Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС №9 Финансовая политика. Этапы финансовой политики

Фин. политика – определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения фин. ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

Содержание фин. политики включает:

выработку научно обоснованных концепций развития финансов;

определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач фин. политика подразделяется на фин. стратегию и фин. тактику.

Фин. стратегия определяет долговременный курс государства в области финансов и предусматривает решение крупномасштабных задач.

Фин. тактика определяет решение задач конкретного этапа развития путем своевременной перегруппировки фин. ресурсов и изменения способов организации фин. связей.

Содержание фин. политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки, от роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики.

Реализацию фин. политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию фин. ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.

Фин. политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность фин. политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторических условий и особенности жизни.

Этапы развития.

До 20-х г.г. ХХ в.

На фин. политику повлияла концепция политэкономистов А. Смита и Д. Рикардо, суть которой – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, отведение главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Фин. политика, таким образом, направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного бюджета государств. Из бюджета финансировались в основном расходы военные, управленческие и расходы по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы формировались в основном за счет косвенных налогов. Формировался бездефицитный бюджет.

В конце 20-х г.г. ХХ в. возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики явились государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало повышению занятости населения и снижению безработицы, росту предпринимательской деятельности и формированию дополнительного спроса, увеличению национального дохода. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог по прогрессивным ставкам обложения. Допускалась возможность дефицитного бюджета.

В 70-х г.г. особенности фин. политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и соц. сферу. Вмешательство осуществлялось не только непосредственно через доходы или расходы гос. бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.

В настоящее время отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы гос. регулирования. В советском государстве главный принцип фин. политики – финансовая централизация. Государство перешло от налоговой формы перераспределения нац. дохода к его прямому распределению в сфере производства и пере распределению через гос. бюджет. Государство монопольно регламентирует ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

Этапы финансовой политики:

1) Накануне революции:

Смена формы правления – республика;

На экономику большое влияние оказывало государство, за счет этого рос государственный бюджет;

Появление финансового капитала;

Создание монополистических объединений;

Развита банковская система;

Увеличение государственного долга;

Привлечение иностранных капиталов на содержание полиции, армии, флота, огромного бюрократического государственного аппарата;

Доходы в форме налогов;

Преобладание косвенных налогов (алкоголь, табак, золото, пушнина и т.п.);

Рост цен;

Рост спекуляции;

Расходы государства покрывались за счет выпуска бумажных денег, а также внутренних и внешних займов;

Увеличение инфляции и др.

Доходы госбюджета в этот период формировались в основном за счет косвенных налогов – прогрессивно-подоходным и поимущественным, а также за счет прибыли от внешней торговли. Государство владело монополией на алкоголь, табак, золото, соль, пушнину, драгоценные материалы.

2) Революция 1917 года и Программа большевиков

Единый бюджет, доходы которого основаны на налоговых поступлениях;

Полный финансовый контроль со стороны государства;

Национализация частных банков, банковское дело объявлено государственной монополией;

Тотальный контроль государства над сферой обмена, производства и распределения всех ресурсов;

Введена система продразверстки, предусматривающей обязательную сдачу крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. Проводилась в принудительном порядке;

Замена продразверстки продналогом;

Рост товарооборота и расширение обмена;

Большое количество налогов и др.

Доходы госбюджета формируются за счет:

Контрибуции с буржуазии;

Чрезвычайного революционного единовременного налога других налогов с населения;

Доходы от государственных хозяйств;

Эмиссии бумажных денег.

Распределение доходов:

На оборону;

На финансирование промышленности;

3. На социально-культурные мероприятия

3) НЭП

Цель НЭП: развитие и расширение товарооборота;

Частные капиталы устремились в торговлю;

Централизация в руках государства материальных и финансовых ресурсов, ужесточение распределительной политики;

Внутренние резервы минимальны

Государственный сектор был малорентабельным

Доходы государственного бюджета формируются за счет введения новых форм налога (единый с/х., промысловый, подоходно-имущественный); характерна многократность обложения. Налог взимается в виде % или долевого отчисления от произведенных продуктов (с учетом числа едоков, уровня урожая). Часть доходов идет на проведение таможенной валютной политик, целью которой является сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Коллективизация и индустриализация

1. Увеличение экспорта продукции, потребление которого собственным население было резко ограничено;

2. Дешевая избыточная рабочая сила;

Создание колхозов, совхозов;

Перекачивание средств из деревни в город.

Формирование доходов:

1.Налоговые платежи:

1.налог с оборота и отчисления от прибыли

2. налоги с населения

2.Средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов

3.Накоплений социалистического хозяйства в распределение доходов:

1.на развитие народного хозяйства,

2.на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение

4. 100% доходов используется для хозяйственной деятельности

6) Финансовые реформы 30-х гг.

Свертывание НЭПа;

Расширение чрезвычайных и административных методов управления экономикой;

Первый пятилетний план;

Складывание административно-командной системы управления;

Второй пятилетний план;

Голод;

Налоговая реформа (сокращение количества налогов, упрощение методики расчета и порядка перечисления средств в бюджет; введение единого налога с оборота, заменившего 53 ранее действовавших) и др.

Основной источник доходов – налог с оборота (обеспечивал твердый, устойчивый, равномерно поступающий источник дохода). Второй по величине – отчисления от прибыли хозяйствующих субъектов (28% прибыли оставалось на предприятии, из них 12% - на капитальные вложения, 5% - поощрительные фонды, 3% - на другие цели; 72 % прибыли вносилось в бюджет). Сохранялся с/х налог на предприятия.

7) Период ВОВ и восстановления народного хозяйства

Создаются Фонд обороны и Фонд Красной Армии по инициативе трудящихся;

Коренным образом изменилась структура расходов бюджета (ассигнования на оборону за годы войны составили 51% расходов);

В период восстановления народного хозяйства проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля, и укрепилось денежное обращение;

В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций

Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке.

Доходы госбюджета формируются за счет:

Увеличения поступлений от налога с оборота и отчислений от прибыли;

Создания Фонда обороны страны (добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта);

Государственных внутренних займов;

Доходов от денежно-вещевых лотерей;

Повышения ставок налогов с населения (до войны – 5 %, во время ВОВ - 13 %), изменение ставок с/хозяйственного налога.

8) Реформа 1965 г.

1.Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности;

2.Сократили число плановых показателей, устанавливаемых сверху;

3.Главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятия;

4.Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;

5.Для повышения роли экономического стимулирования была сделана попытка, усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельных производств.

Источники доходов государственного бюджета: фиксированные (рентные) платежи и свободный остаток прибыли. Деление прибыли на плановую (перечислялась в госбюджет) и сверхплановую (оставалась в распоряжении предприятия). Направления расходов: создание фондов экономического стимулирования, социально-культурных мероприятий, фондов развития производства, на расширение социалистического воспроизводства

9) Реформа 1979 г.

1.Создаются резервы на уровне отрасли;

2.Появляется огромное количество убыточных предприятий;

3.В объем реализованной продукции должна была включаться стоимость только тех видов продукции, которые предусмотрены хозяйственными договорами и заказ – нарядами и др.

Формирование доходов:

Поступления от социалистического хозяйства (91% доходов):

- налог с оборота

- платежи из прибыли

- средства государственного социального страхования

- подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий общественных организаций

Поступления средств от населения (9% доходов):

- государственные налоги

Распределение доходов:

1. На народное хозяйство (50% расходов):

- на промышленность и строительство

- на сельское хозяйство

2. На социально-культурные мероприятия и науку (36,3% расходов)

3. На оборону (9,5% расходов).

10) Реформа 1983-84гг.

Появление теневой экономики;

Сокращение государственных полномочий в пользу расширения предприятий народного хозяйства;

3. Неблагоприятная демографическая ситуация, в следствии чего снижение удельного веса трудоспособного населения.

Доходы формируются за счет налогов. Прибыль не делиться на сверхплановую и плановую, за счет этого увеличение доходов предприятий и, следовательно, увеличение налоговых поступлений.

11) Реформа 1985г. (перестройка экономики)

Отказ от пятилетнего планирования;

Использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда;

Темпы роста НД и ПТ снизились;

Увеличение государственного бюджета;

Отмена монополии;

Приватизация;

Кризис банковской системы.

Доходы госбюджета формируются за счет:

Платы за производственные фонды;

Отчислений от прибыли или дохода.

Распределение доходов на:

Реформирование хозяйственных отношений в промышленности;

С/хозяйство и другие отрасли;

Социально-культурные мероприятия и науку;

На оборону.

12) Реформа 1990 г. (переход к рыночной экономике)

Цель – рыночная экономика;

Новая система налогообложения (введен НК РФ);

Введение три формы налогообложения (общая, ЕНВД, УСНО);

Приватизация гос. Собственности.

Основные направления сокращения расходов бюджета:

Капитальные производственные вложения, начатые объекты;

Неосвоенный срок ассигнований;

Расходы Министерства обороны и КГБ;

Расходы, потерявшие целевое значение в связи с изменением ситуации;

Дотации убыточным предприятиям;

13) Текущий момент

Про­ведена массовая приватизация торговых, промышленных предприятий и сферы услуг;

Колхозы и совхозы были в боль­шинстве преобразованы в акционерные общества и фер­мерские хозяйства;

Спад произ­водства, рост цен, инфляция и безработица. Уровень внут­реннего валового продукта (ВВП) за 1991—2000 гг. сокра­тился по сравнению с 1990 г. на 40%;

Спад инвестиционной деятельности, сопровождающийся оттоком российских капиталов за рубеж;

Доходы госбюджета формируются за счет:

Налога на прибыль и доходы (7,8%), налогов и взносов на социальные нужды (8,0%), налогов на товары, реализуемые на территории (23,8%), налогов на товары, ввозимые на территорию (12,4%), налогов, сборов, гос. пошлины (0,6%), доходов от ВЭ деятельности (27,6%) и др.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС №8 Аппарат управления финансами. Состав, права, функции, обязанности | Вопрос №10 Понятие контроля ПХиФД и экономического контроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.