Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Монополия и конкуренция




Экономическая конкуренция предполагает соперничество (соревнование) между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации (приобретения) продукции.

Монополия — это господство на сегменте рынка одного производителя (продавца) или объединения предприятий в целях повышения цен и получения монопольно высокой прибыли.

Конкуренция на рынке возникает в различных формах.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно при условии снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли. И то и другое не всегда возможно для каждой фирмы.

Крупные фирмы, ведя конкурентную борьбу на своем сегменте, могут на короткое время снизить цены на свою продукцию, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Мелкие фирмы, да и некоторые крупные, не могут себе позволить сокращать, а тем более отказаться от прибыли.

Неценовая конкуренция в условиях современного рынка занимает одно из ведущих мест в деятельности фирм.

Сюда относятся такие проблемы, как качество выпускаемой продукции, торговое и послеторговое обслуживание (гарантия, ремонт, доставка, установка, возможность обменять и сдать товар и т.д.). Большое внимание уделяется рекламе как двигателю торговли.

В экономической теории выделяются совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная конкуренция, которая подразделяется на монополию (чистую), олигополию, монополистическую конкуренцию.

Совершенная конкуренция характерна тем, что доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объеме предложения составляет незначительную часть. Это связано с большим числом независимо действующих продавцов. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную (однородную) продукцию, что не дает возможность фирме существенно влиять на рыночную цену, складывающуюся на основе совокупного спроса и предложения. Фирма соглашается с ценой рынка, а не диктует ее.

Несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее.

Несовершенная конкуренция состоит из укрупненных моделей конкурентных рынков, таких как монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, монопсония. Каждая модель имеет свои черты и особенности.

Чистая монополия, когда фирма является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. Чистую монополию можно рассматривать как отрасль, состоящую из одной фирмы. Из этого следует, что продукт монополии уникален, ему нет близких заменителей и покупатель вынужден брать этот продукт по цене, диктуемой монополией, или обходиться без данного продукта или услуги. При падении спроса на продукт или услугу монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.

Вступление в отрасль чистой монополии заблокировано. Барьеры устанавливаются через патенты на производство данной продукции или услуги. Современная технология в некоторых отраслях дает возможность иметь низкие издержки только при крупных масштабах производства. Появление на сегменте новой фирмы увеличит совокупный объем продукции, предложение может превысить спрос, что вызовет снижение цены.

Сам процесс создания нового крупного производства сопряжен с большими финансовыми затратами. Все эти барьеры направлены на сохранение чистой монополии.

На современном этапе развития экономики есть понятие «естественная монополия» — как исключительное право, предоставляемое государством предприятию, организации или отдельному лицу на осуществление какой-либо деятельности.

Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам в отраслях, где может существовать только крупномасштабное производство, способствующее снижению затрат, повышению эффективности, снижению цен (энергетика, водоснабжение, газоснабжение, городской метро­политен, связь и т.д.).

Естественная монополия характерна для добычи редких ископаемых или производства определенных товаров в особо благоприятных для этого природных условиях (минеральная вода, особые сорта чая, винограда и т.п.).

Правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий. Цены (тарифы) на продукцию естественных монополий определяются правительственными регулирующими комиссиями. Для сдерживания цен на определенные товары и услуги естественных монополий государство дает производителям субсидии, которые позволяют покрыть убытки.

Олигополия. Рынок можно назвать олигополи-стическим, когда несколько крупных фирм (условно от 3 до 15) контролируют производство определенного товара или услуги.

Относительно малое число фирм, господствующих в отрасли, объясняется применением дорогостоящих технологий. Продукция, выпускаемая фирмами-олиго-полистами, стандартизированная, но может быть и дифференцированной (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, сфера оптовой торговли и т.д.). Каждая фирма-олигополист обладает весомой долей на рынке, отсюда — все фирмы, входящие в олигополию, удовлетворяют весь рыночный спрос. Исходя из масштаба производства каждая фирма-монополист обладает некоторой степенью власти над ценой.

У фирм, входящих в олигополию, существует постоянный интерес к следующей информации: цена, назначаемая каждой фирмой, объем выпуска продукции. Когда одна фирма принимает решение о цене и объеме выпуска, ей уже может быть известен выбор, сделанный другой фирмой. Если одна фирма начинает устанавливать цену раньше другой, первую фирму называют ценовым лидером, а вторую — ценовым ведомым. Аналогично одна фирма может первой изменить объем выпуска, и в этом случае она является лидером по выпуску объема, а другая фирма — ведомым по объему выпуска.

Вступление в отрасль при олигополии ограничено уже известными нам барьерами: патенты, масштабы производства, владение сырьем.

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая впитала в себя ряд свойств совершенной конкуренции в сочетании с элементами монополизма.

Отрасль включает в себя значительное число фирм, каждая из которых производит небольшую долю отраслевого выпуска, что не дает возможность отдельной фирме влиять на цену товара и получения монопольной прибыли.

Конкурирующие фирмы в основном являются небольшими предприятиями, что позволяет им быстро реагировать на все изменения, происходящие на рынке. Однако сравнительно небольшим предприятиям всегда не хватает средств на внедрение последних достижений в науке и технике, всегда ощущается определенная неустойчивость в бизнесе.

Особенность монополистической конкуренции заключается в дифференцированном продукте, т.е. группа однотипных взаимозаменяемых товаров отличается друг от друга какими-либо качественными характеристиками и/или условиями реализации. Отдельная фирма поставляет на рынок особый товар. Каждый товар по-своему уникален. Разные упаковки, технические свойства, условия продажи (за наличный расчет, в кредит и т.д.), послепродажное обслуживание, реклама и, конечно, фирменная марка — все перечисленное создает условия для повышения цены без существенной потери покупателей. Только незначительная часть покупателей переключает свой спрос на товар конкурентов.

Несмотря на внешнее благополучие, фирма сталкивается с конкуренцией фирм, производящих товары-заменители. Возникает высокая перекрестная эластичность.

Подводя итог, можно сказать, что монополистическая конкуренция монополистична в том смысле, что каждая фирма обладает определенной долей сегмента на рынке, где она выступает как монополист своего товара. С другой стороны, она находится в постоянной конкурентной борьбе с другими фирмами, которые производят и продают подобные товары.

Монопсония — разновидность монополии. Это способность единственного покупателя на рынке определенного товара влиять на цену этого товара и услуги у множества товаропроизводителей. Монопсония — зеркальное отражение монополии, где действуют такие же правила, как и в монополии.

Особенность монопсонии заключается в том, что покупатель, а не продавец назначает цену на товар. По законам экономики цена должна нести в себе прибыль для товаропроизводителя. Нарушение этого правила со стороны монопсониста может привести к развалу ряда сегментов на рынке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.