Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Финансовый контроль




Одной из главных функций государственных органов или органов других организаций является осуществление финансового контроля за образованием, распределением и использованием денежных фондов.

Финансовый контроль является составной частью финансовой деятельности. Система организации финансового контроля является составной частью финансовой системы РФ.

Финансовый контроль – контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью деятельности в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, муниципальных образований и иных организационных систем в целях обеспечения социально – экономического развития страны, удовлетворения потребностей ее граждан.

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке специально уполномоченными контрольными органами государства, муниципальных образований, именуемыми контрольно-ревизионными или ревизионными управлениями, комитетами, комиссиями.

Финансовый контроль выражается в том, что при его проведении проверяется:

  • Соблюдение установленного нормативного и правового порядка в процессе финансовой деятельности;
  • Экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий в соответствие с поставленными целями и задачами.

Таким образом, контроль служит способом обеспечения законности, целесообразности и эффективности в сфере финансовых отношений.

К основным задачам финансового контроля относятся:

1. поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

2. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств;

3. выявление резервов по обеспечению финансовых ресурсов;

4. обеспечение соблюдения требований законодательства в области финансов;

5. повышение эффективности внешнеэкономической деятельности с помощью обеспечения прозрачности возможных операций.

Основными направлениями финансового контроля, регулируемыми финансовым правом являются:

1. проверка осуществления функций по аккумулированию и распределению денежных фондов, использованию финансовых ресурсов органами и организациями в пределах своей компетенции;

2. проверка выполнения финансовых обязательств;

3. проверка правильности и целевого использования финансовых ресурсов, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных, государственных предприятий, учреждений и организаций (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств);

4. проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств указанных лиц;

5. выявление внутренних резервов производства, повышение рентабельности роста производительности, экономного и эффективного использования денежных ресурсов;

6. предупреждение и устранение нарушений в финансовой дисциплине.

В 1-5 направлениях используется метод побуждения, в 6 – вынуждение.

Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов определяемых по различным основаниям:

  1. в зависимости от времени проведения:

- предварительный;

- текущий;

- последующий;

2. в зависимости от инициативы субъектов финансовых правоотношений:

- обязательный;

- добровольный;

 

 

3. в зависимости от органов, проводящих финансовый контроль:

- государственный (общегосударственный, вневедомственный, ведомственный);

- внутриорганизационный;

- аудиторский.

предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях предупреждения нарушения финансовой дисциплины. В этом случае проверке подлежат документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности.

Проекты бюджетов финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки, т.е. основным методом контроля является проверка документов.

Предварительный метод связан с методом финансового регулирования, таким как убеждение и побуждение.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе денежных операций в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством (налоговый контроль), получение и использование денежных средств (бюджетный контроль)

Последующий финансовый контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использование бюджетных средств, уплаты налогов.

В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, своевременность и полнота уплаты налогов, законность и целесообразность использования финансовых ресурсов, пути предупреждения нарушений и меры по их устранению.

Обязательный финансовый контроль производится в силу требований законодательства (контроль со стороны представительных законодательных органов за исполнением бюджета за год, по решению компетентных государственных органов (проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения), контроль на основе решения органов Счетной Палаты, прокуратуры РФ или их подразделений).

Добровольный финансовый контроль по самостоятельному решению организации, осуществляющие использование бюджетных средств.

Общегосударственный финансовый контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса, осуществляющих его органов, направлен на объекты подлежащие контролю в независимости от их ведомственной подчиненности.

Полномочиями по осуществлению этого контроля обладают 3 органа:

  1. Федеральное собрание РФ;
  2. Правительство РФ;
  3. Счетная палата, которые контролируют законность, эффективность и целесообразность государственных бюджетных и внебюджетных фондов, проекты и отчеты бюджетов, и их исполнение по всем звеньям бюджетной системы.

Вневедомственный (межведомственный) финансовый контроль - контроль финансово – кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности, имеющие повседневный системный и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль (внутренний) – контроль министерств, ведомств, служб и агентств государственного и местного самоуправления за деятельностью входящих в их систему организаций. Этот контроль осуществляют самостоятельные структурные контрольно – ревизионные подразделения (управления, отделы, группы), подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Работа контрольно – ревизионных подразделений находится под контролем Минфина РФ, ЦБ РФ, финансовых органов местного самоуправления. Не реже 1 раза в год указанные органы обязаны предоставить доклад о состоянии контрольно – ревизионной работы правительству РФ и ЦБ РФ.

Внутриорганизационный финансовый контроль (внутрихозяйственный) осуществляется во всех организациях их руководителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовой и экономическими службами). Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность организации, а также входящих в нее структурных подразделений финансов, представительств, отделений.

Аудиторский финансовый контроль независимый вневедомственный, не внутрифирменный контроль осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

В соответствии с ФЗ № 119-фз от 07.08.2001 аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) налоговой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского и налогового учета законодательству РФ.

Кроме того аудиторские организации могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:

- постановка, ведение бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.

Финансовый контроль во всех его формах направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами организации заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности финансово – экономической деятельности, что в конечном итоге отвечает интересам государства. Использование форм и видов государственного контроля, таким образом, позволяет сочетать интересы государства, организаций и каждого человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.