Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «экономика




ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

Термин «экономика» возник более двух тысяч лет назад. Древнегреческий философ Ксенофонт не только ввел его в обращение, но и написал первый трактат об экономике. Два греческих слова «эйкос» (домашнее хозяйство) и «номос» (закон) были объединены в одно слово «экономикос», которое затем видоизменилось и стало звучать как «экономика».

Таким образом, элементы эконо­мики как науки появились еще в древнем мире. И уже древние греки понимали, что вести хозяйство нужно упорядоченно, соблюдая законы, следуя определенным правилам.

Развитие экономической мысли, обобщение хозяйственной практики на протяжении веков сформировали и оформили экономическую науку как часть общечеловеческих знаний о способах и средствах производства, распределения, обмена и потребления средств существования людей. Экономика – это наука, которая позволяет формировать у человека знания, навыки, умения эффективно вести дело, достигать наиболее полного и рационального использования ограниченных ресурсов в процессе производства товаров, оказания услуг, выполнения работ и получать доход в виде прибыли, ренты, дивидендов, заработной платы и т.п.

Представители западных экономических школ, интерпретируя понятие «экономика» определяют круг ее основных проблем:

- что производить?

- как производить?

- для кого производить?

Из этого следует, что заниматься экономикой – значит принимать грамотные и обоснованные решения, ориентированные на успех предпринимательской деятельности любого субъекта (государства, фирмы, домашнего хозяйства).

П. Самуэльсон определяет экономику как науку об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства различных экономических благ и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономика учит, что в процессе производства экономически обоснованные реше­ния следует выбирать из ряда альтернативных вариантов, пре­жде всего, с учетом: а) эффективности использования в произ­водстве ограниченных ресурсов; б) удовлетворения запросов потребителей; в) получения предприятием максимальной при­были.

Экономические бизнес-процессы в настоящее время реализуются в существующих и работающих организациях (предприятиях). Экономику организации (предприятия) можно представить как учение о предпринимательской (экономической) жизни организации (предприятия).

Экономика любого субъекта есть система (рис. 1). Система, как философская категория, означает совокупность элементов, составляющих целое. Эти элементы находятся между собой в тесном взаимодействии, оказывают определенное влияние друг на друга.

 

 
 

 

 

 


Рисунок 1 – Элементы экономической системы

 

Любую систему – социальную, экономическую, биологическую − нельзя рассматривать как механическую сумму составляющих ее элементов. Лишь во взаимодействии эти элементы образуют функционирующую и развивающуюся систему.

Производительные силы – совокупность вещественных (основные и оборотные средства, природные ресурсы) и личных (рабочая сила) факторов производства и определенных форм их организации, призванных обеспечить взаимодействие и эффективное функционирование самой системы. Вещественные элементы принято называть средствами производства. Они включают в себя предметы труда и средства труда. Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека. В самом распространенном понимании к ним относятся природные ресурсы, сырье. Средство труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. К ним относятся, прежде всего, орудия труда, то есть машины, станки, оборудование и т.п. Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его физических и умственных способностей, которые используются им в процессе производства.

Экономические отношения представляют собой совокупность отношений, реально складывающихся в системе хозяйствования между субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Таким образом, структура экономической системы может быть рассмотрена по составу ее элементов – производительных сил и экономических отношений. Это – формационный подход к развитию производства, в основе которого лежит марксистская теория.

Существуют и другие концепции, взгляды на развитие производства и его основные факторы. Так, теория факторов производства Ж.-Б. Сэя рассматривает следующие факторы, функционирующие в производстве – труд, землю, капитал. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы. Понятие «капитал» охватывает не только денежные средства, но и средства производства (основной и оборотный капитал). Термин «труд» используется в обычном толковании – это способности людей, используемые в процессе целесообразной деятельности. В качестве особого человеческого ресурса выделяется предпринимательская способность.

Таким образом, экономика – сложный и многогранный феномен. Это наука, которая находится в постоянном развитии на основе изучения и обобщения теории и практики функционирования предпринимательских структур. Она позволяет обосновывать управленческие решения в рамках имеющейся технической и экономической информации; она изучает варианты вы­бора эффективного ведения хозяйства субъекта (отрасли, организации) в усло­виях ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потреб­ностей экономики.

Экономика отрасли – составная часть экономической науки и самостоятельная дисциплина. Она дифференцируется по отраслевому и функциональному признаку.

Отраслевая экономика – это экономика легкой промышленности, машиностроения, транспорта и т.п. Функциональная экономика – экономика, изучающая отдельные стороны экономических отношений предпринимательских структур, такие как финансы, внешнеэкономическая, инвестиционная деятельность и т.п.

Как наука экономика отрасли тесно взаимодействует с такими научными дисциплинами, как экономическая теория, право, математика, статистика, информатика, маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет и др.

Экономика отрасли является не только теоретической, но и прикладной наукой; пользуется не только выводами других наук, но и сама обеспечивает смежные науки фактической информацией о закономерностях формирования и развития отрасли, процессов её развития; выполняет методические функции.

Она призвана обеспечить управленческим органам (на микро- и макроуровнях) надежную обратную связь, выполнить функцию обоснования принимаемых ими решений в сфере управления экономическими процессами развития экономики отрасли.

В основе данной науки лежит разработка инструментов принятия решений, их оптимизации с учетом специфики отраслевого производства, задач, стоящих перед отраслью и национальной экономикой.

Цель изучения экономики отрасли – формирование целостного представления об экономике как системе взаимосвязей, обеспечивающих эффективное веде­ние хозяйства отрасли в условиях ограниченных ресур­сов. В конечном итоге, специалист, обладающий экономическим знаниями, должен умело и грамотно обосновывать управленческие решения относительно того, что, как и для ко­го производить. Цель изучения экономики отрасли сводится и к повышению эффективно­сти функционирования отрасли на основе вскрытия резервов и факторов ресурсного и организационного характера и разработ­ке мер и путей их реализации.

Предметом изучения экономики отрасли является ее функционирование (предпринимательская деятельность) на основе познания действия экономических законов, принципов, методов, способов хозяйствования с целью повышения эффективности производства или реализации задач, стоящих перед отраслью.

При изучении дисциплины используются количественные и качественные характеристики экономических процессов, хозяйственной, производственной, коммерческой и финансовой деятельности отрасли и организаций, входящих в ее состав. Они находят свое отражение в специфических категориях и показателях, с помощью которых и происходит изучение экономики отрасли и экономики организации (предприятия).

Объектом изучения курса «Экономика отрасли» является сама отрасль, ее производственная, коммерческая, экономико-финансовая деятельность.

Методы исследования, используемые в курсе экономических дисциплин, разнообразны. Они подразделяются на общие (диалектика, абстракция) и частные (анализ, синтез, индукция, дедукция, математические, статистические).

Наиболее эффективным в исследовании проблем экономики отрасли является системный подход, исходя из которого отрасль представляет собой совокупность организаций, входящих в ее состав, объединяемых хозяйственными и иными связями и произ­водственными отношениями в единое целое.

Поскольку отрасль является составляющей национальной экономики, то и развитие национальной экономики зависит от эффективности развития и функционирования каждой отрасли в целом, в том числе и легкой промышленности.

Основными приоритетами в Республике Бе­ларусь на долгосрочную перспективу, отраженные в Программных документах, остаются улучшение качественного уровня жизни населения, социальное и экономическое развитие страны, обеспечить которые возможно только на основе повышения эффективности и результативности работы отраслей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.