Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение пропорций и структуры экономики

Инструменты государственного регулирования

Основные направления регулирования экономики государством:

1. Регулирование инвестиций как основы экономического роста осуществляет-ся через:

- государственные капитальные вложения;

- налоговые инвестиционные льготы.

2. Регулирование сбыта посредством:

- государственных закупок;

- потребительских кредитов.

3. Регулирование рынка рабочей силы.

- 59 -

4. Стимулирование НИОКР

К инструментам государственного регулирования экономики относят:

1. Фискальная политика – политика в области правительственных расходов и

налогов.

3. Денежная политика – политика воздействия государства на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, денежно-кредитную эмиссию и регулирование нормы банковских резервов.

4. Политика регулирования доходов – одно из средств борьбы с инфляцией.

5. Социальная политика – система индексации фиксированных доходов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и установления прожиточного миниума или минимальной заработной платы.

6. Внешнеэкономическая политика – включающая:

- торговую политику государства;

- управление валютным курсом через установление соответст-

вующего его режима (фиксированного, плавающего или

придерживаемого);

- установление системы внешнеторговых тарифов, квот и

лицензий.

Структурная диверсификация народного хозяйства – основа экономического роста.

Глобальная реструктуризация российской экономики направлена, прежде всего, на необ-ходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. Уже в силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами. Решение проблемы такого масштаба требует:

- привлечения специалистов всех отраслей знания,

- активной промышленной, структурной политики с выделением, соответствую -

щих приоритетов в бюджете государства,

- согласованной долгосрочной инвестиционной политики,

- юридических гарантий собственности и безопасности вложений,

- учета условий сложившихся в международной кооперации и интеграции.

Исходной базой экономического роста на приватизированных объектах явились оказав-шиеся незагруженными в условиях спада производственные мощности. Однако прирост ВВП эти мощности обеспечили, окончательно реализовав свой потенциал. Возобновление этих мощностей (учитывая их катастрофический износ), обновление в соответствии миро-вым научно-техническим уровнем требует организации мощных инвестиционных влива-ний и переход к устойчивому (стабильному) экономическому росту.

Начавшийся с 1999 года подъем российской экономики в значительной мере обеспечен донорством отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако к отрицатель-ным сторонам национальной экономики конца 20-го века можно отнести: большой госу-дарственный долг и затраты по его обслуживанию, а также крайне неблагоприятная демо-

графическая политика.

В условиях реализации программ обновления и реструктуризации национальной эконо-мики (промышленного, транспортного, энергетического и аграрного секторов), государст-

во берет на себя:

- обеспечение программы соответствующей инфраструктурой (создание которой низ-

кодоходно, имеет высокую финансовую емкость и длительные сроки окупаемости);

- системы поддержки экспорта-импорта продукции предприятий проходящих прог-

- 60 -

рамму обновления и реструктуризации;

- оказывает содействие в научно-технической поддержке и подготовке квалифици-

рованных кадров;

- лоббирует и поддерживает малый бизнес обладающий предпринимательской ини-

циативой, инновационным потенциалом, готовностью к риску, мобильностью в

принятии и реализации решений;

- оказание помощи в масштабных структурных реорганизациях крупных компаний и

отраслей.

Одновременно государство определяет отрасли и долю в их производстве государствен-ных предприятий и, одновременно, перечень государственных предприятий подлежащих приватизации либо национализации (выкуп).

Необходимость реформирования предприятий и направления реструктуризации. С

началом роста национальной экономики России (1999 – 2000 годы) в сложившихся тогда условиях либерализации экономики главным препятствием ускорения экономического роста становится медленная реформа предприятий:

- кризис неплатежей;

- значительный «долговой навес»;

- слабый механизм обеспечения интересов собственников и контроля за деятель -

ностью менеджеров;

- очень медленная внутренняя реструктуризация предприятий.

Реформа предприятий – это изменение принципов их действий, реструктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих изменений.

Создание для нормального функционирования предприятий осуществляется в направ-лении институциональных преобразований и через первичное финансовое оздоровление

Институциональные преобразования, как промышленного, так и аграрного секторов направлены на:

- соизмерение уровня процентной ставки по кредитам и уровня рентабельности

предприятий, и, для этого:

- поддерживать ставку рефинансирования ЦБ в приемлемых пределах;

- четкая и регламентированная реализация процедур банкротства;

- поддержание курса рубля и тонуса банковской системы.

- регулирование цен естественных монополий (ТЭК), для этого необходима органи-

зация и реализация системы ценообразования, естественных монополий, с участи-

ем государства и учетом приоритетов развития национальной экономики.

Институциональные преобразования создают комфортные внешние условия для обновления действующего производства и реструктуризации предприятий. Однако на части предприятий процесс обновления и реструктуризации уже невозможен в силу поте-ри рынков сбыта, финансового коллапса, огромной внешней и внутренней задолженности, недееспособность управляющего персонала, что предопределяет процедуру банкротства. Отметим критерии дееспособности и перспективности предприятий:

- готовность собственников и менеджеров предприятия осуществить реальные

шаги по санации, обновлению и реструктуризации;

- наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;

- возможность вступления в какой либо вид объединения, успешно прошедшего

реструктуризацию.

Предприятиям, не отвечающим изложенным выше критериям, более подойдет бан-кротство:

- процедура банкротства через передачу эффективному собственнику: санация

при сохранения профиля, перепрофилирование или ликвидация;

- 61 -

- реструктуризация собственности эффективным собственником;

- в случае, когда предприятие имеет стратегическую важность для государства

– может происходить национализация, либо государство и эффективные соб-

ственники.

Внутренняя реструктуризация. Как правило, основными причинами медленной внут-ренней реструктуризации предприятий являются:

- неэффективнсть системы управления вследствие отсутствия стратегии;

- незнание коньюктуры рынка;

- низкая квалификация менеджмента;

- неэффективность финансового менеджмента;

- отсутствие желания собственников чего либо менять;

- наличие неспецифических для предприятия функций.

После первичного финансового оздоровления и появление заинтересованности собст-венников возможна реальная перестройка деятельности предприятий, которая решает ряд задач:

- освобождение предприятий от не свойственных ему функций (аутсорсинг);

- внутреннюю реструктуризацию предприятия:

- создание системы финансового менеджмента;

- модернизация бухгалтерского учета;

- изменение (оптимизация) организационной структуры;

- реструктуризация сбытовой сети и сети логистики;

- программы маркетинга продукции (услуг);

- освоение нового ассортимента продукции (услуг);

- создание системы контроля качества продукции (услуг);

- разработка и реализация инвестиционной программы.

 

2. Формирование социальной среды

На первом этапе переходного периода, в меру финансовых возможностей обремененого долгами государства проводилась и социальная политика, основные направления которой предопределялись особенностями социальной сферы, сформированной в предшествую-щий период, а также обстоятельствами переходного периода, обусловившими резкое сни-жение жизненного уровня широких слоев населения. Был провозглашен курс на построе-ние социально ориентированной рыночной экономики, каковой она и является в силу ряда объективных причин:

- коренное изменение соотношения материально-вещественного и личного факторов

в процессе воспроизводства в сторону резкого возрастания значимости личного, то

есть работника;

- вследствие этого «классовые» отношения с присущими им классовыми конфликтами

уступили место отношениям социального партнерства, предполагающим иной под-

ход к решению социальных проблем;

- современный этап развития производительных сил обеспечивает колоссальный рост

производительности общественного труда, а тем самым и материальных предпосы-

лок для роста благосостояния, для проведения эффективной и многогранной социаль-

ной политики;

- значимость последней резко возрастает в связи с необходимостью подготовки высо-

коквалифицированной рабочей силы и создания условий для ее поддержания в рабо-

тоспособном состоянии в течение всего трудоспособного возраста;

- развертывание предпринимательской деятельности, сопровождающейся углублени-

ем разрыва в уровнях дохода, порождает необходимость проведения политики регу-

лирования доходов в целях недопущения чрезмерного и в силу этого социально опас-

ного разрыва в их уровне.

- 62 -

Все это в перспективе, а на конкретно первом этапе становления переходной экономики значимость социальной политики определяется:

- необходимостью сохранения бесплатной, традиционно сложившейся в предшест-

вующий период социальной сферы еще и вследствие резкого снижения жизненно-

го уровня широких слоев населения в условиях трансформационного спада;

- необходимая социальная защита в связи с тем, что в условиях раздела и передела

собственности население оказалось жертвой как самого государства, обесценив-

шего трудовые сбережения, так и быстро возникших коммерческих банков, а тем

более всякого рода финансовых мошенников. Это, в немалой степени, способство-

вало обнищанию, неспособного ориентироваться в резко изменившихся условиях,

населения;

- слабой адаптацией членов постсоциалистического общества к рыночным услови-

ям, пассивностью и беспомощностью большинства из них в силу объективно сло-

жившегося за годы социализма стереотипа поведения, как то: иждивенчество,

социальная пассивность, патернализм (показательная благотворительность).

К поименованному выше следует добавить:

- отсутствие опыта в решении проблем переходного периода;

- ограниченность ресурсов государственной казны, обусловленная дефицитом

федерального бюджета вплоть до конца 90-х;

Это усугубляло невозможность в полном объеме осуществлять социальную полити-ку в масштабах достаточных, для оказания ощутимой поддержки в виде всякого ро-да социальных трансфертов хотя бы для наиболее уязвимых слоев населения. Ситуа-ция усугублялась несвоевременной выплатой заработной платы даже самим государст-вом, запаздыванием индексации доходов, столь актуальной в условиях высокой инфля-ции. Тем не менее, социальную помощь в той или иной форму получало 70% населения, хотя за чертой бедности находилось около 30%, до которых вплоть до 2000 года доходило всего около 19% социальных трансфертов.

Процедуры, мероприятия и изменения в процессе формирования социальной сферы РФ могут быть предметом целого курса лекций. Поэтому рассмотрим итоговые достижения в этой сфере на конец 2008 года, что позволит нам представить и оценить результаты деятельности госу-дарства в этой сфере.

Важным рыночным институтом, содействующим снижению бедности, является государ-ственная система социальной поддержки, развитие которой в период 2000-2007 годов про-ходило по сценарию перехода от стабилизации социальных выплат к масштабным рефор-мам. Можно выделить несколько этапов на этом пути:

- 2000-2003 годы – этап стабилизации социальных выплат гражданам, имеющим право

на льготы и нестраховые социальные выплаты, и масштабного реформирования пен-

сионной системы. В программах натуральных льгот, жилищных субсидий и социаль-

ного обслуживания уязвимых групп – увеличивалось число участников программ в

рамках существовавшей нормативной базы;

- 2004-2005 годы – сформирована правовая база для реформ:

1) монетизация льгот и делегирование значительной части полномочий по предо-

ставлению вводимых компенсационных выплат за счет регионального бюджета;

2) передача полномочий по выплате ежемесячного пособия на ребенка на регио-

нальный уровень;

3) административная реформа социальной защиты, в соответствии с которой соци-

альные объекты передаются с муниципального на региональный уровень;

4) принятие единого для всей страны порядка предоставления жилищных субси-

дий.

В совокупности это привело к сокращению численности получателей пособий и

жилищных субсидий, разделению всех льготников на федеральных и региональ-

ных и замене части натуральных льгот денежными компенсациями. При этом

- 63 -

социальная политика стала важной статьей расходов консолидированных реги-

ональных бюджетов;

- 2006-2007 годы – этап смещения приоритетов социальной защиты в пользу семей с

детьми и семейного устройства детей-сирот. Был принят пакет документов и нор-

мативных актов:

- расширение числа получателей ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до

полутора лет и повышение его размера;

- предоставлении семьям, в которых родился второй или последующие дети,

права на получение материнского (семейного) капитала;

- установление нового вида пособия при передаче ребенка на воспитание в

семью;

- компенсационных выплат родителям за содержание ребенка в дошкольном

образовательном учреждении.

 

 

- 64 -

ТЕМА 10. Новый этап реформ в России

1. Экономический рост 2000-2010 годы: основные этапы, факторы и

закономерности

2. Институциональное развитие российской экономики

3. Бюджетная политика и состояние финансовой системы. Финансовый

федерализм

4. Содержание и следствия налоговой реформы

5. Реформа ЖКХ

6. Пенсионная реформа

7. Реформа аграрной сферы

8. Реформа армии и реструктуризация ВПК

9. Реформы в сфере здравоохранения

 

1. Экономический рост 2000-2007 годы: основные этапы, факторы и закономер-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Степень участия государства в переходной экономике | Бюджетная политика и состояние финансовой системы. Финансовый феде-рализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.