Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Расходы государственного бюджета




Расходы государственного бюджета

Это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению.

Виды расходов:

1. По распределению в общественном производстве:

1) расходы, связанные с развитием материального производства и совершенствованием его отраслевой структуры,

2) расходы, связанные с содержанием и совершенствованием непроизводственной сферы.

2. По общественному назначению:

1) на народное хозяйство,

2) на социально-культурные мероприятия,

3) на управление,

4) на оборону.

3. По отраслям производства и видам деятельности:

1) в материальной сфере,

2) в непроизводственной сфере.

4. По целевому назначению:

1) на капитальные вложения,

2) дотации.

5. По организационному принципу:

1) по уровням управления,

2) по целевым программам.

6. Исходя из бюджетной классификации:

1) функциональная структура расходов (строится в соответствии с основными функциями государства),

2) экономическая структура (группировка расходов по их экономическому содержанию), показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции,

3) ведомственная структура (отражает распределение средств по получателям из средств федерального бюджета).

Формы расходов бюджетов

1. Ассигнование на содержание бюджетных учреждений.

2. Средства на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с государственными контрактами.

3. Трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия).

4. Бюджетные кредиты юридическим лицам.

5. Субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам, предусмотренные целевыми программами и законами.

6. Инвестиции в уставные капиталы действующих и вновь создаваемых предприятий.

7. Бюджетные ссуды, дотации бюджетам других уровней и внебюджетным фондам.

8. Кредиты другим государствам.

9. Средства на погашение и обслуживание долговых обязательств и гарантий.

10. Резервные фонды органов исполнительной власти, местного самоуправления и Президента.

Понятие и структура бюджетной системы государства

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормой права, совокупность бюджетов федерального, субъектов федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты.

Бюджетная система состоит из трех блоков:

1. Экономический — объединяет экономические отношения структурных уровней РФ.

2. Юридический — объединяет юридические положения федерации, субъектов и местного самоуправления.

3. Бюджетный — совокупность бюджетных элементов государства.

Принципы построения современной бюджетной системы

1. Единства.

2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Гласность.

4. Самостоятельность бюджета.

5. Сбалансированность бюджета.

6. Достоверность.

7. Адресность и целевой характер бюджетных средств.

8. Реальность.

Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство основано на вышеперечисленных принципах. Для создания нормального функционирования бюджетной системы и бюджетного устройства осуществляется бюджетный процесс.

Бюджетный процесс строится на принципах бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Б. процесс включает следующие стадии б. деятельности:

1. Формирование проекта б. Проходит в две стадии:

1) организация б. процесса,

2) разработка проекта б.

2. Рассмотрение б. Проходит в четырех чтениях.

3. Утверждение б.

4. Исполнение б.

Задачи б. процесса

1. Максимальное выявление материальных и финансовых резервов.

2. Определение доходов б. по отдельным налогам и другим платежам, а также их общего объема.

3. Установление расходов б. по целевому назначению, а также их общего объема.

4. Осуществление б. регулирования в целях сбалансированности б. разного уровня.

5. Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан.

6. Автоматизация процессов составления и исполнения б.

Дефицит и профицит б.

Дефицит — превышение расходов над доходами. Дефицит б. может быть во всех государствах, но его качество может быть различным:

1) может возникнуть в результате крупных структурных изменений в экономике,

2) может быть в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.

3) может быть связан с кризисными явлениями в экономике, ее развалом, неэффективностью финансово-кредитных связей.

4) может отражать неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Для оценки дефицита используются показатели:

1. Абсолютное значение дефицита.

2. Отношение дефицита в %-х к расходам.

3. Отношение дефицита в %-х к доходам.

4. Отношение дефицита в %-х к ВВП.

Меры борьбы с дефицитом

1. Конверсия экономики.

2. Снижение военных расходов и непроизводственных расходов.

3. Переход от финансирования к кредитования.

4. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

5. Снижение расходов на управленческий аппарат и управление государством в целом.

6. Изменение системы налогообложения.

7. Повышение роли местных бюджетов.

Финансирование дефицита б.

Привлечение заемных средств для осуществления расходов б., превышающих их доходы.

Источники финансирования

1. Государственного бюджета

1) внутренние:

– гос. займы (выпуск ценных бумаг),

– кредиты от кредитных организаций в национальной валюте,

– б. ссуды от б. других уровней.

2) внешние:

– гос. займы в иностранной валюте под ценные бумаги государства,

– кредиты правительств, банков, фирм иностранных государств и международных финансовых организаций.

2. Субъектов федерации: аналогично.

3. Местные б.:

– муниципальные займы,

– кредиты кредитных организаций,

– б. ссуды от других б.

Источниками финансирования б не могут быть:

1. Кредиты Центрального банка.

2. Приобретение ЦБ-м обязательств федерации, субъектов федерации и муниципальных образований при их первичном размещении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.