Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное правоотношение




Тема 11. Бюджетное право. Бюджетное устройство.

Бюджетное право является ядром финансовой системы, финансового права. Именно бюджетное право лежит в основе первого этапа возникновения финансовых правоотношений и связано с формированием, распределением и использованием денежных фондов (финансов).

Понятие бюджет отлично от понятия бюджетный процесс.

Бюджет в материальном аспекте (государственный или местный бюджет) представляет собой централизованный в масштабах определенного образования (государственного, муниципального) денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Такое понятие относится к экономической категории. Понятие бюджета имеет также юридический аспект, как правовая категория. В этом случае он рассматривается как правовой акт – основной финансовый план образования и распределения централизованного денежного фонда (экономической категории) государства или муниципального образования разработанный, согласованный и утвержденный в соответствии с действующим бюджетный законодательством и регламентом представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Сам процесс разработки, согласования и утверждения именуются бюджетным процессом.

Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности, статус и полномочия участников бюджетных отношений.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В понятие бюджета входит, как составная часть определение категории консолидированного бюджета – свода бюджетов и бюджетной системы РФ на соответствующей территории без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов (обмена, возврата).

Бюджетная система, являющаяся составной частью финансовой системы – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность (взаимосвязь) федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В ст. 6 БК РФ дается юридическое понятие бюджетного процесса как регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии со ст.13 БК РФ Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для использования расходных обязательств соответствующих субъектов РФ.

В соответствии со ст. 15 БК РФ местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для использования расходных обязательств соответствующих муниципальных образований.

Особым документом, составляемым в рамках бюджетного процесса, является «бюджетная роспись», в которой выделяется понятие «сводная бюджетная роспись» - документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с БК РФ в целях организации, исполнения бюджета по расходам бюджета и источником финансирования дефицита бюджета (превышение расходов над доходами).

Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (гл. администратором) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам.

Под расходами бюджета понимается выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета.

Ст. 6 БК РФ даны определения других понятий, используемых в нем и соответственно являющиеся понятием бюджетного права и финансового права:

- внешний и внутренний долг;

- денежные обязательства;

- бюджетный кредит;

- бюджетные ассигнования;

- расходные обязательства;

- бюджетные полномочия;

- бюджетные инвестиции.

Администратор доходов бюджета – орган государственной власти или местного самоуправления, местной администрации, орган управления государственными внебюджетными фондами.

ЦБ РФ – бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты начислений, учетом и взысканием, принятием решений о возврате (зачете) излишнеуплаченных (взысканных платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом к администраторам доходов бюджета относятся:

  1. налоговые органы;
  2. органы Минфина;
  3. федеральная таможенная служба;
  4. финансовый мониторинг;
  5. финансовая разводка
  6. счетная палата.

Т.е. любые органы, осуществляющие финансовый контроль бюджетных средств.

Наряду с федеральным бюджетом ст.14 БК РФ дает понятие региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

 

Роль и экономический смысл бюджета, его предназначение в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих конституционных обязанностей, с так же предусматривает содержание государственного аппарата и органов местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета. Именно на представительные органы, как высшие государственные органы и органы местного самоуправления и политические партии, представители которых образуют эти органы, возлагается главная задача – чтобы средства государственного и муниципального бюджета не «проедались», экономились, использовались эффективно и целесообразно, а не шли на неоправданные затраты, лишнее «кормление» государственного аппарата и аппарата местного самоуправления.

Таким образом, бюджетное право отличается от других подразделений и институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует, специфика которых состоит в том, что:

а) регулирует отношения РФ, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов исполнительной и представительной власти;

б) регулирует отношения, которые возникают в сфере с образованием и распределением денежных фондов государства и муниципальных образований.

Бюджетное право РФ – совокупность финансово – правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сферах бюджетного устройства РФ, структуры и порядка распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенции государства и муниципального образования в области бюджета и бюджетного процесса, контроля за осуществлением бюджетного процесса.

Важнейшими принципами бюджетного права являются:

  1. принцип федерализма;
  2. принцип развития местного самоуправления;
  3. принцип социальной направленности.

Бюджетные правоотношения являются основой финансовых правоотношений. Они регулируются специальным нормативным актом – Бюджетным Кодексом РФ, утвержденный ВЗ о введении в действие БК РФ от 09.07.99г. №159-фз.

Бюджетный Кодекс РФ имеет следующую структуру:

Часть I - общие положения: закрепляет понятие правоотношений, регулируемых БК РФ, структуру бюджетного законодательства. Определяет, какие нормативно – правовые акты регулируют бюджетные правоотношения, определяет взаимодействие бюджетного законодательства РФ и нормы международного права, а также действия законодательства о бюджете во времени, понятия и термины, применяемые в БК РФ.

Гл. 2 Часть I определяет бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Часть II – Бюджетная система определяет бюджетное устройство РФ, доходы бюджетов и расходы бюджетов. Отдельный раздел части II посвящен сбалансированности бюджета.

Часть III БК РФ – определяет, что такое бюджетный процесс в РФ, указывает на участников бюджетного процесса, а также регулирует порядок составления бюджета, рассмотрения и утверждение бюджета, исполнение бюджета, составление, проверка, рассмотрение бюджетной отчетности и основы государственного муниципального финансового контроля.

Часть IV – определяет меры ответственности за нарушение законодательства (бюджетного) РФ.

Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы РФ.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребление общества с учетом их приоритетов на определенном отрезке времени. Государственные и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов (федеральный бюджет и бюджет субъекта федерации) и правовых актов (органом местного самоуправления).

В связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов, возникает широкий круг общественных отношений, регулируемых особым подразделением подотрасли финансового права – бюджетным правом.

Бюджетное право является ядром центрального раздела особенной частью финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ.

Носителями юридических прав и обязанностей в отношении по образованию и распределению бюджетов всех уровней. Субъектами бюджетного права являются:

1. государство и его территориальные подразделения, субъекты РФ, муниципальные образования, закрытые административные территориальные образования;

2. органы государственной власти и местного самоуправления, представительные (законодательные) и исполнительные органы;

3. государственные и иные юридические лица, получающие финансовые ресурсы за счет средств соответствующих бюджетов.

Отношения, возникающие между указанными субъектами в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов, бюджетов относятся к бюджетным правоотношениям. Бюджетные правоотношения, как нормы бюджетного права, являющиеся подотраслью финансового права, могут быть материальными и процессуальными.

К бюджетным правоотношениям относятся:

· Отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней

· Отношения, возникающие между субъектами в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за их исполнения.

· Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· Государственный (федеральный) бюджет

· Бюджеты государственных внебюджетных фондов

· Бюджеты субъектов РФ

· Бюджеты территориальных внебюджетных фондов

· Местные бюджеты

Бюджетная система представляет собой взаимосвязанные элементы, образующие институты, структуры, функционирующие в соответствии с едиными принципами для достижения общих для всех элементов целей и задач.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3-х уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных органов;

- местные бюджеты.

Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отношениями.

Принципы межбюджетных отношений, являющиеся правовыми принципами, закрепленными в БК РФ:

1. распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;

2. разграничение, закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам доходов;

3. равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

4. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;

5. равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Такие нормы могут содержаться в законах о бюджетах на конкретный год, в указах, а также в самом бюджетном кодексе.

Источники бюджетного права:

1. Конституция РФ, которая устанавливает исходные начала и принципы бюджетной деятельности.

Ст. 71,72 определяют компетенцию РФ и сферы совместной деятельности РФ и субъектов РФ.

Ст. 101, 104, 106, 114 устанавливает основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением.

Ст. 132 «О бюджетных правах органов местного самоуправления».

2. другие нормативные акты и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-фз от 06.10.2003г., вступивший в силу с 1 января 2006 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.