Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения маркетинга. Исходные идеи маркетинга




Существуют различные трактовки маркетинга в свя­зи со сравнительно динамической эволюцией маркетинга и наличием большого количества школ и подходов к мар­кетинговой теории и практике. Согласно данным ин­ститута маркетинга Германии, к 1995 г. накопилось око­ло 2000 определений маркетинга. Пройдя вековой путь в своем развитии, маркетинг превратился не просто в авторитетную теорию современного бизнеса, его наи­более активных и предприимчивых сил, но и в четкое руководство к действию, основанное на понимании движущих сил развития рынка и рыночной экономики. Маркетинг характеризуется как сложное, много­слойное и многоаспектное явление и поэтому не мо­жет быть охарактеризован одним универсальным определением. Некоторые определения маркетинга в каче­стве примера приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 Определения маркетинга

 

Автор Содержание
   
Котлер Ф. Маркетинг— вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена
Абрамишвили Г.Г. Сегодня маркетинг — это своеобразная философия ведения деловых операций    
Браверман А.А. На макроуровне маркетинг выступает в роли ин­струмента формирования рыночной среды. На микроуровне маркетинг выступает как инструмент встраивания предприятий в формируемую рыноч­ную среду и, что особенно важно, является сред­ством (часто решающим), обеспечивающим привлечение инвестиций
Американс­кая ассоци­ация марке­тинга Маркетинг представляет собой процесс планиро­вания и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций  
ЭвансДж.Р. Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, органи­зации, людей, территории и идеи посредством обмена
ПашкусЮ.В. Маркетинг — понятие комплексное. Оно включает все виды деятельности, связанные с обменом между людьми или странами, направленные на удовле­творение потребностей и желаний потребителей
Швальбе X. Маркетинг — это сумма всех действий в рамках политики товарооборота с целью создания, под­держания и расширения рынка
Нишлаг Р., Дихтль Е., Херштен X. Маркетинг — это последовательная ориентация всех прямо или косвенно связанных с рынком решений на потребности покупателей. Маркетинг сегодня понимается как ориентированный на рынок предпринимательский стиль мышления, который отличается творческим, систематическим и иногда агрессивным характером
Ламбен Ж.-Ж. Маркетинг — это одновременно философия бизнеса и активный процесс. Маркетинг— это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя
Голубков Е.П. Маркетинг — это процесс согласования возможно­стей компании и запросов потребителей. Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группа людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются

 

Кафедра маркетинга СПб ГУЭФ Маркетинг — это философия и инструментарий взаимодействия хозяйствующих субъектов социаль­но-экономической системы по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения спроса конечных потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью получения прибыли или достижения иных результатов    
Кулаков С.Н. Суть современного маркетинга: это предпринима­тельская деятельность, превращающая потребно­сти покупателя в доходы предприятия
Данилов-Да-ниэльян В. Все то, что является объектом данной дисциплины, есть некая проекция предпринимательской деятель­ности на ось рынка

Однако несмотря на наличие широкого спектра оп­ределений в них есть нечто общее,а именно: ориентация маркетинга на потребности конкретных групп по­купателей, комплексность подхода к решению рыночных задач, деятельность, направленная на удовлетворение по­требностей посредством обмена, расширение производ­ства и сбыта на основе всестороннего изучения потреб­ностей покупателей и целенаправленного воздействия на них. Иными словами, суть маркетинга заключается в следующем: производить не то, что можешь, а то, что нужно конкретному потребителю, обществу, сейчас и в будущем.

Маркетинг начинается с нужд и потребностей инди­вида, с которыми тесно взаимодействуют такие ключе­вые понятия, как: спрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Нуждаэто чувство ощущения нехватки чего-либо, чувство настоятельной необходимости удовлетворения возникшей надобности в чем-либо.

Нужды людей многообразны и сложны:

• физиологические нужды в пище, одежде и безо­пасности;

• социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности;

• личные нужды в знаниях, самовыражении.

3. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Герцберг и другие социоло­ги показали, что нужды создаются не производителями товаров, а исходят от природы человека и социальных отношений. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. Неудовлет­воренный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Потребностьэто нужда, принявшая конкретную форму в рамках культурных, эстетических, историчес­ких и других факторов, определяющих поведение индиви­да в социально-экономической системе.

Физически основные человеческие потребности мо­гут быть удовлетворены хлебом, молоком, картофелем... на очень небольшую сумму денег в неделю. Возможно, эти продукты — все то, что требуется людям для суще­ствования, но далеко не все то, что они желают. Подро­сток хотел бы съесть хот-дог и выпить пепси-колу, а его отец — борщ с хорошим куском мяса и компот. Челове­ческие нужды просты и у всех людей одинаковы. По­требностей — великое множество.

По мере развития общества растут и потребности его членов.

Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования жела­ния обладать все новыми и новыми товарами.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек бу­дет выбирать те товары, которые доставят ему наиболь­шее удовлетворение в рамках его финансовых возмож­ностей.

Спросэто конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Спрос не является величиной постоянной и неизмен­ной. Люди выбирают те или иные товары под влияни­ем моды, цен, уровня доходов, возраста и т. д. Многие из нас хотели бы иметь автомобиль «Мерседес» или «Крайслер», однако далеко не все оказываются в состо­янии приобрести такой автомобиль. Следовательно, предприятия должны не только производить товары, которые нравятся людям, но и сделать их доступными значительному числу потребителей.

Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов. Автомобили «Ока», «Жигули» воплоща­ют в себе элементарное транспортное средство, невысо­кую цену, а «Мерседес» — высокие комфорт, роскошь, престиж. Таким образом, предприятия-изготовители и продавцы не создают потребности, они стараются по­влиять на спрос, разрабатывая привлекательные, удоб­ные в эксплуатации и доступные товары.. Они также стремятся сообщить о достоинствах своих продуктов потребителям, используя рекламу и другие способы пе­редачи информации.Человеческие нужды, потребнос­ти, спрос предполагают существование товаров для их удовлетворения.

Товарэто все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.

Это может быть как физический, материальный предмет, например, минеральная вода, ботинки, стул, так и услуга нематериального характера, например, стрижка волос, услуги стоматолога. Никто не покупает товар ради покупки, но всегда — для удовлетворения потребностей и желаний.

Положим, любой человек хочет быть здоровым. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, можно на­звать товарным ассортиментом выбора. Этот ассорти­мент включает тренажеры, спортивную одежду, лекар­ственные препараты, услуги спортивно-оздоровитель­ных центров и многое другое; чем полнее соответствует товар данной нужде и потребности, тем большего успе­ха добьется производитель. Поэтому он должен отыс­кивать потребителей, которым хочет продать товар, дол­жен выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Наличие у человека потребностей и наличие произ­водства продуктов, способных их удовлетворить, еще недостаточно для того, чтобы можно было говорить о по­явлении маркетинга.

Маркетинг появляется в тот момент, когда люди ре­шают удовлетворить нужды и потребности посредством обмена.

Обменакт приобретения некоего желаемого това­ра в обмен на нечто, предлагаемое другой стороне.

Для того чтобы произошел обмен, необходимо со­блюдение следующих условий:

1. Наличие как минимум двух партнеров;

2. Каждая сторона должна иметь что-то, представ­ляющее ценность для другой;

3. Каждая сторона должна быть способна осуществ­лять взаимосвязи и обеспечивать доставку своего
товара;

4. Каждая сторона должна быть свободной в приня­тии или отклонении предложений по обмену;

5. Каждая сторона считает предложение о сотрудни­честве возможным и выгодным.

Соблюдение этих пяти условий делает обмен возмож­ным. А состоится он или нет, зависит от соглашения между сторонами и их готовности заключить сделку.

Сделкаэто торговая операция между двумя сторо­нами. Она предполагает наличие по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов, соглашение об условиях, сроках и месте ее совершения.

Существует два вида сделок: денежная сделка, когда товары обмениваются на деньги, и бартерная сделка, когда товар обменивается на товар.

Понятие «сделка» связано с понятием «рынок».

Рынок образуют продавцы и все потенциальные поку­патели с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Издавна «рынком» называли место, например город­скую или деревенскую площадь, где собирались покупа­тели и продавцы, для того чтобы обмениваться товара­ми. В наше время рынок не обязательно имеет физичес­кое местоположение. Для показа товара, его рекламы, получения заказов используются новейшие средства коммуникаций.

Современная экономика состоит из множества рын­ков, это комплекс взаимодействующих рынков, объе­диненных процессом обмена.

С точки зрения маркетинга — это рынок покупателя, где главным действующим лицом является покупатель и он выбирает продавца и его товар; и рынок продавца, где главным действующим лицом является продавец и у покупателя нет выбора. Таким образом, рынок зас­тавляет одних людей делать то, что нужно другим, т. е. он функционирует в соответствии с объективными эко­номическими законами, например, законом стоимос­ти, законом спроса и предложения и др. Рынок поку­пателя существует в условиях, когда спрос меньше пред­ложения. Рынок продавца, напротив — когда спрос превышает предложение, это рынок дефицита товаров и услуг. Та и другая экономическая ситуация не может разрешаться волевым способом, который приводил бы к равновесию между спросом и предложением. Но мож­но использовать маркетинг как цельную и комплекс­ную систему, предназначенную для планирования ас­сортимента и объема выпускаемых продуктов, опреде­ления цен, распределения продуктов между рынками и стимулирования их сбыта, с тем чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как продавцов, так и покупателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.