Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: понятие и измерение




Инфляция – это устойчивая долговременная тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

Однако инфляция не означает одновременное повышение всех цен и в равной пропорции. Растет их общий уровень, который измеряется индексом цен. Это наиболее наглядный показатель наличия или отсутствия инфляции, ее глубины.

Существует несколько индексов цен:

1) Индекс цен показывает изменение общего уровня цен в экономике:

где Р1 – средний уровень цен в текущем году; Р0 – средний уровень цен в прошлом году.

2) Индекс потребительских цен – измеряет стоимость потребительской корзины, в которую входят основные потребительские товары и услуги:

где Р и Q соответственно показатели цен и видов продукции, составляющих потребительскую корзину. ИПЦ может быть рассчитан как по типу индекса Ласпейреса, так и по типу индекса Пааше (дефлятора ВВП). Индекс Ласпейреса представлен выше и показывает, что цена потребительской корзины базисного года определяется по ценам текущего и базисного года. Индекс Пааше или дефлятор ВВП рассчитывается по набору товаров и услуг текущего года, но с учетом изменения цен в текущем году по сравнению с базисным годом:

3) Уровень инфляции – показывает годовые темпы роста общего уровня цен в процентах:

Виды инфляции.

Инфляцию классифицируют по нескольким группам.

1. В зависимости от темпов роста цен инфляция бывает: умеренная, галопирующая и гиперинфляция. При умеренной инфляции цены растут менее 10% в год; стоимость денег почти сохраняется, поэтому отсутствует риск заключения контрактов в номинальных ценах.

При галопирующей инфляции рост цен составляет от 10 до 200% в год; стоимость денег меняется, контракты «привязываются» к росту цен; деньги ускоренно материализуются в товары и запасы. При гиперинфляции – цены растут астрономически - в сотни раз в год, товарно-денежные отношения заменяются бартером.

2. Инфляцию в зависимости от скорости роста цен по различным товарным группам делят на сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены разных товаров неизменны относительно друг друга. При несбалансированной инфляции рост цен на сырье и топливно-энергетические ресурсы опережает рост цен на конечную продукцию.

3. Инфляция может быть ожидаемая или неожидаемая. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить ее воздействие. Корректировку номинальных доходов можно произвести с помощью уравнения Фишера:

4. Импортированная инфляция привносится в экономику из внешнего мира через импорт товаров и услуг или сырья.

5. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте цен. Подавленная – характеризуется тем, что цены и заработная плата находятся под жестким контролем государства.

Причины инфляции.

Основной причиной инфляции является дисбаланс между спросом и предложением. Глубина несоответствия зависит от степени монополизма в экономики:

1) монополизма государства (на эмиссию бумажных денег, в области внешней торговли, налогов, военных и других непроизводственных расходов); 2) монополизма профсоюзов, которые влияют на размер заработной платы и устанавливают временные рамки коллективных договоров; 3) монополизма крупных фирм и компаний на определение цен и издержек свой продукции.

Инфляция спроса возникает при полной занятости ресурсов. Когда ресурсов недостаточно, предприятия стараются переманить их от других производителей, назначая более высокую цену. В экономике начинают возрастать зарплаты, издержки и цены, а объем производства не меняется. Возникает опасность появления инфляционной спирали: повышение зарплат → повышение цен → повышение зарплат → повышение цен и т.д.

Инфляция предложения или инфляция издержек вызывается ростом любых издержек производства (на заработную плату, сырье, материалы, топливо, энергию и т.п.).

Последствия инфляции.

Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны.

Страдают потребители, потому что их реальные доходы (текущие и в виде сбережений) снижаются.

Происходит перераспределение доходов от частного сектора в пользу государства через инфляционный налог (сеньораж).

Быстрое социальное расслоение населения.

Отставание цен на продукцию и услуги государственных предприятий от рыночных.

Нестабильность экономической информации.

Возникает опасность ажиотажа на потребительском рынке и возникновения товарного дефицита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.