Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство первобытной эпохи

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Лекция 2

 

Период начальный от формирования типа homo sapiens – 35 000 – 40 000 лет

 

Периоды:

1. Каменный век: 40 000/20 000 – 3 тыс. до н.э.

· Палеолит - животные

· Мезолит – изобретение колеса, гончарного круга

· Неолит – сцены с участием человека - охота

2. Бронзовый век – Ш-П тыс до н.э.

3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.

 

Общая характеристика:

  • Длительность периодов,
  • Медленные процессы эволюции,
  • Первичные (элементарные, примитивные) изобразительные формы и приемы,
  • Каменные, кремниевые и металлические изделия (оружие и орудия труда),
  • Синкретичные и прикладные формы искусства (тесно связано с культом и с бытом),
  • Мануальное использование (мелкая пластика, монументальные росписи),
  • Символическое значение образов.

 

Протоархитектура и протоискусство:

  • Приспособительные и первичные конструктивные формы (пещеры, навесы, землянки, хижины из веток на стоянках, стационарные сборные и разборные жилища) – определяются типом хозяйства (охотники- земледельцы) и формами жизни (кочевые или оседлые);
  • Элементарные архитектурные формы - ограждение и покрытие;
  • первоначальный тип поселений (круговой, замкнутый);
  • мегалитические сооружения культового назначения - кромлехи, дольмены, менгиры,
  • отпечатки ладоней – метки родовой территории;
  • предметы искусства – орудия труда, предметы быта и культа;
  • керамические сосуды (лепные из жгутов),
  • простейшие универсальные (колюще-режуще-сверляще-пилющие) орудия труда (каменные, кремниевые, бронзовые, железные) – рубила, топоры, ножи, наконечники стрел и копий.

 

Протоскульптура (монументальная и мелкие формы (умещаются в руке) из кости, рога, камня) – в виде рельефа (контурного процарапывания) на камне и круглых форм:

 

  • Камни, покрытые шкурой зверя с приставленной к нему головой (медведь-тотем);
  • Изображения копытных животных – объект охоты;
  • Палеолитические «венеры» - символы Великой богини (плодородия).

 

Протоживопись – оттиски ладоней:

 

  • Изображения копытных животных на сводах пещер (палеолитическая живопись) стада животных – объектов охоты и хищников – соперников в охоте и потенциальных охотников на человека;
  • Сцены с участием человека - охота, сражение с животным или другими людьми – с эпохи мезолита;
  • Бытовые сцены (повседневной жизни) с домашними животными, женщинами и детьми – с неолита.

 

Общие основания искусства:

  • Кочевой образ жизни и переход к оседлым формам жизни и контроля над занимаемой территорией (первобытные стоянки – оседлые поселения)
  • Три великих этапа производственной деятельности человека и разделения труда (охота и собирательство; земледелие, скотоводство; торговля (обмен) и ремесло);
  • Переход от присваивающей к производящей форме хозяйства;
  • Первобытная охотничья магия;
  • Жертвоприношение – основной ритуал (действенные, поведенческие, моторные, формы отправления культа);
  • Коллективные формы жизни (собственность, производственная деятельность: охота, собирательство, - и сакральные формы (культ) - ритуал);
  • Первичные социальные структуры (родовые (кровно-родственные, соседские) общины;
  • Тотемизм – вера в духов-предков (животных), анимизм – наделение душой неживых объектов, синкретичное слияние с природой человеческого коллектива;
  • мифологическое мышление – безразличие к противоречию, алогизм, парадоксальное мышление, выражение идей через метафору, символ;
  • архетипическое сознание, мир эмоций;
  • Культ умирающих и воскресающих богов-растений – в ранних земледельческих цивилизациях;
  • Вера в природных богов, политеизм;
  • Синкретичные формы искусства – слияние культа, производства и искусства в коллективном действии.

 

Изобразительные архетипы:

  • Животное-тотем (хищное, копытное)
  • Великая Богиня-мать (прародительница)
  • Мировое древо.

 

Изобразительные приемы:

  • Первичные (локальное цветовое пятно и линейный контур);
  • Масштабное выделение и гипертрофия значимых частей тел – отсутствие или схематичное изображение незначимых (туша животного, грудь, живот и бедра в образе Великой богини в ущерб крохотным ножкам, маленьким головкам и отсутствию обозначения человеческого лица);
  • Первые приемы композиции – фризовые (линейные) цепочки животных, идущих друг за другом;
  • Тема адорации (поклонение Мировому древу животных и птиц) в земледельческих цивилизациях – первая целостная изобразительная модель мира;
  • Симметрия (осевая) как воплощение принципа бинарной оппозиции и двоичной структуры мира в сознании первобытного человека – отражение симметричной структуры мозга и первичной формы мышления (я – не я, право-лево, верх-низ и т.д.) – построение «симметрично развернутых композиций».

Лекция 3

Искусство Древнего Востока (Египет и страны Двуречья)

 

Корни цивилизации - середина Ш тыс. до н.э.

Древняя Индия и Древний Китай – У тыс. до н.э.

 

Тип культуры и социальной жизни

  • Древневосточные деспотии (государство хеттов, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Древняя Персия, Древний Египет) с абсолютной властью правителей земель (царей, фараонов),
  • Завоевательная политика – покорение новых земель,
  • Политеистические развитые культы (вера в природные божества, а также тотемизм),
  • Развитые формы социальной жизни: мощные рабовладельческие государства, четкая сословная система, наличие письменности и законодательства (своды законов),
  • Стабильные развитые формы религиозной жизни, институт жречества,
  • Земледельческие цивилизации, созданные в бассейнах и долинах великих рек (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат),
  • Хозяйство основано на сложных системах искусственной ирригации почвы (система рукотворных оросительных каналов, плотин),
  • Общинный уклад (родовая, семейная, соседская общины),
  • Коллективные общественные работы свободных и рабов.

 

Религиозные основы искусства:

  • Политеизм (вера в духов животных – первобытная анимация, культ умирающих и воскресающих богов-растений, пантеон антропоморфных божеств)
  • Остатки древних тотемических культов (египетские зооморфные божества)
  • Развитый погребальный культ
  • Важная роль религии в жизни людей
  • Связь искусства с культом
  • Наличие строгой системы правил (канона) в изобразительной деятельности.

 

Периодизация искусства Древнего Египта:

    1. Царства: Древнее
    2. Среднее
    3. Новое
    4. Периоды междуцарствий: вторжение гиксосов
    5. Эпоха Эхнатона (Амарнский период Нового царства)
    6. Конец 1У в до н.э. - Вторжение войск Александра Македонского – установление правления эллинистической династии Птолемеев
    7. Эпоха римского владычества – со П в до н.э.
    8. 27 (30) г. до н.э. – смерть Клеопатры - закончилось существование независимого Египетского царства

 

Чередование династий правителей - фараонов, обожествляемых после смерти

Архитектура (культовые сооружения):

  • Зиккураты – ступенчатые сооружения с лестницами и открытым жертвенником наверху
  • Обелиски в честь бога солнца Ра – форма воплощения божества

(города, некрополи):

  • Погребальные сооружения: комплексы гробниц (мастаба, пирамиды) и заупокойных храмов
  • Ритуальные дороги (для процессий)
  • Храмовые комплексы (Карнак, Луксор, Абу-Симбел), состоящие из входных пилонов, череды открытых и закрытых (гипо- и перистильных) дворов с колоннадами. Ведущих к нише со статуей бога
  • Городские стены и ворота (Вавилон - ворота богини Иштар, облицованные рельефной глазурованной плиткой)

 

Материалы архитектуры –

  • сырцовый кирпич и дерево, облицованные керамической плиткой в Двуречье,
  • камень, облицованный мраморными плитами (Египет).

Монументальная скульптура:

  • Статуи богов (жрецов), обожествленных фараонов (у входных храмовых пилонов), правителей в позе одорации (поклонения божеству)
  • «Большой Сфинкс» - хранитель пустыни
  • Станковая скульптура – портретные статуи и бюсты (!) из камня (известняк, порфир, гранит, базальт) и раскрашенного дерева.
  • Мелкая пластика Двуречья (фигурки жрецов, голова богини Иштар, портретные изображения персидских царей (бронзовая голова Саргона)),
  • Древнеегипетский скульптурный портрет (связан с погребальным культом (Ка и Ба)),
  • Ушебти – небольшие деревянные статуэтки рабов и слуг, занятых хозяйственными делами для наполнения ими гробниц умерших фараонов,
  • Рельеф (стелы законодателей, сцены из жизни богов и фараонов в гробницах, сцены сражений, охоты и оплакивания умерших).

 

Изобразительные приемы:

· Общий символический (иератический) характер изображений как предметов культа и объектов поклонения

· Происхождение портрета из погребального культа: требование точного сходства изображения с прототипом

· Обобщенность черт и в то же время точнейшая натуралистичность портретных изображений (в Египетском портрете)

· Иерархические различия показаны через масштабные противопоставления в изображениях великих богов, обожествленных фараонов и смертных (богов и человека, правителя и простых людей),

· Сочетание антропоморфных тел и зооморфных голов в изображении богов древнеегипетского пантеона (Аписа, Сохмет, Гора, Сета, Осириса и др.)

· Тщательная упорядоченность (симметричность) композиционного построения сцен,

· Ярусность (последовательно по вертикали расположенные ряды с линейным чередованием фигур) в композиционном построении сцен,

· Сцены шествий, сражений, охоты, пиршеств, ритуальных процессий с дарами

· Ритуальный характер костюма и атрибутов власти (в парадных изображениях); в женских статуях – просвечивание (проступание очертаний) тела сквозь тонкие одежды

· Преувеличенные значимые детали (глаза), тщательная проработка длинных волос и прически (орнамент), вставки из драгоценных материалов (инкрустированные глаза и брови), яркая раскраска в изображениях отдельных фигур и групп

· Подчеркнутая симметричность частей тела, неподвижность (статичность), канонические позы (сидящая и стоящая фигуры)

· Символические жесты рук

· Наличие символических атрибутов – знаков высокого социального положения

· Строгая упорядоченность костюма и прически

· Строгая каноничность в плоскостном изображении фигуры (голова, торс – анфас, глаз, стопы, бедра – в профиль)

· Система канонических пропорций (освещенных культом и имеющих символический характер) при изображении фигур (божественный зодчий-жрец Аменхотеп)

· Сочетание изображения с надписями (молитвами, заклинаниями, рассказом о высоких заслугах правителя, военачальника) как проявление синкретизма художественного решения и множественности использованных информационных кодов, содержащих одну и ту же параллельно представляемую информацию (наглядный образ и иероглифически или написанный клинописью рассказ)

· Разнообразие типов скульптурного рельефа (врезанный, выпуклый, плоский)

Материалы скульптуры:

гранит, базальт, порфир (твердые породы), раскрашенное дерево, бронза, электр (сплав серебра с золотом).

 

Способ обработки камня:

кубический (каждая грань куба - отдельно)

 

Бронзовое литье в Древней Персии

 

Прикладные изделия быта – в большом количестве и ассортименте (мебель, одежда, музыкальные инструменты, носилки, принадлежности туалета, косметика, еда и т.д.) - для наполнения гробниц

Живопись – монументальная - из гробниц как часть погребального культа умершего и обожествленного после смерти фараона. Очень часто рельеф расписывался (синкретичные решения).

 

Сцены ритуальные (культовые) и светские:

 

  • Охоты и рыбной ловли,
  • пира,
  • ритуальных процессий с дарами
  • войны (побед фараона и покорения им земель и пленников),
  • ритуальных оплакиваний,
  • семейного отдыха в саду,
  • молитвы и поклонения,
  • семейные сцены супругов и родителей с детьми (Эхнатон и Нефертити с детьми).

 

Символика цвета и раскраски тел:

мужские – красно-коричневый, женские – желтый.


Лекция 4

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система объемно - пространственных (пластических, или изобразительных) искусств. Виды и жанры, формы воплощения, техники | Архитектура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.