Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды памяти и представлений

Память – это процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование.

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность памяти.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Она изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Виды памяти:

· наглядно-образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи и вкусы.

· двигательная – память на движения.

· словесно-логическая память – (ведущая) память на устную и письменную речь, последовательность и логику материала.

· эмоциональная память – это память на переживания.

В зависимости от длительности сохранения различают:

· кратковременную - (запоминание на короткий срок);

· оперативную – (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти);

· долговременную – (длительное сохранение материала, после многократного повторения);

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание может быть:

· произвольным, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;

· непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта. Ее успешность зависит:

· от степени завершенности действий запоминания;

· от интересов и склонностей личности;

· от отношения личности к той или иной деятельности;

· от эмоционального настроя;

· от волевого усилия.

Представления – это субъективные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Это вторичный чувственный образ.

Физиологические механизмы представлений таковы: раздражитель, воздействуя на анализатор, вызывает в нем в процессе ощущения и восприятия возбуждение, оставляющее после себя след.

В последующем нервная ткань, в которой возникло возбуждение, может вновь прийти в аналогичное состояние, что и вызывает представление об отсутствующем предмете. При этом в коре головного мозга оживают следы ощущений и восприятий, и вызывают образы предметов и явлений уже непосредственно не воздействующих на органы чувств.

Классификация представлений.

· по ведущему органу чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные, болевые и другие. виды.

· по степени обобщения: единичные и общие.

· по степени новизны: представление воображения и представление памяти.

· по содержанию: служебные, педагогические, географические, и другие.

Представления изучают путем анализа, пересказов виденного и услышанного, действий (их точности, ошибок и тому подобные.), выполнения специальных задач.

Пути формирования необходимых представлений:

· поддержание интереса к своей специальности;

· целенаправленное включение объектов, явлений в процесс деятельности воинов;

· постановка профессионально значимых задач.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и свойства ощущений и восприятий | Понятие и характеристики мышления, речи и воображения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.