Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика взаимосвязей домохозяйств, предприятий и правительства в местной экономике

Взаимосвязи между экономическими субъектами осуществляются с помощью рынков факторов производства и товаров. Они представляются в виде вещественных и денежных потоков. (см. схему3).

Схема

.

 

В верхней половине диаграммы дана картина ресурсного рынка. Домохозяйства, которые в рыночной экономике непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности предприятия) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям.

Предприятия предъявляют спрос на ресурсы, поскольку последние служат средством, с помощью которых они производят товары и услуги. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий. Одновременно для домохозяйств, поставляющих ресурсы, они становятся различными формами доходов: заработной платой, рентой, процентом или прибылью, дивидендом, и им также необходима эта информация (потоки 1 и 2).

Теперь обратимся к рынкам продуктов, показанным в нижней половине диаграммы. Денежный доход, полученный домохозяйствами от продажи ресурсов, расходуется на приобретение различных товаров и услуг. Расходование полученных доходов представляется как спрос домохозяйств на рынке потребительских товаров и услуг. Одновременно предприятия соединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. С точки зрения предприятий поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров и услуг (потоки 3 и 4).

Теперь рассмотрим те многочисленные модификаци, которые возникают в результате подключения правительств (федерального и местного) к экономическому процессу. В отличие от индивидуальных решений субъектов рынка — домохозяйств и предприятий о приобретении потребительских товаров или факторов производства правительства принимают решения о приобретении общественных благ, т.е. с помощью политических решений определяют тот объем ресурсов, которые необходимо перераспределить в целях удовлетворения общественных потребностей либо на уровне государства, либо на местном уровне. Ресурсы перераспределяются через налоги, которые тем самым изымают часть доходов из рыночного оборота, уменьшая покупательскую способность в частном секторе. Затем правительства, расходуя налоговые поступления, в соответствии с принятой системой поуровневого разграничения полномочий, направляют эти ресурсы в сферу общественных благ и услуг (образование, здравоохранение, социальная поддержка населения), и значительно реже в те сферы экономики, которые нуждаются в поддержке и развитии (потоки — 5-8).

В условиях централизованной экономики национальное правительство обычно предписывает, какие виды услуг передать местной власти и одновременно обеспечивает доходами местный бюджет для оплаты этих услуг. В этом случае у местных органов управления почти нет никаких стимулов увеличивать доходы по собственной инициативе, добиваться эффективности расходов или стремиться использовать ресурсы частного сектора и стимулировать его участие.

В условиях рыночной экономики государство уже не регламентирует количество и виды услуг, передаваемых местному уровню управления. Местные органы власти в значительной степени определяют собственные нормы по расходам и распределяют доходы так, как считают нужным.

В таких случаях центральная власть сосредоточивается на вопросах общегосударственной важности, которые может разрешить только национальное правительство. Сюда входит:

· обеспечение социальной защиты малоимущих, престарелых и малолетних

· поддержание стабильности в макроэкономических масштабах

· обеспечение санитарных норм и норм техники безопасности

· обеспечение национальной обороны

· создание государственной инфраструктуры и организаций, необходимых для бесперебойного функционирования рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики местные органы власти обычно обладают возможностями выбирать, какие функции будут выполнять. Например, в большинстве городов США вообще нет закона, требующего от городов выполнения каких-либо функций. В основном, чем больше город, тем больше услуг предоставляется администрацией города. В следующем списке перечислены основные функции городов в США:

 

Обеспечение безопасности

населения: Полиция

Пожарная безопасность

 

Муниципальные предприятия Водоснабжение и канализация

Электорэнергия и газ

Сбор и вывоз твердых отходов

Общественный транспорт

Аэропорты

Автостоянки

Кладбища

Лекционные центры, стадионы и конференццентры

 

Улицы и тротуары Содержание улиц

Освещение

Безопасность дорожного движения

 

Культура и отдых Парки и зоны отдыха

Библиотеки

 

Экономическое развитие Планирование

Создание стимулов

Маркетинг и управление

 

Регулирование Регулирование землепользования

Меры контроля по районированию жилых застроек

Строительные нормы

Охрана памятников старины

 

Образование Начальные школы

Средние школы

 

Здравоохранение Больницы

Услуги по здравоохранению

 

Социальное обеспечение Государственная помощь

Государственное жилье

 

Распределение этих функций между местным и национальным, а также по уровням местных правительств отличается разнообразием вариантов по странам. Услуги, предоставляемые населению, как правило, делят на две категории: те, которые предоставляются всему населению и не потребляются в индивидуальном порядке (например, полиция и пожарная служба), а также те, к которым население может иметь доступ, а может и не иметь (водопровод, канализация, уборка мусора). Как правило, услуги для всего населения финансируются из местных налогов или других источников поступлений, поскольку трудно провести различие между теми, кто пользуется услугами и кто должен платить за них. Вторая категория услуг, однако, значительно отличается от первой. Как правило, достаточно легко определить объем предоставляемых услуг их непосредственных потребителей.

Не все муниципальные услуги могут или должны предоставляться через сеть государственных или частных предприятий. Они часто ограничены определенными видами или услуг, потому что оплата за эти услуги должна осуществляться конкретным физическим лицом (потребителем). Наиболее распространенными примерами местных государственных предприятий в Соединенных Штатах являются:

* водопровод,

* канализация,

* электросеть,

* газ,

* аэропорты,

* платные дороги и мосты, стоянки,

* мусорные свалки и уборка мусора,

* стадионы и другие места отдыха.

Эти и другие городские и местные муниципальные предприятия обычно создаются отдельно от других, финансируемых из общего налогообложения более традиционных общественных услуг (школ, полиции, пожарной службы, обслуживания дорог и др.) для ведения раздельного финансирования. Создание отдельного бюджета для этих видов деятельности и наличие возможности взимать за них плату приводит к следующим положительным эффектам:

1. Муниципальное предприятие может использовать доходы от общего налогообложения для оплаты доступных всем жителям услуг, предоставление которых обязательно по законодательству или уставу города (механизм единых тарифов, погашение разницы через механизм дотаций).

2. Потребители, пользующиеся услугами, платят за них в зависимости от объема и частоты потребления.

Таким образом, в зависимости от характера услуг, предоставляемых населению, предприятия местного хозяйства (это муниципальные предприятия или предприятия государственные) далеко не всегда могут руководствоваться критерием прибыльности.

Частные предприятия, рассматривающие прибыль как доминирующий фактор, не могут отпускать услуги по доступным ценам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия, обеспечивающие автономность деятельности местного правительства | Простейшая модель местной экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.