Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура

Искусство античной Греции

 

«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры

С конца Ш тыс до н.э. по 1 в. до н.э. Художественное мышление пластично и образно. Пластическое начало выражено всесторонне, максимально и гармонично. «Телесность» искусства.

 

Ареал распространения:

Балканский полуостров и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей (Родос, Мелос, Самос, Кикладские и др.), западное побережье Малой Азии, юг Апеннинского п-ва («Великая Греция»).

 

Наиболее ранний очаг культуры и развитая цивилизация – о-ва Крит, Санторин и архипелаг Кикладских о-вов – середина Ш тыс. до н.э.- цивилизация с центрами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро.

Периодизация:

  1. С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период
  2. ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период
  3. 1Х-УП вв до нэ – гомеровский
  4. УП-нач.У вв. до нэ - архаический
  5. У-1У вв. до нэ – греческой классики:
  • 1 полов. У в. до нэ – ранняя классика
  • сер. – 3/4 У в. до н.э. – высокая классика (эпоха правления Перикла в Афинах)
  • конец У – 1У вв. де нэ – поздняя классика

6. Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период:

  • кон. 1У – Ш вв.до н.э – ранний эллинизм
  • Ш-П вв. до нэ – высокий эллинизм
  • П-1 вв. до н.э. – поздний эллинизм

 

 

Развитая культовая и светская архитектура:

  • Храмы, святилища

(культовые центры – общегреческие святилища (Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);

  • Царские резиденции (Кносс на Крите, цитадель в Микенах)
  • Гражданские сооружения: царские дворцы на Крите, цитадель в Микенах, булевтерии, пританеи, пинакотеки, театры, музейоны, портики (стои), палестры, перистильные дворы (окруженные колоннадой).

 

Мало известно о жилой архитектуре. Мегарон – помещение в царском дворце Микен с 4 колоннами и круглым отверстием над жертвенником в центре зала – прообраз жилых интерьеров в будущем.

 

Тип конструкции: стоечно-балочная. Полуоткрытая архитектура. Универсальный характер в гражданском зодчестве имела стоя – городской портик.

Материал: дерево, камень (с УП-У1 вв. до н.э.), мрамор пентеликонский (пентелийский) – с У в до н.э.

 

Храмы были ориентированы по оси восток-запад и возводились на естественных возвышенностях, на морских побережьях (мыс) или в священных рощах.

 

Жертвоприношения вместе со священными процессиями и шествиями для принесения даров происходили на открытых пространствах у алтарей, или жертвенников, перед храмами.

 

Основные типы храмов:

· Храм в «антах»

· Простиль

· Амфипростиль

· Периптер – «окрыленный» - окружен колоннадой по периметру целы (храм Афины-девы в Афинах)

· Диптер – с двойным рядом колонн по периметру. Огромные, Распространены в Малой Азии (храм Артемиды в Эфесе)

· Толос – круглый храм (над могилами павших воинов).

Синкретичная система убранства (роспись и скульптура – статуи и рельефы):

Росписи антаблемента (черный (синий) для вертикальных элементов; красный – для горизонтальных; использовалась также позолота),

скульптурные черепицы (антефиксы),

фигуративные водосливы,

бронзовые детали.

Ордерные системы – от лат ordo – порядок, строй. Система расположения и взаимосоотношения несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции.

Описаны и систематизированы римским архитектором Витрувием («Десять книг по архитектуре») в 1 в.н.э.

 

Ордер - 3-хчастная система, состоит из стилобата (со стереобатом), колонны, увенчанной капителью, и антаблемента – венчающей части здания (последний включает архитрав, фриз и карниз).

 

Трехугольный фронтон под двускатной кровлей венчает архитектурную композицию храма с двух сторон (с востока и запада). Внутри поле фронтона (тимпан) украшается скульптурой в виде рельефа или статуй, объединенных в единую композицию.

Ордера по старшинству:

 

Дорический (У1 в. до н.э.)

Ионический (У1 –У (?) вв. до н.э.)

Коринфский (У в. до н.э.)

Композитный (компромисс между ионической и коринфской капителями)

Различия:

в пропорциональных соотношениях частей (диаметр нижнего барабана колонны по отношению к ее высоте), наличии или отсутствии базы, энтазиса, в характере капители, рисунке каннелюр, в трактовке фриза (зофор или триглифо-метопный).

Основная тема изобразительного искусства – образ человека через раскрытие жизни его тела, через освоение пространства посредством движений тела.

Главный герой – мужчина (бог, герой, атлет, победитель игр и состязаний, воин, павший на поле битвы); женские фигуры воплощают образ Великой богини как символ плодородия в различных ипостасях (богини олимпийского пантеона (Гера, Деметра, Афина, Афродита, Нике и др.), воины-амазонки, легендарные царицы).

Мужские образы показаны обнаженными. Их нагота имеет ритуально-символический характер как воплощение героического начала («героическая нагота»).

Женские – полностью задрапированы вплоть до эпохи поздней классики, когда образы Афродиты и жрицы Диониса, вакханки (Скопас, Пракситель) открывают череду обнаженных женских фигур.

Калокагатия – от греч. (колес-кагатос) «прекрасный и совершенный» - основной эстетический принцип древнегреческого искусства в изобразительной деятельности. Двуединство внешнего и внутреннего в человеке. Совершенен внешне и прекрасен душой, прекрасен и богоподобен.

Тематика изобразительного искусства – мифологические сражения, поединки, битвы (махии):

· Амазономахия

· Гигантомахия

· Кентавромахия

· Война греков с троянцами, а также

· боги Олимпийского пантеона, мифические герои, цари, их великие битвы (Лисипп для Александра Македонского).

 

СКУЛЬПТУРА (статуи и рельеф)

Монументально-декоративная: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп;

Скульптурные надгробия (статуи и стелы),

Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жрецов с жертвенными животными (т.н. вотивные, или посвятительные статуи, дары для храмов и святилищ), а также скульптурные группы;

Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов, стратегов, царей;

Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма).

Типы рельефа:

 

  • барельеф (низкий) – эпохи архаики и классики
  • горельеф (высокий) – с эпохи поздней классики

Признаки древнегреческого рельефа:

  • Свободный фон
  • Изокефалия (равноголовие) персонажей

Проблемы развития круглой скульптуры:

  • Доминанта фронтальной точки зрения
  • Освоение пространства через движение человеческого тела. Движение – выражение действия, героического поступка, подвига. Одна из пластических формул греческой скульптуры - принцип динамического равновесия тела в пространстве, или хиазм, - передает ощущение легкости, свободы и естественности проявления жизни в человеческом теле.
  • Взаимоотношение тела и драпировок (драпировки полностью скрывают тело, непроницаемы; частично открывают тело, выявляя объем наружу «эффект мокрых драпировок»; контрастируют с телом и противостоят ему, создавая драматический эффект).
  • Объединение персонажей скульптурной группы в общую композицию посредством единства в разнообразии проявления движений, жестов и поз.

ЖИВОПИСЬ:

· Монументальная - росписи гробниц (изнутри),

· Пинаки (небольшие расписные вотивные таблички, деревянные, глиняные, каменные) – с посвятительными сценами (жертвоприношений и ритуальных процессий с дарами),

· композиции на досках (выставлялись в портиках и пинакотеках) – Полигнот

· расписные вазы

 

Техники живописиэнкаустика (восковыми красками), галечная мозаика (напольные композиции – должны были сбрызгиваться водой для придания блеска), фрески (на водной основе).

Роспись керамических сосудов (стили):

· «камарес», морской и др. - критские

· геометрический (Х-1Х-УШ вв. до н.э.),

· ориентализирующий (восточный, из Ионии), или «ковровый» (УП в. до н.э.),

· чернофигурный (У1-У вв. до н.э.)

· краснофигурный.(к.У1 – 1У вв. до н.э.)

 

Система росписи сосудов:

· фризовая (в виде орнаментальных рядов, расположенных по горизонтали от ножки до венчика) – в геометрическом, ориентализирующем и раннем чернофигурном стиле (ваза Франсуа, например)

· т.н. 2-хфасадная – сцены мифологические или бытовые расположены во всю высоту вазы на тулове в зоне между ручками, т.е. в наиболее зрительно активной зоне - черно- и краснофигурный стили (Экзекий, Андокид, Евфроний и Евфимид, Дурис, Бриг и др.).

 


Лекция 5

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство первобытной эпохи | Искусство Древнего Рима
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.