Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.10. Учет готовой продукции и ее продажи




1. Готовая продукция, ее оценка и синтетический учет

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полно­стью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и ока­занные услуги.

Продукция по видам подразделяется на:

• валовую - полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период;

• валовой оборот (валовой выпуск) - стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство;

• реализованную (проданную) - валовая продукция за выче­том остатков готовой продукции, незавершенного производ­ства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей соб­ственной выработки;

• сравнимую - продукцию, которая производилась организа­цией и в предыдущем отчетном периоде;

• несравнимую - продукцию, которая в отчетном периоде производилась впервые.

Оценка готовой продукции в настоящее время осуществля­ется по:

. • фактической производственной себестоимости - представ­ляет собой сумму всех затрат, связанных с изготовлением продукции (собирается полностью только на счете 20 «Ос­новное производство»);

• нормативной или плановой производственной себестои­мости - определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчет­ный месяц от плановой (нормативной) себестоимости (от­клонения выявляют на счете 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)»);

• учетным ценам (оптовым, договорным и т.д.) - обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой. До настоящего времени данный вариант оценки готовой продукции был наиболее распространен­ным, но теперь в связи с резкими изменениями в ценообра­зовании применяется реже;

• продажным ценам и тарифам (без НДС и налога с продаж) - имеет самое широкое применение;

• неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг») - себестоимость готовой продук­ции определяется по фактическим затратам без учета обще­хозяйственных расходов.

Для учета наличия и движения готовой продукции предна­значен активный счет 43 «Готовая продукция»; продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на указан­ном счете не учитывается.

Синтетический учет готовой продукции можно вести в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)» и с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В первом случае (без счета 40) готовую продукцию учитывают на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производ­ственной себестоимости. В то же время аналитический учет от­дельных видов готовой продукции отражают по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости от стои­мости готовой продукции по учетным ценам.

Готовая продукция, передаваемая из производства на склад, в течение месяца учитывается на счете 43 «Готовая про­дукция» по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись:

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 20 «Основное производство».

В конце месяца исчисляют фактическую себестоимость оп­риходованной готовой продукции и определяют отклонение фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учет­ным ценам.

Если фактическая себестоимость оказывается больше учет­ной цены, то делают дополнительную проводку:

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 20 «Основное производство».

Когда фактическая себестоимость продукции меньше учет­ной цены, то разницу списывают способом «красное сторно»:

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 20 «Основное производство».

В случае, когда готовая продукция полностью используется в самой организации, она приходуется:

Дебет 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства» и др.

Кредит 20 «Основное производство».

Счет 43 «Готовая про­дукция» в этом случае не используется.

Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам в зависимости от принятого мето­да учета продажи продукции:

Дебет 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция».

В конце месяца определяют отклонение фактической себе­стоимости отгруженной (проданной) продукции от ее стоимо­сти по учетным ценам и отражают это отклонение дополнитель­ной проводкой или способом «красное сторно»:

Дебет 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция».

Во втором случае при использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукций на счете 43 «Го­товая продукция» ведется по нормативной или плановой себе­стоимости.

При передаче готовой продукции из производства на склад в течение месяца делается запись:

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В конце месяца исчисленная фактическая себестоимость го­товой продукции списывается:

Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Кредит 20 «Основное производство».

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» активно-пас­сивный. По дебету этого счета отражается фактическая себе­стоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - норматив­ная или плановая себестоимость. Сопоставляя дебетовый и кре­дитовый обороты счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой. Это отклонение списывается:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывается дополнительной про­водкой, а экономия - способом «красное сторно». Счет 40 «Вы­пуск продукции (работ, услуг)» закрывается и сальдо на конец месяца не имеет.

На реализованную (проданную) в течение месяца готовую продукцию по нормативной или плановой себестоимости дела­ется запись:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция».

Пример. Синтетический учет готовой продукции ведет­ся по нормативной (плановой) себестоимости, которая состав­ляет 12 000 руб. В конце месяца была определена фактическая себестоимость готовой продукции в сумме 10 000 руб. Продук­ция в течение месяца была продана.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

1. Оприходована на склад готовая продукция по норматив­ной (плановой) себестоимости -

Дебет 43 «Готовая продукция»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» -12 000 руб.

2. Списана реализованная готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости -

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция» - 12 000 руб.

3. В конце месяца списана фактическая производственная себестоимость готовой продукции -

Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Кредит 20 «Основное производство» - 10 000 руб.

4. Списано отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной себестоимости (экономия) —

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - 2 000 руб. («красное сторно»).

2. Учет отгрузки продукции

Отгрузка (отпуск) готовой: продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

Отгруженная или сданная на месте из­готовления продукция, расчетные документы на которую предъявлены покупателям (заказчикам) в момент приобрете­ния, списывается со склада по учетным ценам или норматив­ной (плановой) себестоимости, что отражается бухгалтерской записью:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция».

Однако если в договоре предусмотрен порядок перехода пра­ва владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией после ее оплаты, то используют активный счет 45 «Товары отгруженные». В этом случае отгруженная продукция отражается записью:

Дебет 45 «Товары отгруженные»

Кредит 43 «Готовая продукция».

Чаще всего счет 45 «Товары отгруженные» применяют при отгрузке товаров на экспорт.

По мере оплаты расчетных документов, поступившие платежи отражаются:

Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные сче­та»

Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Одновременно делают запись:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 45 «Товары отгруженные».

Для определения фактической себестоимости отгруженной продукции (если ее учет на счете 43 «Готовая продукция» велся по нормативной или плановой себестоимости) необходимо опре­делить средний процент отклонений между нормативной (пла­новой) и фактической себестоимостью.

Пример. На начало месяца нормативная себестоимость остатка готовой продукции на складе составила 1 000 руб. Пре­вышение фактической себестоимости над нормативной — 100 руб. В течение месяца выпущено: по нормативной себестои­мости готовой продукции на сумму 30 000 руб., фактическая себе­стоимость составила 31 500 руб.; отклонение за месяц -31 500 руб. - 30 000 руб. = 1 500 руб. (перерасход). Средний про­цент отклонений (перерасхода) равен:

(100 руб. + 1 500 руб.): (1 000 руб. + 30 000 руб.) х 100% = 5,16% При наличии остатка на счете 45 «Товары отгруженные» на конец месяца по нормативной себестоимости в сумме 5000 руб. стоимость отгруженных по фактической себестоимости товаров составит:

5 000 руб. х (100% + 5,16%): 100% = 5 258 руб. На счете 45 «Товары отгруженные» отражают также гото­вые изделия и товары, переданные другим организациям для продажи на комиссионных или других условиях.

3. Учет расходов, связанных с продажей продукции

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, к расходам, связанным с про­дажей продукции (работ, услуг), относятся расходы:

• на упаковку изделий на складах готовой про­дукции;

• по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

• комиссионные сборы, уплаченные сбытовым и другим по­средническим организациям;

• на рекламу;

• на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

Учет таких расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены сле­дующие расходы (издержки обращения):

• на перевозку товаров;

• на оплату труда;

• на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

• по хранению и подработке товаров;

• на рекламу и т.д.

По дебету данного счета накапливается информация о про­изведенных расходах, связанных с продажей продукции, това­ров, работ, услуг, а по кредиту - списание расходов. Учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» суммы расходов списывают­ся полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

• в организациях, осуществляющих торговую и иную посред­ническую деятельность, - расходы на транспортировку (ме­жду проданным товаром и остатком товара на конец каждо­го месяца).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг. Списание пере­численных выше расходов отражается бухгалтерской записью:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 44 «Расходы на продажу».

После списания указанных расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется полная себестоимость проданной продукции.

Если продажа продукции учитывается по мере оплаты рас­четных документов, то расходы на продажу списываются сле­дующим образом:

Дебет 45 «Товары отгруженные»

Кредит 44 «Расходы на продажу».

Обособленного учета в составе коммерческих расходов требуют затраты на рекламу реализуемой продукции (работ, услуг). К таким расходам относятся:

• расходы на разработку и издание рекламных проспектов, альбомов, брошюр;

• изготовление фирменных пакетов, этикеток;

• расходы на проведение рекламных мероприятий средства­ми массовой информации;

• расходы на изготовление рекламных щитов, оформление

витрин и т.п.

На себестоимость реализованной продукции расходы на рекламу относятся в фактическом объеме, а для целей налого­обложения они учитываются в размере, который устанавлива­ется в процентах от объема выручки за реализованную продук­цию, товары, работы и услуги, включая НДС.

4. Учет продажи продукции

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому уче­ту, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчет­ных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции зависит от вы­бранного метода учета продажи продукции.

Организациям для целей налогообложения разрешается оп­ределять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент про­дажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

Независимо от выбранного метода продажи для учета про­данной продукции (работ, услуг) используется активно-пассив­ный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи это­го счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продук­ции (работ, услуг).

На счете 90 «Продажи» предусмотрено открытие отдельных субсчетов:

90-1 «Выручка» - предназначен для учета выручки от продаж продукции, товаров, работ, услуг;

90-2 «Себестоимость продаж» - предназначен для учета
себестоимости проданной продукции (товаров, работ, ус­луг);

90-3 «Налог на добавленную стоимость» - предназначен для учета НДС, включенного в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг);

90-4 «Акцизы» - предназначен для учета суммы акцизов»
включенных в цену проданной продукции (товаров);

Аналогично может предусматриваться субсчет для учета на­лога с продаж и других целевых платежей, составляющих цены;

90-9 - «Прибыль/убыток от продаж» - предназначен для определения финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

В течение месяца на счете 90 «Продажи» стоимость отгру­женной (отпущенной) продукции (включая НДС, акцизы, налог с продаж и другие аналогичные платежи) отражается за­писью:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Одновременно себестоимость отгруженной или предъявлен­ной покупателю продукции списывается:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция».

На сумму НДС и других аналогичных платежей, получен­ных в составе выручки при методе продажи «по отгрузке», де­лается запись:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При методе продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. В этом случае сумма НДС отража­ется по:

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми».

Поступившие платежи за проданную продукцию учитывают по:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Задолженность по НДС перед бюджетом –

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При погашении задолженности перед бюджетом по НДС де­лают запись:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит 51 «Расчетные счета».

Денежные платежи, поступившие в порядке предваритель­ной оплаты до отгрузки продукции (выполнения работ, оказа­ния услуг), отражаются в бухгалтерском учете как кредитор­ская задолженность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом делают запись:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные»

После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания ус­луг):

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

и одновременно:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за ме­сяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой:

а) если получена прибыль -

Дебет 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от про­даж»

Кредит 99 «Прибыли и убытки»;

б) если получен убыток –

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от про­даж».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окон­чании каждого месяца сальдо не имеет.

Пример. Организация продала выполненные работы на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС - 80 000 руб. Себестоимость про­данных работ - 250 000 руб. Выручка для целей налогообложе­ния определяется методом «по отгрузке».

В бухгалтерском учете организации операции, связанные с продажей работ, должны быть отражены следующими запи­сями:

1. Сданы выполненные работы

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - 480000 руб.

2. Начислен НДС по сданным работам

Дебет 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» -80000 руб.

3. Списана себестоимость сданных работ

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит 20 «Основное производство» - 250000 руб.

Финансовый результат от продажи – прибыль.

(480 000 - 80 000 - 250 000 = 150 000 руб.)

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит 99 «Прибыли и убытки» - 150000руб.

В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 спи­сывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате та­кой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

 

Те ма 2.11. Учет текущих расчетов

1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно – материальные ценности, а также за потребленные услуги и работы в системе счетов бухгалтерского учета используют синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили товарно – материальные ценности на склад покупателя или находятся в пути.

Счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.Счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счет - фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и книги продаж.Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Помимо счета-фактуры движение товара оформляется накладными и товарными накладными.

Накладная в торговой организации выступает как приходным, так и расходным товарным документом, она выписывается материально-ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

При поступлении от поставщика материальных ценностей делаются бухгалтерские записи:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д.

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На основании полученного от поставщика счета – фактуры, в котором выделена сумма НДС, делается бухгалтерская запись:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При перечислении денежных средств поставщику делается запись:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет по данному счету ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.

При отгрузке покупателю продукции (товара), оказании услуг делают бухгалтерские записи:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

При получении от покупателя денежных средств в оплату задолженности делается запись:

Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если истек срок исковой давности (прошло три года с момента возникновения задолженности) и задолженность не погашена, то ее необходимо списать:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Списанная задолженность учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет.

Начисление НДС с суммы аванса отражается:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

При передаче покупателю продукции (выполнении работ, оказании услуг), в счет которой был получен аванс:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным».

3. Учет расчетов с подотчетными лицами.

Подотчетные лица — это работники организации, которые согласно внутренним организационно-распорядительным документам (приказы или распоряжения органа управления) имеют право получать целевые авансы для осуществления административно-хозяйственных и операционных расходов. Список лиц, имеющих право получать в кассе наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды, утверждается руководителем предприятия. Размер этих сумм ограничен.

Целевой аванс может быть выдан двумя способами.

1 Наличными денежными средствами из кассы организации или непосредственно с расчетного счета в банке.

2 Путем списания денежных средств со специального карточного счета, открытого банком для организации расчетов по банковской пластиковой карте, оформленной на имя подотчетного лица.

Наличные денежные средства выдаются под отчет сотрудникам организаций, которые, действуя от ее имени, вступают в хозяйственные отношения с другими участниками рыночных отношений. Как правило, за счет этих средств, приобретают хозяйственные и канцелярские товары, горюче-смазочные материалы, оплачивают командировочные и представительские расходы (Инструкция ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций).

Наличные денежные средства под отчет могут быть выданы как в российской, так и в иностранных валютах.

Для получения денежных средств под отчет работник должен написать заявление и получить на нем разрешающую резолюцию руководителя организации. Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу. Кроме того, запрещена передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому, что предусмотрено п. 11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ».

Выдача денежных средств под отчет из кассы предприятия оформляется расходными кассовыми ордерами (форма № КО–2). В целях сохранности выдаваемых наличных денежных средств, с подотчетными лицами необходимо заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

По истечении срока подотчетное лицо должно отчитаться в произведенных расходах. Срок отчета по целевым авансам на административно-хозяйственные и операционные расходы определятся приказом руководителя организации или иным документом. Отсутствие приказа о сроках отчетности по подотчетным средствам позволяет считать, что период, на который выданы подотчетные суммы, не установлен. В подобной ситуации выдача подотчетных сумм и отчет подотчетного лица о расходовании денежных средств на административно-хозяйственные и операционные нужды (возврат их в кассу) проводятся в течение одного рабочего дня. В общем случае подотчетные лица обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства, или со дня возвращения из командировки, представить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

В составе расходов подотчетных лиц значительный удельный вес занимают командировочные расходы.

Согласно ст. 166 ТК РФ, служебная командировка — это поездка работника по распоряжению руководителя организации для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. За время нахождения в командировке работнику сохраняется заработная плата по месту работы.

Выдача денежных средств под отчет на командировку оформляется командировочным удостоверением и расходным кассовым ордером после расчета бухгалтерией сумм, причитающихся к выдаче. Направление в командировку оформляется приказом руководителя организации (при этом с приказом о направлении сотрудника в командировку работника должны ознакомить как минимум за 3 дня до начала срока командировки).

В течение трех дней по возвращении из командировки подотчетное лицо обязано отчитаться за полученные и израсходованные суммы. С этой целью им составляется авансовый отчет на основе документов, подтверждающих командировочные расходы: железнодорожных, авиационных, автобусных и т.д. билетов, счетов гостиниц, товарных и кассовых чеков, счетов официантов, накладных, счетов-фактур и т.д., и прилагается командировочное удостоверение. После проверки бухгалтером авансового отчета и определения суммы к отчету он утверждается руководителем предприятия и принимается к учету. Остаток неиспользованных сумм сдается подотчетным лицом в кассу по приходному кассовому ордеру, а перерасход выдается из кассы по расходному кассовому ордеру в день сдачи авансового отчета. У лиц, не предоставивших отчеты и оправдательные документы, бухгалтерия вправе удержать из начисленной заработной платы данную задолженность.

Командировочные расходы включаются в себестоимость работ, услуг, продукции. Согласно действующему законодательству суммы командировочных расходов нормируются государством.

При выдаче средств на командировочные расходы работникам следует руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов.

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это – активно-пассивный счет. Дебетовое сальдо по сч.71 отражает сумму задолженности под отчетных лиц нашей организации, Кт сальдо по сч.71 отражает сумму перерасхода средств под отчетными лицами, и, как следствие, сумму кредиторской задолженности организации под отчетным лицам.

Учетные операции по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

1 Выдано под отчет на хозяйственные или командировочные расходы:

Д 71 К 50

2 Выдано в возмещение перерасхода:

Д 71 К 50

3 Перечисление (перевод) денежных средств по месту нахождения

подотчетного лица (на пластиковые карты):

Д 71 К 51

4 Подотчетные суммы использованы на покупку товарно-материальных

ценностей (основных средств, материалов, товаров и пр.):

Д 08, 10, 41 К 71

5 Сданы неиспользованные подотчетные суммы в кассу:

Д 50 К 71

6 Списаны расходы подотчетных лиц на издержки:

Д 08,20,25,26,44 К 71

4. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами используют синтетический счет 73 «Расчеты с персона­лом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следую­щие субсчета:

73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;

73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» учитывают расчеты с работниками по предоставленным им займам (на индивиду­альное жилищное строительство, приобретение садового домика и др.).

Сумму предоставленного работнику займа отражают по дебету суб­счета 73-1 с кредита счетов учета денежных средств (50, 51 и др.).

При погашении займа кредитуют счет 73 и дебетуют счета учета де­нежных средств (50, 51 и др.) или счет 70 в зависимости от принятого по­рядка платежа.

При невозвращении работником выданного ему займа задолжен­ность списывается с кредита субсчета 73-1 в дебет счета 91 «Прочие дохо­ды и расходы».

На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно - материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет субсчета 73-2 с кредита счетов 94 «Недостачи от потери от порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов», и др. Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73-2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска).

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» может быть открыт субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит». На этом счете учитывают расчеты с персоналом организации по приобретенным в кредит отдельным категориям товаров.

Операция по оформлению кредита работнику отражается по дебету та 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит», и кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Удержания из заработной платы работников в погашение задолженности по кредитам учитывают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом к прочим операциям» и кредиту счета 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит». При погашении задолженности по кредитам дебету счета 66 или 67 и кредитуют счет 51 «Расчетные счета».

Аналитический учет по счету 73 ведут по работникам организации.

5. Учет расчетов с бюджетом

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - в бюджет и счета 69 «Расчеты по социальному страхованию» - во внебюджетные фонды и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин в соответствии с Планом счетов. По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:

- относимые на счета продажи (90) – НДС, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

- включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (08, 20,23,25,26,29, 44, 97) – отчисления во внебюджетные фонды;

- уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (91) – налог на имущество, на рекламу и др.;

- уплачиваемые из прибыли (99) – налог на прибыль;

- уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц – налог на доходы физических лиц (70).

 

6. Учет расчетов по внебюджетным платежам

В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации введены отчисления во внебюджетные фонды, зачисляемые в – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско – правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.

Сумма перечислений исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

В сроки, установленные для уплаты взносов, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о суммах:

1) отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

3) направленных ими на приобретение путевок;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот имеет следующие субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 20 «Основное производство», других счетов производственных затрат

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2,3.

Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременна и родам, пособий на детей и др., что оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Оставшуюся часть отчислений по социальному страхованию отчисляют в соответствующие фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования. Перечисление оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2,8

Кредит счета 51 «Расчетные счета»

Помимо отчислений в Пенсионный фонд, фонд социального страхо­вания и в фонды обязательного медицинского страхования организации производят отчисления на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер отчислений устанавливается в зависимости от класса профессио­нального риска в процентах к начисленной оплате труда и по всем осно­ваниям (доходу) застрахованных.

За счет начисленных страховых взносов застрахованным работникам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с не­счастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и оплачивается отпуск (сверх установленного законодательством) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с пре­доставлением путевки на санаторно-курортное лечение.

Организации могут осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение своих сотрудников. Расходы на негосударственное пенсион­ное обеспечение являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются по дебету счетов учета затрат на производство и расходов на продажу и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Если по условиям договора уплата пенсионного взноса производится разовым платежом, то сумма платежа вначале отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим ежемесячным равно­мерным списанием с этого счета на счета учета затрат на производство и расходов на продажу.

7. Учет расчетов с учредителями

Все виды расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал, по выплате доходов и т.п. учитываются на счете 75 «Расчеты с учредителями».

К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:

75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;

75-2 «Расчеты по выплате доходов» и др.

При создании организации на установленную сумму вкладов учреди­телей в уставный капитал дебетуют субсчет 75-1 и кредитуют счет 80 «Уставный капитал».

Фактически внесенные вклады учредителей отражают по дебету со­ответствующих материальных, денежных и других счетов (10, 15, 51, и др.) и кредиту субсчета 75-1.

Основные средства и нематериальные активы при внесении их в качестве вкладов в уставный капитал организации предварительно отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При этом на стоимость внесенных активов составляют бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность организации в счет вкладов в уставный капитал, осуще­ствляется по договорной стоимости, а имущества, предоставленного в пользование организации, — в оценке, определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной на установ­ленный учредителями срок.

Если акции акционерного общества реализуются по цене, превышаю­щей их номинальную стоимость, сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью учитывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал».

На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате доходов» учитывают расчеты с учредителями по выплате им доходов, если они не являются работника­ми предприятия.

Начисление доходов от участия в организации отражают по кредиту субсчета 75-2 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокры­тый убыток)».

Начисление доходов от участия в организации работникам организа­ции отражают по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счета 84.

Указанные бухгалтерские записи по распределению прибыли состав­ляют по окончании отчетного года. Начисление дивидендов по результа­там промежуточной отчетности целесообразно отражать по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов 75 и 70. По окончании отчетного года начисленные дивиденды в тече­ние года списываются с кредита счета 76 в дебет счета 84.

При начислении дивидендов с юридических и физических лиц удер­живают налог на доход. Начисленные суммы налога отражают по дебету счетов 75 или 70 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Выплаченные участникам организации суммы доходов списывают с кредита счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» в дебет счетов 75 или 70. При выплате доходов продукцией (рабо­тами, услугами) организации их списывают с кредита счета 90 «Прода­жи» в дебет счетов 75 или 70.

Аналитический учет по счету 75 ведут по каждому учредителю, кро­ме учета расчетов с акционерами — собственниками акций на предъяви­теля в акционерных обществах.

Учет расчетов с учредителями (участниками) в рамках группы взаи­мосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 обособленно.

8. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Для учета различных расчетных отношений с другими предприятия­ми, организациями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К счету 76 могут быть открыты субсчета:

76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;

76-2 «Расчеты по претензиям»;

76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;

76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.

На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхова­нию» отражают расчеты по страхованию имущества и персонала органи­зации, в котором организация выступает страхователем.

Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту сче­та 76 субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей (08, 23, 25, 26, 29 и т. п.).

Перечисленные суммы страховых платежей страхователям списыва­ют с кредита счетов по учету денежных средств (51, 52, 55) в дебет суб­счета 76-1.

Потери товарно-материальных ценностей по страховым случаям списывают с кредита счетов 10, 43 и др. в дебет субсчета 76-1. По дебету субсчета 76-1 отражают сумму страхового возмещения, причитающуюся по договору страхования работнику организации (кредитуют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»).

Суммы страхового возмещения, полученные организацией от страхо­вых организаций, отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 52, 55) и кредиту субсчета 76-1. Не компенсируемые страховыми

возмещениями потери от страховых случаев списывают в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по субсчету 76-1 ведут по страховщикам и от­дельным договорам страхования.

На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита следующих счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на суммы несоот­ветствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок и т. п. по уже оприходованным ценностям;

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов учета затрат — за брак и потери, возникшие по вине по­ставщиков и подрядчиков;

учета денежных средств и кредитов банка (51, 52, 66, 67 и др.) — по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;

91 «Прочие доходы и расходы» — по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за несоблюдение договорных обязательств.

Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита субсче­та 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы не­удовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита субсче­та 76-2 в дебет тех счетов, с которых они были списаны на субсчет 76-2 (счета 60, 10, 20, 23 и др.).

Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списы­вают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивиден­дам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим ре­зультатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению доходы отражают по дебету субсчета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы за­писывают по дебету счетов учета активов (51,52 и др.) и кредиту субсче­та 76-3.

На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками организации по не выплаченным в установлен­ный срок суммам из-за неявки получателей.

Депонированные суммы отражают по кредиту субсчета 76-4 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют субсчет 76-4.

Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по сче­ту 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам сче­та 76.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.279 сек.