Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность




Опорный конспект лекции

Конкуренция (от лат. сопсшто — «бежать вместе») — про­тивоборство, соперничество между участниками рыночно­ го хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Основные условия возникновения конкуренции:

1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каж­дого товаропроизводителя;

2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борь бе за покупательский спрос.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий ре­шающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг. снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

В различных отраслях экономики складывается разное со стояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкурен­ция и олигополия (рис. 7.1).

 


К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриот­раслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая

конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек произ­водства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, исполь­зовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения В отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конку­ренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несо­вершенной конкуренции (табл. 7.2).

Совершенная (чистая) конкуренцияэто рыночная си­туация, когда многочисленные, независимо действующие произ­водители продают идентичную (стандартизированную) про­дукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) кон­куренции:

1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2) тождественная, стандартизированная продукция, товары од­нородны с точки зрения потребностей покупателей и. соот­ветственно, продавцов;


 


 



3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возмож­ность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупате­лях; экономические субъекты должны располагать одина­ковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:

1) снижение издержек;

2) быстрое внедрение НТП;

3) гибкое приспособление к спросу;

Таблица 7.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.