Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

The Competitive Adventage of Nations




 

На предыдущих занятиях, как Вы помните, мы рассмотрели в исторических аспектах три основных этапа формирования и развития конкурентной борьбы на мировых рынках.

1./ А. Смит: а/«теория международного разделения труда», б/ свобода международной торговли, в/ решающая роль оценочного показателя конкурентоспособности страны и возможности абсолютного преимущества в лице – трудовой стоимости (стоимость труда работника за ед. продукта (ед. времени). И в результате А. Смит сформулировал теорию «а б с о л ю т н ы х п р е и м у щ е с т.в.

2. Д. Риккардо – разработал и обосновал теорию «сравнительных с р а в н и т е л ь н ы х (относительных) п р е и м у щ е с т в. В соответствии с этой теорией все страны на мировых рынках могут получить свою норму прибыли в соответствии с размерами издержек на производство своего товара (в том числе и набольшую норму прибыли) по сравнению с идентичным товаров, произведенного другой страной. Здесь же сформулирован вопрос о целесообразности специализации национальных экономик стран на пр оизводстве наиболее конкурентоспособных товаров.

3. Затем – теория ф а к т о р н ы х п р е и м у щ е с т в (шведские ученые

Хекшер и Олин) в условиях международной конкуренции на мировых рынках.

4. И наконец – современная теория: теория к о н к у к у р е н т н ы х п р е и м у щ е с т в (Часто автором этой теории называют экономиста Майкла Портера. Но ни только он – автор этой теории.).

Важно подчеркнуть, что в современных условиях развития мировой экономики и мировых рынков на смену теории «факторных преимуществ» пришла качественно новая и адекватная развитости мировой экономики – теория конкурентных преимуществ.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что ни одна из выше изученных нами теорий конкурентных преимуществ не вычеркивается как из теории, так и из практики конкурентной борьбы.

В процессе индустриального развития национальных экономик и их конкуренции на мировых рынках под воздействием НТП шел процесс созревания новых условий (и качества продукции, и качество конкурентных условий), обеспечивших ни только высокие потребительские свойство товаров и услуг, но и достаточно низкие затратные способности для производства этих товаров и услуг.

В результате изменились базовые условия конкуренции: от активного использования факторных преимуществ (в условиях каждой страны в отдельности) к использованию наукоемких, инновационных технологий для производства все тех же товаров и услуг.

И таким образом, в основе конкурентных преимуществ заложены такие характеристики и процессы как:

а/ научно-технический прогресс;

б/ роль финансового капитала в формировании И Н Н О В А Ц И Й политики

в/ высокий уровень инвестиционных проектов и др.;

г/ профессиональный труд (один из основных факторов производства).

В результате, если «факторные преимущества» страна получает в случаях наличия у нее природных и значительного накопления материальных ресурсов,

то конкурентные преимущества в основном связаны с уровнем динамики экономического развития национальной экономики и степенью ее участия в системе международного торгово-экономического сотрудничества на основе ее специализации. А предпосылкой такого участия является степень развитости производительных сил в экономики данной, характер ее инновационности, уровень профессионализма работника труда, размеры инвестиционных вложений не только в основное производство (производственные фонды), но и в развитие непосредственно – в ч е л о в е к а.

Вместе с тем, на практике (да и в теории) нельзя противопоставлять два выше обозначенных фактора (факторные преимущества и конкурентные преимущества). Они тесно – в з а и м о с в я з а н ы. Соединение этих двух «факторов» лишь усиливают к о н к у р е н т о с п о с о б н о с т ь национальной экономики.

Современная мировая экономика и современные конкурентные преимущества предопределяются тремя основными характеристиками:

а/ активным развитием «н о в о й э к о н о м и к и» (внутри национальной экономики) в качестве основного производителя конкурентного товара и услуг;

б/ тенденцией развития крупномасштабных финансовых (фондовых) рынков;

в/ активным развитием телекоммуникационной и информационной системы

Решающая роль отраслей новой экономики (электроники, телекоммуникационных систем связи, носителей, программно еобеспечение, аэокосмические отрасли, приборостроение, навигационные системы, нанотехнологическое оборудование и т.д.) характеризуется не только высоким качеством товаров и услуг, но и соответствующим уровнем конкурентоспособности самой отрасли и страны в целом на мировых рынках.

Сегодня именно эти отрасли по капитализации, высоким технологиям и нанотехнологическим конструкциям (характеристикам), а также – по уровню квалифициорованного труда далеко обогнали обычные индустриальные отрасли (нефте – газовая, автомобильная (хотя и в ней имеется ряд высоких технологических решений), сталелитейная, металлургическая и др.).

(В российских условиях экономического развития (экстенсивное и затратное) пока еще рано говорить о формировании структуры «новой экономики». Ибо здесь в основном пока еще ведущая роль принадлежит сырьевым отраслям.)

Развитие современных характеристик и тенденций «конкурентных преиму

 

ществ» японский экономист характеризует как «шумпетерская конкуренция».

(Об этом японский экономист Хируоки Одагри пишет в книгах:«Growth through Competition, Competition through Grouth» и в книге –«Strategic Management and

the Economy in Japan”.- Oxford. 1998 г.

Под понятием «шумпетерская конкуренция», по мнению автора, предполагается изменение характера современной конкурентной борьбы. В частности, подчеркивается, что в ближайшем будущем конкурентная борьба будет все более обостряется. Но ни в условиях «свободной конкуренции» на мировых рынках, когда любой хозяйствующий субъект мог участвовать в конкуренции, а в условиях конкуренции гигантов (ТНК и ТНБ) – производителей.

История развития конкуренции показывает, что динамика ее развития, методы и формы ее организации адекватны степени развитости пяти ф а к т о р о в:

а/ развитость производительных сил и средств производства

б/ объемы зарубежных инвестиций

в/ сферы реализации не только товаров, но и услуг;

г/ степень возможности потребительских свойств товара и услуг;

д / уровень платежеспосбности потребителей;

е/ качество товаров и услуг на мировых рынках (степень глубокой обработки).

ж/ способность компании разработать обоснованное стратегически выверенное корпоративное решение по поводу организации производства и политики реализации товара на мировом рынке.

Из всех сфер, где наиболее о б о с т р е н н о развивается процесс конкурентной борьбы является: а/ сфера о р г а н и з а ц и и производства,

б/ накопления и н в е с т и ц и й; в/ с ф е р а о б е с п е ч е н и я д о с –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.