Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Государственные финансы




Государственные финансы

Это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, оборону и управление.

Структура государственных финансов

 
 

 

 


Государственные доходы

Это экономические отношения по поводу формирования той части фонда денежных средств, которая связана с выполнением государством его функций. В результате создаются два вида фондов денежных ресурсов:

1. Централизованные ресурсы государства. Формируются за счет:

а) налоговых поступлений,

б) платежей населения,

в) доходов от внешнеэкономической деятельности,

г) ресурсных платежей,

д) различных целевых сборов.

2. Децентрализованные финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий. Образуются за счет доходов и накоплений самих предприятий (см. тему финансовые ресурсы предприятия).

Виды источников государственных доходов

1. Внутренние — НД и Н Богатство, создаваемые внутри страны.

2. Внешние — НД и НБ другой страны, если они заимствованы в виде государственных займов или репарационных платежей.

Методы мобилизации государственных доходов

1. Налоги.

2. Государственные займы.

3. Эмиссия:

а) бумажно-денежная,

б) кредитная.

Классификация государственных доходов

1. По методам аккумуляции:

1) добровольный (покупка облигаций, лотереи, благотворительность),

2) обязательные (налоги, сборы, штрафы, пошлины).

2. По юридическим формам:

1) налоговые,

2) неналоговые.

3. По социально-экономическому признаку:

1) от личных доходов граждан,

2) от совместных и иностранных предприятий,

3) от предприятий и организаций негосударственной формы собственности,

4) от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства.

4. По территориальному признаку:

1) федеральные,

2) субъектов федерации,

3) местные.

5. По порядку образования и использования:

1) централизованные,

2) децентрализованные.

Государственные расходы

Это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они обеспечивают потребности государственной сферы деятельности и связаны с функциями государства:

а) экономическая,

б) социальная,

в) управленческая,

г) оборонная,

д) внешнеэкономическая.

Функции выполняются:

а) через систему органов управления,

б) через предприятия и организации, принадлежащие государству.

Классификация расходов

1. По уровням государственной власти и управления:

1) федеральные,

2) субъектов федерации,

3) местные.

2. По целевому назначению:

1) капитальные,

2) текущие,

3) связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов.

3. По общественному назначению:

1) экономические расходы,

2) на социальные цели,

3) на управление,

4) на оборону,

5) на внешнеэкономические расходы.

4. По характеру потребления:

1) обыкновенные,

2) чрезвычайные.

5. По экономическим результатам:

1) производственные,

2) непроизводственные.

6. По участию в общественном производстве:

1) финансирование в производственной сфере,

2) финансирование в непроизводственной сфере.

7. По составу:

1) прямые расходы государства (осуществляются через систему бюджетных и внебюджетных фондов в целях расширения производства, образования социальных фондов общественного потребления, удовлетворения других потребностей государства),

2) расходы государственных предприятий и организаций на затраты:

а) связанные с текущей деятельностью предприятий,

б) обусловленные социальными вопросами трудовых коллективов и отдельных работников.

Формы финансирования государственных расходов

1. Самофинансирование.

2. Бюджетное финансирование.

3. Кредитное обеспечение.

Принципы использования системы государственных расходов

1. Целевое направление средств.

2. Безвозвратность расходования ресурсов.

3. Бесплатность.

4. Соблюдение режима экономии.

5. Контроль за использованием государственных ресурсов.

Сущность государственного бюджета

У государства складываются разнообразные финансовые отношения с предприятиями и населением, которые называются бюджетными отношениями. Они являются частью финансовых отношений и имеют следующие особенности:

1) возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство;

2) имеют объективный характер;

3) связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей;

4) характеризуются большим многообразием, т. к. охватывают все уровни хозяйствования и направления распределительного процесса.

Бюджетные отношения осуществляются в бюджетном фонде страны. Не смотря от уровня формирования бюджет можно рассмотреть с трех сторон:

1. Бюджет, как экономическая категория — система денежных отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетов разных уровней.

2. Бюджет в материальном смысле — централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующего уровня государственной власти и государства в целом.

3. Бюджет как правовая категория — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утвержденного соответствующими органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Сущность государственного бюджета реализуется через его функции:

1. Распределительная (благодаря ей осуществляется концентрация денежных ресурсов в руках государства и их использования с целью удовлетворения общегосударственных потребностей).

2. Контрольная (позволяет узнать: на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, соответствует ли объем централизуемых ресурсов объему потребностей, как фактически складываются объемы распределения средств, эффективно ли используются бюджетные средства).

3. Функция государственного регулирования и стимулирования экономики.

4. Функция финансового обеспечения социальной политики.

Эти функции реализуются с помощью бюджетного механизма.

Доходы государственного бюджета

Это экономические отношения, связанные с формированием той части денежных средств, которые остаются в распоряжении государства и его предприятий в целях выполнения ими общегосударственных функций.

Формы проявления отношений: различные виды платежей.

Материально-вещественное воплощение: денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Классификация доходов

1. По социально-экономическому признаку:

1) доходы от предприятий,

2) доходы и поступления,

3) ресурсные платежи,

4) прочие доходы.

2. По порядку и условиям зачисления:

1) закрепленные,

2) регулирующие,

3) дотации,

4) субвенции.

3. По юридическим формам (по методам изъятия и источникам):

1) налоговые,

2) неналоговые (доходы от эксплуатации государственной собственности…),

3) поступления по штрафам и санкциям,

4) поступления от реализации облигаций, займов и других ценных бумаг,

5) административные сборы и платежи,

6) отчисления в социальные и другие фонды.

4. в зависимости от права собственности:

1) собственные доходы:

а) закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня,

б) отчисления по регулярным доходам,

в) безвозмездные перечисления,

г) часть неналоговых доходов,

д) дополнительные источники, устанавливаемые органами власти, субъектов федерации и местными органами,

2) заемные средства:

а) %-е или без %-е ссуды, получаемые органами исполнительной власти из других бюджетов,

б) выпуск государственных или местных займов,

в) получение кредитов в банке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.