КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И государственное регулирование экономики. Рыночная властьАнтимонопольное законодательство Антимонопольное регулирование — это система норма тивных правовых актов, направленных на преодоление нега тивных сторон монополии, связанных с властью, позволяющи \ им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены Методы антимонопольного регулирования: 1) ограничение монополизации рынка; 2) постоянный государственный мониторинг; 3) запрещение установления монополистических цен; 4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизован ных фирм. Антимонопольное законодательство — законодатель: к i закрепленные основополагающие правила деятельности ни рынке участников хозяйственного оборота, органов государ ственной власти и управления. Основные цели антимонопольного законодательства — обес печение благоприятных условий и стимулов для развития коп куренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пут ее активизации на правовой основе, позволяющей исключи 11. монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции. Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших ункций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры эко-омического и административного характера. Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы I монополией: 1) поощрение создания товаров-заменителей; 2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; 3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; 4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов. В конце 1991 г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по он шмонопольной политике (Антимонопольный комитет). Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пресечению не-коПросовестной конкуренции.. Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налого-
обложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и mi развитие конкуренции среди товаропроизводителей. По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (рис. 7.4) дание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Краткие выводы 1. Совершенная конкуренция — это обмен между экономически состоятельными рыночными субъектами; означает, что на рынке нет продавца-монополиста, который может повлиять на цену товара. 2. Несовершенная конкуренция имеет три модели: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Чистая монополия — это когда в отрасли имеется один производитель, он может диктовать свои условия рынку. Монополистическая конкуренция — это конкуренция между монополистическими фирмами, продукция которых типична. Олигополия предполагает наличие крупных фирм в отрасли, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. 3. На рынке несовершенной конкуренции используются нерыночные, запрещенные формы борьбы: финансовые махинации, шономичесий шпионаж, экономический бойкот, рэкет и т.д. 4. Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, уста навливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государстно для таких субъектов определяет территорию деятельности, кош ролирует качество продукции. Степень ограничений еще завп сит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой. В современных условиях главными функциями государспи становятся организация экономического, правового и социаш. но-политического пространства для рыночного хозяйства, со i Экономический тренинг /Л Ключевые термины и понятия Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, неценовая и ценовая конкуренция, аутсайдер, монопольная прибыль, естественная монополия, искусственная монополия, государственные моно полии, монополистическая конкуренция, дифференциация то варов, олигополия, олигопсония, конгломераты, лидерство в ценах, монопольная власть, ценовая дискриминация, антимо нопольное законодательство, монополистические союзы, кар тель, синдикат, трест, концерн. Контрольные вопросы и задания 1. Какие виды конкуренции вам известны? 2. Какая конкуренция типична для современной рыночном экономики? 3. Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему? 4. Каковы принципы возникновения монополий? 5. Что общего и каковы различия между монополией и ол 11 гополией? 6. Как вы представляете себе естественную монополию? 7. В чем отличие несовершенной конкуренции от чистой ' Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная кои куренция? 8. Какие факторы влияют на монополистическую власть? Как влияет концентрация производства на монополистическую > власть? 9. Почему монополии прибегают к ценовой дискримипл ции? Какие условия делают ее возможной? Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: конкуренция, рынок, монополия, моно псония, олигополия, олигопсония, товаропроизводитель, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, патент, пул, холдинг, госрегулирование.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |