Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззренческие предпосылки пояления публичного музея




ПЛАН ЛЕКЦИИ

Мировоззренческие предпосылки появления публичного музея.

Концепция публичного музея в идеологии просветителей.

Особенности коллекционирования в эпоху Просвещения.

 

 

XVIII век в Европе – завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит ломка раннее существующих общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, периодическая печать. Социальное и идейное развитие стран Европы совершается в этот период неравномерно. В Италии и Германии сохраняется феодальная раздробленность, мешающая капиталистическому развитию, в Англии совершается промышленный переворот. Во Франции – это период созревания революционной ситуации и свершения Великой французской революции (1789 - 1793), на фоне которой формируется идеология просветительства. Разум и просвещение стали основными лозунгами эпохи, захватившими интеллектуальную среду монархических государств. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Учениях Дж. Локка и И.Ньютона внушали людям периода Просвещения уверенность в том, что можно выявить законы, которые управляют не только природой, но и человеческим обществом и деятельностью самого человека. Постоянное развитие науки в этот период привело к распространению веры в то, что, основываясь на деятельности разума, возможен постоянный прогресс. Поэтому теоретики Просвещения страстно выступали против всего, что им казалось старомодным, иррациональным или не подтверждаемым эмпирическим способом.

В культуре эпохи Просвещения складывается два основных направления. Одно имеет своим основанием придворные круги, выражает его идеалы и настроения и доминирует в первые десятилетия века («регентство герцога Орлеанского» и «стиль Людовика XV»). Это культура рококо. Другое направление формируется в среде буржуазной оппозиции абсолютизма. Оно достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы. В обоих направлениях сохраняется культура собирательства, однако приобретает характерные для того или иного круга коллекционеров черты.

Интенсивно развивается как само художественное творчество, по-прежнему оказывающее существенное влияние на художественные установки современников, так и публичное обсуждение проблем искусства. Вопросы предназначения искусства, эволюции художественного вкуса, иерархии искусств становятся достоянием художественной критики, разрабатываются и самими мастерами искусства. Постепенно, но неуклонно искусство конституирует себя как самобытная и вполне самостоятельная сфера духовного созидания[8].

Новые культурные условия расширяли и возможности индивидуального начала в художественном творчестве, возможности формирования авторских стилей, утверждение собственного художественного видения. Теперь, чтобы идентифицировать себя с определенными культурными и социальными группами, требуется сделать выбор, т.е. самому избрать круг ценностей, наиболее созвучный собственной индивидуальности.

Социокультурные изменения, произошедшие в европейском обществе в XVII – XVIII веках, повлияли на развитие коллекционирования и способствовали появлению первых публичных музеев. Особую роль в этом сыграла идеология Просвещения, ориентированная на создание нового «культурного» общества и требовавшая системных научных знаний о действии во всем мироздании тех закономерностей, которые возможно объяснить рациональным способом. Предметы и коллекции в музеях должны были служить источником познания, мировоззренческим и экспериментальным доказательством упорядоченности мира. В этой связи музей становится открытым коммуникативным пространством, где каждый, независимо от происхождения, сословия и деятельности, может созерцать творения человечества, тем самым «воспитывать» и облагораживать свой разум и душу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.