Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная политика и состояние финансовой системы. Финансовый феде-рализм

Ности

Этот этап отражен впечатляющими изменениями (положительно):

- ВВП вырос на 72% (а к уровню 1998 года во втором квартале 1999 года 83%);

- размер ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) уве-

личился с 6758 долл. в 1999 году до 14692 долл. в 2007);

- золотовалютные резервы ЦБ с 12,45 млрд. долл. на 1.01.2000 выросли до 477,9

млрд. долл. в начале 2008 года;

- объем российского экспорта вырос со 105 млрд. долл. в 2000 году до 354,4 млрд.

долл. в 2007 году;

- объем накопленных иностранных инвестиций с 30 млрд. долл. на начало 2000

года, более чем, 200 млрд. долл. в конце 2007 года;

- объем выпуска промышленной продукции по итогам 2007 года составил 166% от

уровня 1999 года;

- объем розничной торговли вырос в 2,4 раза;

- реальные располагаемые доходы населения росли в среднем на 11% в год.

Вместе с тем на начало 2008 года российская экономика сохранила серьезные диспро-порции (отрицательно):

- несбалансированность структуры экспорта и зависимость доходов экономики от

конъюнктуры сырьевых рынков (доля топливно-сырьевых товаров в экспорте

возросла с 44% в 1999 до 62% в 2007 году);

- низкая диверсификация экономики (в 2000-2002 нефтегазовый комплекс обеспе-

чивал 25% доходов федерального бюджета, в 2005-2007 свыше 40%);

- недостаточная конкурентоспособность российских товаров (объем экспорта в

2000-2007 годах вырос в 3,5 раз, объем импорта в 5 раз);

- слабость институциональной среды, институциональная стагнация (международ-

ные рейтинги в начале 2000-х годов фиксировали улучшение, а в средине десяти-

летия их стагнацию на фоне значительного роста ВВП на душу населения);

- низкая доля прямых иностранных инвестиций в общем притоке капитала (в 2000

году на прямые инвестиции приходилось 40% всех иностранных инвестиций, то в

2005-2007 годах их доля снизилась до 25-30%%).

 

2. Институциональное развитие российской экономики. Финансовый кризис 2008 года: активизация перераспределения собственности.

Очевидным является тот факт, что кризис 2008 года привел к интенсификации, как минимум, двух факторов:

- 1) активизация общего процесса перераспределения собственности;

- 2) активное участие государства и контролируемых им хозяйственных

- 65 -

субъектов в процессе перераспределения собственности.

Осенью 2008 года государство подтвердило готовность рефинансировать внешние зай-мы госкомпаний и коммерческих (т.е. национализировать их). Указанные факты подтвер-ждают изменения, ожидающие институциональную структуру экономики России.

Попробуем выделить возможные варианты дальнейшего развития (не официаль-но):

- вариант 1управление и эффективностьодна из левых и центристских про-

грамм (государственный капитализм). Создание государственных холдингов (или

иных структур). Однако практика рыночных стран указывает на разочарование в

результатах деятельности национализированных или жестко регулируемых секто-

ров экономики. (В России 100 холдингов для Черномырдина 1990, Счетная палата

в 2000 году – ограничение - национальная безопасность);

- вариант 2 – глобальная конкуренция и национальная безопасность – возможна,

если аналогичные частные структуры не «дотягивают» до уровня современных

международных корпораций. В 90-е годы эта проблема решалась ограничениями

при приватизации, закреплением пакетов акций за государством. (Государственная

безопасность и ВПК).

Официально ни один и перечисленных выше вариантов не был принят. Однако проблема должна будет решиться, тем самым определив дальнейшее институциональное развитие.

 

Основными событиями в сфере бюджетной политики за рассматриваемый период стали:

- создание Стабилизационного фонда Российской Федерации;

- внедрение системы бюджетирования по результатам в практику управления бюд-

жетными средствами и переход к среднесрочному планированию;

- формирование системы институтов развития;

- разработка и реализация приоритетных национальных проектов;

- совершенствование бюджетного процесса.

Стабилизационный фонд РФ. Фонд при своем создании был призван обеспечивать:

- сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже

базовой;

- способствовать связыванию излишней ликвидности;

- уменьшение инфляционного давления на рубль.

Он был создан как составная часть федерального бюджета и управлялся МФ РФ. Управление этим фондом можно было осуществлять:

- путем приобретения долговых обязательств иностранных государств;

- покупки иностранной валюты и размещение ее на счетах фонда в ЦБ.

(См.: таблица 10.1)

В феврале 2008 года Стабфонд был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Нормативная величина Резервного фонда установлена в размере 10% ВВП – он является фактическим приемником Стабфонда (формируется за счет нефтегазовых доходов сверх заложенных в бюджете).

Фонд национального благосостояния формируется за счет нефтегазовых доходов (сверхбюджетных) и доходов от управления его средствами.

Приоритетные национальные проекты. Из-за неподкрепленности институциональ-

ными реформами национальные проекты осуществили выделение дополнительных бюд-жетных средств вс целью ослабления остроты в ключевых направлениях социальной сферы:

- ПНП «Образование» - достижение высокого качества образования и формирование

- 66 -

квалифицированных кадров для российской экономики;

- ПНП «Здоровье» - повышение качества медицинского обслуживания;

- ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - улучшение жилищ-

ных условий граждан страны;

- ПНП «Развитие АПК» - сокращение зависимости от закупок импортного продо-

вольствия посредством роста эффективности отечественного сельского хозяйства

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменение пропорций и структуры экономики | Пенсионная реформа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.