Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон равных предельных полезностей




На товар осуществляется особый спрос до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.

Бюджетное ограничение — это условия, в рамки которых попадает потребитель. Бюджетное ограничение позволяет потребителю создавать комбинацию благ, которые он может купить, исходя из своего дохода.

Предпочтения потребителя на рынке меняются постоянно. Главное для человека — удовлетворение полезности, а так как на рынке существует великое множество товаров, а бюджет потребителя всегда имеет пределы, то при выборе товаров покупателю безразлично, какая комбинация товаров ему принесет удовлетворение. Мы часто пользуемся различными наборами товаров, которые удовлетворяют наши потребности, обеспечивая одинако­вый уровень полезности.

Кривые безразличия показывают множество потребительских пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен, т.е. кривая безраз­личия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности.

Таблица 7

Выбор Сок Пирожки
А    
В    
С    
D    

 

На основании данных табл. 7 построим кривую безразличия.

На кривой безразличия (рис. 13) обозначены четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, Э. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Поэтому потребитель может легко поменять наборы. Следовательно, любая точка, находящаяся на кривой безразличия, создает определенные комбинации товаров в рамках бюджета потребителя с равной полезностью.

 

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.

Карта безразличия — это набор кривых безразличия (рис. 14).

Любая точка на кривой U4 по сравнению с U1 — U1)3 обеспечивает потребителю большую полезность. Перемещение точки из А1 в А2 => АЗ => А4 возможно только при условии определенного материального подкрепления, т.е. возможностей увеличить потребление тех или иных продуктов. На рисунке товар Y остается неизменным по количеству, но происходит увеличение в потреблении товара X. При движении условной точки А на кривых U1, U2, U3, U4 полезность останется без изменения, но будет меняться структура потребления (У < X или X < У) и увеличение спроса.

Переход с U1 в U2, в U3, в U4 возможен при условии возрастания дохода или снижения цен.

Для оценки возможности потребителя вводится бюджетная линия.

Бюджетная линия показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке (рис. 15).

Совместим на одной системе координат кривые безразличия и бюджетную линию (рис. 16). Двигаясь от U1 к U2 => U3, потребитель стремится увеличить потребление и, следовательно, увеличить полезность.

Но больше бюджета он потратить не может. Следовательно, наиболее рациональный набор товаров будет в точке А (где бюджетная линия касается кривой безразличия).

В точках С и D, где бюджетная линия пересекается с кривой U1, набор продуктов будет менее рациональный для потребителя.

Равновесие потребителя — когда при опреде­ленных ценах и уровне дохода потребитель создает оптимальную комбинацию из двух товаров. Любое изменение будет означать потерю полезности.

Рассматривая кривые безразличия и линию дохода, мы выходим на понятия «эффект дохода» и «эффект замены».

Эффект дохода. Если произошло снижение цен на один из парных товаров, то происходит увеличение реального дохода и потребитель имеет возможность приобрести прежний набор товаров, который раньше для него был оптимален, но за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов благ.

Если произошло повышение цен на один из товаров (яблоки), то потребитель снизит его потребление, но увеличит потребление другого (апельсины), так как яблоки относительно подорожали по отношению к относительно подешевевшим апельсинам. Этот процесс называют эффектом замещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.