к компетенции которых отнесено применение мер принуждения выступают органы Федеральной службы фи­нансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства, а также органы исполнительной власти, уполномоченные пре­доставлять средства бюджета на временной и возвратной осно­ве (если предоставленные средства не возвращены своевремен­но и (или) по ним не уплачены проценты и пени).

Как на негативное явление в правовом регулировании бюд­жетной ответственности следует указать на отсутствие в тексте БК РФ исчерпывающего перечня, как нарушений бюджетного законодательства, так и мер наказания за их совершение. Стать­ями 282-283 БК РФ определяется, что они могут быть установ­лены не только Кодексом, но и иными федеральными закона­ми. В частности, ежегодно законом о федеральном бюджете на текущий год предусматривается ответственность в форме взы­скания штрафа за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов2 и некоторые иные нарушения бюджетно­го законодательства, не предусмотренные БК РФ.

Финансовая ответственность кредитных организаций. В лите­ратуре ее также именуют банковской ответственностью. Этот подвид финансово-правовой ответственности регламентирован законодательством о банках и банковской деятельности, а также актами Центрального банка РФ. Последние имеют очень большое значение, т. к. в законах закреплены самые общие по­ложения о привлечении кредитной организации к финансовой ответственности за совершение нарушений в сфере банковской деятельности. Детальную правовую регламентацию эти положе­ния получают в актах ЦБ РФ. Он же является субъектом, упол­номоченным выявлять нарушения в деятельности кредитных организаций и применять санкции за их совершение.

Особенностью финансовой ответственности кредитных ор­ганизаций является отсутствие в законодательстве определения понятия банковского правонарушения, а также хотя бы при­мерного перечня деяний, совершение которых нарушает фи­нансовую дисциплину в банковской сфере и влечет примене­ние мер принуждения финансового характера. Из содержания ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» следует, что основанием примене­ния принудительных мер может быть любое нарушение кредит­ной организацией федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними актов и предписаний Банка России.

В отличие от оснований банковской ответственности пере­чень санкций, который также определен ст. 74 названного За­кона, имеет более четкий характер. Санкции за нарушения в сфере банковской деятельности, можно подразделить на две группы. В первую входят меры воздействия, которые применя­ются в том случае, если выявленное нарушение не создало уг­розы интересам кредиторов или вкладчиков кредитной органи­зации: штраф либо ограничение права кредитной организации осуществлять отдельные банковские операции на срок до шес­ти месяцев.

Вторую группу составляют более значительные по размеру и негативным для кредитной организации последствиям санк­ции, которые назначаются в том случае, если не исполнено предписание Банка России об устранении выявленных наруше­ний или если допущенные нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Сюда относятся: штраф; временные запреты на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, либо на открытие ею филиалов и ряд других.

Среди мер воздействия, которые может применять ЦБ РФ к нарушителям, наиболее суровой является отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, так как в этом случае она лишается права осуществлять банков­ские операции и подлежит ликвидации. В отличие от иных санкций, применяемых Банком России к кредитным организа­циям, отзыв лицензии возможен только при наличии основа­ний, перечисленных в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В их числе, например, такие нару­шения как: задержка более чем на 15 дней представления еже­месячной отчетности; осуществление банковских операций, не предусмотренных лицензией; неисполнение федеральных зако­нов, а также нормативных актов ЦБ РФ, если в течение одного года кредитная организация неоднократно привлекалась к бан­ковской ответственности и другие.

Порядок применения к кредитным организациям санкций, установленных законодательством о банковской деятельности, регламентирован подзаконным актом — приказом Центрально­го банка России.

С введением в действие системы обязательного страхования вкладов физических лиц в отношении банков стало возможным применение еще одной меры принудительного воздействия, ко­торая может быть отнесена к мерам финансовой ответственно­сти кредитных организаций. Так, ст. 37 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. ¹ 177-ФЗ «О страховании вкладов физиче­ских лиц в банках Российской Федерации» случаи неполной или несвоевременной уплаты банком страховых взносов рас­сматривает как нарушение, влекущее начисление пени. Взы­скание пеней осуществляется Агентством по страхованию вкла­дов в судебном порядке.

Финансовая ответственность в сфере обязательного социаль­ного страхования. Отношения, связанные с привлечением к фи­нансовой ответственности за нарушения в сфере обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16 июля 1999 г. ¹ 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» и законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В частности, федеральными законами от 15 декабря 2001 г. ¹ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 24 июля 1998 г. ¹ 125-ФЗ «Об обязательном социальном стра­ховании от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний», которые устанавливают обязанность уплаты страховых взносов и ряд иных, связанных с уплатой обязанностей. Средством обеспечения их исполнения является установление мер финансово-правовой ответственности.

Так, ст. 26—27 Федерального закона «Об обязательном пен­сионном страховании» определено, что несвоевременная или неполная уплата страховых взносов в результате неправильного исчисления или иных неправомерных действий является осно­ванием для начисления пени и взыскания штрафа. Несвоевре­менная регистрация страхователя3 в органе Пенсионного фон­да, а также не сообщение сведений, которые лицо обязано со­общить в орган Пенсионного фонда, влекут взыскание штрафа в установленном законом размере. Причем за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенси­онного страхования, применяется более существенная финан­совая санкция — взыскание 10 процентов от суммы платежей, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд за отчетный год. Эта мера установлена иным актом — Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. ¹ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифици­рованном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Упомянутыми законами определяется и порядок привлече­ния к финансовой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании. Привлече­ние нарушителей к ответственности относится к компетенции органов Пенсионного фонда. Оно осуществляется либо в бес­спорном, либо в судебном порядке. По нарушению, зафикси­рованному федеральным законом «Об индивидуальном (персо­нифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», привлечение к финансовой ответственности до­пускается только в судебном порядке.

Финансовая ответственность, предусмотренная Федераль­ным законом «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от­личается от ответственности в сфере обязательного пенсионно­го страхования составом финансовых санкций, а также основа­ниями их применения. Этим Законом установлено, что в слу­чае несвоевременной уплаты страховых взносов на сумму недоимки начисляются пени. Других мер принудительного фи­нансового воздействия на нарушителя (штраф, например) За­кон не закрепляет. Если задолженность (недоимка и пени) не уплачены нарушителем закона добровольно, они подлежат при­нудительному взысканию в бесспорном или судебном порядке. Органом, уполномоченным осуществлять начисление пени и ее взыскание, является Фонд социального страхования и его тер­риториальные органы.

Этим же законом за несвоевременное исполнение платежного поручения о перечислении страховых взносов устанавливается ответственность банка — взыскание с него пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки, которые взыскиваются органом Фонда социального страхования в бесспорном порядке.

Резюмируя предложенную краткую характеристику подвидов финансово-правовой ответственности, следует констатировать отсутствие единообразия в ее правовом регулировании. Про­цесс формирования правового института финансово-правовой ответственности еще далек от завершения: как всякая новая правовая конструкция этот институт требует всестороннего изучения в целях разработки его концепции, в соответствии с которой должна осуществляться его правовая регламентация в нормах законодательства, совершенствоваться уже действую­щие положения.

Можно выделить следующие свойства финансово-правовой ответственности как цельного и самостоятельного правового явления.

1) она является следствием совершения правонарушения,
т. е. виновно совершенного, противоправного деяния, за совершение которого нормативным актом предусмотрена ответст­венность;

2) является одной из форм государственного принуждения. Го­сударственное принуждение проявляется в том, что финансово-правовая ответственность представляет собой неблагоприятные для лица последствия его деяния, имеющие форму ограничения его субъективных прав. Их наступление происходит в принуди­тельном порядке, т. е. независимо от воли лица (нельзя претер­петь указанные ограничения в правах добровольно, по собст­венной инициативе, до тех пор, пока уполномоченный орган их не применит, точно также, как нельзя избежать их применения в свой адрес в рамках правомерного поведения);

3) реализация финансово-правовой ответственности проис­ходит в определенном процессуальном порядке, который закрепля­ется законом или подзаконным нормативным актом и подлежит неукоснительному соблюдению органами, уполномоченными осуществлять применение финансово-правовой ответственно­сти. Несоблюдение порядка привлечения к финансово-право­вой ответственности является основанием для обжалования и отмены решения уполномоченного органа о привлечении лица к ответственности;

4) как любое правовое явление финансово-правовая ответст­венность может быть реализована только в форме правоотноше­ния, которое возникает в связи с выявлением финансового право­нарушения. Сторонами данного правоотношения являются: ли­цо, совершившее финансовое правонарушение (физическое или юридическое), орган власти, уполномоченный осуществ­лять привлечение к финансово-правовой ответственности (на­логовый орган, орган Федерального казначейства, Централь­ный банк России и др.), субъект, интересы которого нарушены совершенным финансовым правонарушением (государство, му­ниципальное образование, кредиторы (вкладчики) кредитной организации и др.);

5) применение к правонарушителю мер финансово-правовой ответственности направлено на достижение определенных целей. Такими целями можно назвать, во-первых, восстановление не­правомерно нарушенных субъективных интересов в финансо­вой сфере и, во-вторых, предупреждение совершения иных правонарушений;

6) с точки зрения формальной определенности в системе фи­нансового права финансово-правовая ответственность пред­ставляет собой комплексный институт финансового права, вклю­чающий в себя охранительные нормы подотраслей и разделов финансового права. В частности, нормы, закрепляющие поня­тия и виды финансовых правонарушений, меры финансово-правовой ответственности и процессуальные порядки ее приме­нения в различных сферах финансово-правового регулирова­ния. В настоящее время данный правовой институт нуждается в совершенствовании: необходима разработка концептуальной основы и систематизация норм, составляющих его содержание.

На основе наиболее существенных из перечисленных при­знаков можно сформулировать следующее определение данной категории финансового права. Финансово-правовая ответствен­ность — ограничение прав лица, налагаемое по решению уполно­моченного органа в связи с совершением финансового правонару­шения в целях восстановления нарушенных субъективных интере­сов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения совершения иных правонарушений.

 

 

 

Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоотношений. В этих целях широко применяется метод убе­ждения в различных формах, прежде всего проведением разъяс­нительной работы. В результате большей частью субъектов тре­бования финансово-правовых норм выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявле­ниях (применение санкций, пресекательных и восстановитель­ных мер). Важно, чтобы в соотношении этих методов первооче­редность принадлежала методу убеждения. Такая последова­тельность свойственна лишь высокому уровню правосознания. Поэтому в области финансов в условиях перехода к рыночным отношениям к нему необходимы повышенные требования.

Меры государственного принуждения являются неотъемле­мым элементом механизма правового регулирования финансо­вых отношений, как и любых других общественных отношений. Они призваны обеспечить исполнение финансово-правовых обязан­ностей, а в соответствующих случаях — восстановление нарушен­ных прав. Это относится ко всем видам субъектов финансового права — государству, его территориальным подразделениям, ор­ганам государственной власти и местного самоуправления, пред­приятиям, организациям, учреждениям, гражданам.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в администра­тивном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом и касается всех субъектов финансо­вого права. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращения при неудовлетво­ряющем исходе в суд или арбитражный суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он про­является в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными орга­нами (помимо судебного разбирательства) — например, при за­щите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с организаций по решению на­логового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БК РФ), взыскиваются штрафы Центральным бан­ком РФ с кредитных организаций при нарушении установлен­ных правил в денежно-кредитной сфере.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вы­текающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать дей­ствия соответствующих государственных органов также в адми­нистративном порядке по подчиненности (вышестоящему орга­ну или должностному лицу) и, во-вторых, обратиться в суд об­щей юрисдикции или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

Общие положения о подведомственности при судебном рас­смотрении дел по спорам, возникающим в сфере финансовой деятельности государства, определены АПК РФ (глава 4).

В финансовых правоотношениях с участием государства и граждан также действуют административный и судебный поряд­ки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, кото­рый имеет конституционную основу (ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нор­мативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосудар­ственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ.

Однако граждане, как и другие субъекты финансовых право­отношений, по своему выбору могут обратиться за защитой сво­их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты. Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражда­нами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, плате­жей по обязательному государственному страхованию и само­обложению сельского населения) в соответствии с нормами ГПК РФ. Кодекс предусматривает возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения дел, единолично судьей, по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (ст. 121—122 и сл. ГПК РФ). Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гаран­тий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных орга­нов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обяза­тельных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный на­логоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет консти­туционную основу (ст. 52 Конституция РФ).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному консти­туционному закону «О Конституционном Суде РФ» в его полно­мочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конститу­ции РФ законов и других нормативных актов, а также разреше­ние споров о компетенции между государственными органами (без решения вопросов о конституционности правоприменитель­ной практики и деятельности государственных органов); провер­ка по жалобам граждан и запросам судов конституционности за­кона, примененного или подлежащего применению в конкрет­ном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов фи­нансовых правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государст­венной власти субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приносит протест на противоречащий закону право­вой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

Таким образом, установленный порядок защиты финансо­вых прав и законных интересов исходит из необходимости со­блюдения требований законодательства всеми участниками фи­нансовых правоотношений, включая государство и его органы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие финансово-правовой нормы (нормы финансового права).

2. Какие особенности свойственны финансово-правовым нормам?

3. Что означает императивный характер финансово-правовых
норм? В чем он проявляется?

4. Какие виды (группы) финансово-правовых норм выделяются в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отно­шений? Приведите примеры норм соответствующих видов.

5. Что понимается под материальными финансово-правовыми нор­мами? Приведите примеры таких норм.

6. Что понимается под процессуальными финансово-правовыми нормами? Приведите пример таких норм.

7. Какова логическая структура финансово-правовой нормы? Про­анализируйте каждый из ее элементов на примере конкретной финан­сово-правовой нормы.

8. Дайте определение финансово-правовых санкций. Каковы их виды? Приведите примеры.

9. Каковы особенности финансово-правовых санкций?

10.Сформулируйте понятие финансового правоотношения.

11.Какие особенности свойственны финансовым правоотноше­ниям?

12.Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и пре­кращения финансовых правоотношений.

13.Рассмотрите классификационные виды финансовых правоотно­шений?

14.Определите понятие субъекта финансового права. Различаются ли между собою понятия «субъект финансового права» и «субъект фи­нансового правоотношения»?

15. Кто относится к субъектам финансовых правоотношений? Ка­кие выделяются их виды (группы)?

16. Субъектами каких финансовых правоотношений могут высту­пать граждане?

17. Какие виды организаций являются участниками финансовых правоотношений.

18. В каких финансовых правоотношениях субъектом права высту­пает непосредственно государство, муниципальное образование?

19. Какие порядки защиты прав и законных интересов участников финансовых отношений установлены российским законодательством?

20. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений? Кто использует его?

21. В чем выражается судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений? Кто может воспользоваться таким по­рядком? В каких случаях единолично судьей рассматривается и прини­мается решение по соответствующему делу?

22. Каков порядок обжалования в суд действий и решений, нару­шающих права граждан — субъектов финансовых правоотношений?

23. Какова роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав субъектов финансовых правоотношений?

24. Какова роль Прокуратуры РФ в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений, ее задачи и функции?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.