Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления

Теоретическое понятийное мышление – решение задач в уме, пользуясь знаниями, выраженными в понятиях, без опоры на наглядность. Понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее существенных особенностях. Это мысль о предмете, которая содержит самое общее и важное, что содержится в целом классе предметов. Например, у стула много признаков: цвет, размеры, материал. Но существенными являются только те, которые и делают стул стулом. Ими являются: предмет мебели, имеющий опору для спины, создан для сидения. Понятие обозначается словом. Мыслить понятиями – значит, мыслить словами. Приведите пример понятия. Сформулируйте понятие «климат». Чего Вам не хватает? Знания существенных признаков. Как формируются? Рассказ о существенных признаках, а дети формулируют. Существенные, важные признаки понятия – это свойства и отношения, при утрате или изменении которых явление или предмет становятся иным. Несущественные признаки влекут за собой появление внешних отличий без изменения существа явления или предмета. Бывает, что научное понятие расходится с так называемым житейским понятием, уже усвоенным вне специального обучения, в общении и в личном опыте (например, птица – это животное, которое летает, поэтому бабочки и жуки – это птицы, а курица – нет, так как она не летает). Примеры понятий:

 

 

Наглядно-действенное мышление - решение задач путем перебора вариантов, путем проб и ошибок, с помощью установления готовых связей между предметами или между сторонами предмета или явления, его частями. Пример:

Наглядно-образное мышление - решение задач, материалом для которого являются образы. В ходе решения задачи соответствующие образы преобразуются мысленно. Пример:

Понятийное мышление -

Критическое мышление -

Некритическое мышление -

Репродуктивное мышление – воспроизведение известного способа решения задачи в новой ситуации. Четкое прослеживание хода мысли другого человека, например, доказательство математической теоремы.

Творческое мышление -

Мыслительные операции

 

Сравнение - показывает сходства и различия вещей. Результат сравнения – классификация. Классификация производится по какому-либо признаку. Например, в библиотеке книги можно расставить по авторам, жанру, формату, содержанию и пр. признак, по которому производится классификация – это основание классификации.

Анализ – раскладывание предмета или явления, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, в растении мы выделяем корень, стебель, лист, цветок.

Синтез – построение целого из частей. Дает возможность узнать объект в целом. Анализ и синтез - две стороны одного и того же процесса. Например, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная характеристика этих героев.

Абстракция – если возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство для более углубленного познания, отвлекаясь, абстрагируясь на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом, длины сторон, какими буквами обозначаются вершины. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, тяжесть, равенство и пр. Когда мы смотрим, как движутся люди, машины, реки, мы выделяем один общий признак – движение и можем мыслить о движении вообще. Так осваиваются общие способы решения задач.

Обобщение – выделение существенного и связывание его с классом (группой) предметов и явлений. Нельзя мысленно объединять все деревья, если не отвлечься от различий между ними. Например, в понятие «фрукты» соединяются сходные существенные признаки, которые имеются в грушах, яблоках, сливах и пр.

Конкретизация – операция, обратная обобщению. Мы уже не отвлекаемся от отдельных признаков предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. Конкретное – это иллюстрация общего.

Формы мышления

 

 

Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль, что-либо утверждающее или отрицающее. Например, «После молнии гремит гром» - это суждение о взаимосвязи между двумя явлениями.

Истинное – «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца»

Ложное – «Дважды три равно восемь».

Предположительное – «Может быть, завтра будет дождь».

Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.

Умозаключение – форма мышления, которая позволяет человеку сделать новый вывод из ряда суждений. На основе анализа и сопоставления имеющихся суждений, высказывается новое суждение.

Индуктивное умозаключение – вывод общего из частных суждений. Например, известно, что золото, медь, железо могут плавиться. Из этих суждений можно получить общее суждение «Все металлы плавятся».

Дедуктивное умозаключение – вывод из общего суждения частных, единичных. Например:

Мышление связано с:

1. Эмоциями. Эмоции могут искажать мышление и реальность. Но могут и стимулировать мышление (чувство придает мысли большую страстность, настойчивость, целеустремленность). Регулятивная функция – эмоции способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедлять его, если избранный ход мысли ошибочен.

2. Речью. В тесной связи речи и мышления можно убедиться, если задать вопрос: на каком языке думают? Речь также орудие мышления – выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другим часто требует дополнительного тщательного продумывания ее. В этом случае мы начинаем видеть, что многое из того, что казалось ясным, нуждается в уточнении и додумывании.

Решение мыслительных задач:

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять, когда есть проблема. Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или противоречия.

1. Появление противоречия. Здесь важно подметить непонятное, требующее разъяснения, то есть важно умение видеть вопрос. Сформулировать, в чем вопрос – значит, уже подняться до определенного уровня понимания. Так, многие люди видели падение предметов на землю, и это казалось абсолютно ясным, а для Ньютона это стало вопросом, изучение которого привело его к открытию закона тяготения. При этом каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний. Каждая решенная проблема поднимает круг новых вопросов: чем больше человек знает, тем лучше он понимает, что ничего не знает. И вот что странно: дети в школе перестают задавать вопросы. Они меняют важные «почему?» на менее важные «Можно?» то есть обучение должно быть построено так, чтобы у детей была возможность задать вопрос, чтобы они видели проблему, искали решение. Важно уметь четко сформулировать вопрос, сделать его конкретным. Например, общий вопрос «Почему не горит электрическая лампа?» заменить на «Где произошел разрыв в электроцепи?» для того, чтобы так сделать, надо располагать некоторым знанием. Поэтому чем больше знаний, тем легче конкретизировать вопрос.

2. Анализ данных. Данные сопоставляются друг с другом и с вопросом, соотносятся с прежними знаниями.

3. Выдвижение гипотезы. Правильность гипотезы (предположения) нужно доказывать и проверять. Проверка происходит опытным путем, с помощью эксперимента. Например, при создании сложного механизма создается модель, выясняется, действует ли она согласно предположению.

4. Подтверждение или опровержение гипотезы, ее корректировка. Например, был хорошо известен факт, что собака выделяет слюну. Павлов увидел в этом проблему, задав себе вопрос: почему это происходит? Выдвинул 2 гипотезы: 1. Собака знает, что ее будут кормить, предвкушает удовольствие от еды. 2. Слюноотделительный рефлекс. В результате многочисленных опытов по проверке гипотезы подтвердилась вторая. Исходя из нее, в результате обобщения и других фактов была создана теория условных рефлексов.

Особенности мышления в младшем школьном возрасте.

1. Ведущий вид у младших школьников – наглядно-образное, начинает появляться словесно-логическое. Уже нужно не внешние признаки предмета понимать, а внутренние, скрытые, абстрактные связи свойств предметов.

2. Жан Пиаже проводил эксперименты, с помощью которых выяснил, что дети не понимают принцип сохранения. Пиаже говорил о детском эгоцентризме – неумении видеть объект с разных точек зрения, дети находятся в плену у восприятия, у того, что они видят. Однако отечественные психологи доказали, что специальное обучение, предполагающее использование различных мерок для оценки величины помогает преодолеть такой эгоцентризм мышления - нужно учить классифицировать и ранжировать по весу, по величине и т.д.

3. С трудом отделяют существенное от несущественного (например, трудно проходит: краткий пересказ текста, выбор заглавия, деление текста на части, подведение математической задачи под класс, выделение корня в родственных словах и др.).

4. Происходит развитие рефлексии своего мышления

5. Конкретность детского мышления (Буратино) – восприятие всего буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл.

Выводы:

Память

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все в той или иной мере запоминается. Возбуждения, которые идут от раздражителей, оставляют в нашем мозге «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Сеченов говорил, что без памяти наши ощущения и восприятие исчезали бы как только появились, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Память – это

 

В греческой мифологии есть богиня Мнемозина – богиня воспоминаний. От ее имени и произошло слово «память».

Основной механизм памяти – это ассоциации. Запоминая мысли, образы, мы запоминаем их в определенной связи друг с другом. Что значит, например, запомнить стихотворение? Это значит запомнить слова в определенной последовательности, в определенной смысловой связи друг с другом. Ассоциация – это связь между представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое, второе – третье и т.д.

Виды ассоциаций

По смежности – мысль об одном предмете влечет за собой припоминание других предметов, смежных в пространстве или во времени. Например, мы вспоминаем фамилию знакомого человека, проходя мимо его дома.

По контрасту – ассоциируются противоположные явления (шум и тишина, добро и зло, белое ассоциируется с черным, высокое с низким).

По сходству – образ, о котором мы думаем, или который видим, вызывает воспоминание о чем-то похожем. Например, шум волн похож на разговор людей. Такие ассоциации часто лежат в основе поэзии.

По смыслу – думаем о причине – вспоминаем следствие или наоборот, думаем об общем -вспоминаем частное и наоборот, думаем о целом – вспоминаем часть или наоборот.

Виды памяти

 

Двигательная память – помогает запоминать движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку каждый раз приходилось бы заново учиться ходить, писать и т.д.

Эмоциональная память – позволяет запоминать чувства, переживания, которые мы испытываем. Характерная особенность эмоциональной памяти – чувства запоминаются НАДОЛГО.

Образная память – помогает запоминать зрительные, слуховые, вкусовые и другие образы, представляет информацию в форме «картинок».

Словесно-логическая (смысловая) память – помогает запоминать понятия, мысли, словесные формулировки, идеи. Напрямую связана с мышлением.

Непроизвольная память – не требует участия воли, информация запоминается сама собой, например, за счет яркости, необычности, важности, интереса. Про непроизвольную память можно сказать так: «не мы вспоминаем, а нам вспоминается».

Произвольная память – отличается наличием цели, волевых усилий и применением приемов для запоминания.

Кратковременная память – информация хранится недолго (от нескольких секунд до нескольких минут). Нужна, чтобы воспроизвести события, которые произошли только что. Кратковременная память характеризуется объемом. Он индивидуален. При переполнении ограниченного объема кратковременной памяти информация частично вытесняет хранящуюся там, и она исчезает. Это происходит, например, если информация предъявляется человеку в большом объеме, непрерывно, если у него нет возможности повторить материал, проанализировать его, «обработать». Например, мы наверняка плохо запомним телефон или имя человека, если сразу после того, как нам его назвали, человек начнет читать лекцию, и мы сосредоточимся на его речи. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый большой объем информации, отсеивается ненужная и остается важная, полезная, «зацепившая» информация. Благодаря этому, не происходит информационной перегрузки долговременной памяти лишними сведениями. Из кратковременной памяти материал может перейти в долговременную. НО: без повторения в долговременной памяти остается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Эксперимент: запомнить 3 буквы и через 18 секунд воспроизвести их. Но в интервале между запоминанием и воспроизведением нет возможности повторить эти буквы, так как человека просят считать тройками в обратном порядке. Могут испытуемые не могут воспроизвести эти буквы. В большинстве ситуаций кратковременная и долговременная память связаны друг с другом, но иногда они могут существовать как независимые. Например, при ретроградной амнезии страдает память на недавние события, но хорошо помнится далекое прошлое. При антероградной амнезии и кратковременная и долговременная память в норме, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

Оперативная память – запоминание информации на определенный, заранее заданный срок. Например, запомнить информацию, чтобы сдать экзамен. До экзамена помним, после – быстро забываем. В процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные, которые дальше могут быть забыты.

Долговременная память – обеспечивает продолжительное сохранение материала, практически на неограниченный срок. Здесь важна установка запомнить надолго, нужность и полезность этих сведений для жизни, практическое использовании этой информации.

Последовательность видов памяти в процессе развития.

Процессы памяти

Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала, как условие его последующего воспроизведения, ввод информации в память.

Непреднамеренное запоминание – не требует усилий.

Преднамеренное запоминание (заучивание) – специально организованная работа по запоминанию, связанная с применением определенных приемов.

Приемы заучивания:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

Механическое запоминание – основано на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Основное условие такого запоминания – повторение.

Смысловое запоминание - связано с процессом мышления, то есть нужно установить связи между новым материалом и уже имеющимися знаниями. Условие смыслового запоминания – понимание.

Сохранение – удержание в памяти.

Воспроизведение:

Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии информации. Самая простая форма воспроизведения.

Непреднамеренное воспроизведение – мысли, образы «всплывают» сами собой, без сознательного намерения, по причине ассоциаций.

Преднамеренное воспроизведение – ассоциации следуют за мыслью.

Припоминание – самое активное воспроизведение, поскольку оно связано с преодолением затруднения, с напряжением воли. Для припоминания важно вызвать цепь ассоциаций. Полезны сами попытки припомнить, ведь то, что удалось вспомнить самому, будет помниться хорошо.

Забывание – выпадение из памяти заученного. Русская пословица говорит: «Кто кому надобен, тот тому и памятен». То есть мы не забываем того, что нам нужно. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем в последующие пять дней. Поэтому, например, повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто, а пока забывание еще не началось. Зачем нужно забывание? Наша память была бы перегружена, если бы мы помнили все. Забывание избирательно – например, вспоминая поход, человек забывает о трудностях, которые в нем были, но помнит приятное.

Законы памяти.

1. При наличии внимания к событию, оно хорошо запоминается.

2. События в жизни, которые производят сильное впечатления, запоминаются прочно и надолго.

3. Менее интересные события человек может переживать много раз, но надолго не запоминать.

4. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в точности нет связи. Например, человек может быть уверен в точности воспроизведения, но при этом ошибаться.

5. Чтобы хорошо воспроизводить, материал должен «отлежаться». Поэтому не нужно учить весь материал перед экзаменом.

6. Наибольшего развития достигают те виды памяти, которые используются в профессиональной деятельности, например, у актеров – память на лица, у ученых – смысловая память.

7. У каждого человека есть преобладающий тип памяти. Пример: ()

8. Отсутствие достаточного внимания не может быть заменено увеличением числа повторений.

9. Патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушением памяти.

10. Память теряется и восстанавливается по такому закону: при потере памяти сначала страдают наиболее сложные и недавние воспоминания; при восстановлении сначала восстанавливаются простые и старые воспоминания.

Развитие памяти.

Феномен детской амнезии.

 

1. Чтобы повысить продуктивность запоминания, надо связать его с целью: зачем мне нужно это запомнить.

2. Запоминать нужно не слова и предложения, а мысли и идеи.

3. Нужно давать установку запомнить надолго.

4. При запоминании длинного ряда лучше воспроизводится его начало и конец.

5. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно, чем распределение таких повторений в течение определенного времени, например, часов или дней.

6. Чем больше органов чувств включено в запоминание, тем лучше.

7. Любая из частей, на которые при заучивании делится материал, должна быть целой, достаточно законченной.

8. Особенно важно повторять в момент получения информации

9. Повторение незадолго до отхода ко сну, так как запоминаемое лучше отложится в памяти, так как не будет смешиваться с другими впечатлениями.

10. Для запоминания нужно составлять когнитивные карты.

11. Для запоминания нужно рисовать схемы или рисунки.

Воображение.

Воображение

 

Особенности воображения:

1. Воображение – это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал раньше и с чем не встречался в прошлом. НО: все новое всегда так или иначе связано с реально существующим. Из «ничего» воображение творить не может (например, слепой от рождения человек не может создать цветовой образ, а глухой – звуковой образ). Даже самые фантастические образы воображения всегда строятся из элементов действительности. Представим, например, как создавался образ Магистра Йода из «Звездных войн» - по сути, это человек, которому прибавили зеленый цвет, реально существующий в природе, но не присущий человеку, маленький рост, тоже вполне существующий и уши от животного (например, похожие уши у лисы Фенек). Значит, воображение не может обойтись без восприятия и памяти.

2. В основе воображения – анализ и синтез. Анализ помогает выделять отдельные части, признаки предметов. А синтез – соединять их в ранее не встречавшиеся, новые, сочетания. В результате создается образ, в котором реальность представляется в преобразованном, измененном виде. Пример:

 

3. От восприятия воображение отличается тем, что образы воображения не соответствуют реальности, в них есть элемент вымысла.

Функции воображения.

1. Воображение открывает человеку будущее.

2. Воображение позволяет создавать новое и решать задачи, исходя из этого нового.

3. Воображение позволяет планировать деятельность.

4. Помогает выполнять действия в уме, во внутреннем плане.

5. Регулирует эмоциональные состояния, например, в воображении человек может удовлетворить некоторые потребности, снимая таким образом напряженность.

6. Позволяет представить то, чего не видел сам, по словесному описанию (пустыня, джунгли).

Способы создания образов воображения.

Комбинирование сочетание отдельных элементов различных предметов в новых, необычных комбинациях. Это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс преобразования элементов, из которых строится новый образ. («У Лукоморья дуб зеленый…»). Частный случай комбинирования – агглютинация – это создание нового образа путем соединения, «склеивания» совершенно разных объектов или их свойств. Примеры: кентавр, сфинкс, ковер-самолет, русалка, троллейбус, аэросани, танк-амфибия.

Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт. Этот способ лежит в основе создания карикатур. Например, ум изображают в карикатуре, рисуя персонажу высокий лоб.

Утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, например, чуть длинноватый нос изображается очень длинным.

Преувеличение или преуменьшение - Дюймовочка, Змей Горыныч, Мальчик-с-пальчик.

Типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образов. Например, Онегин, Отелло, Гамлет – все это обобщенные типы людей определенной линии поведения, настроения, психологических особенностей, черт характера.

Виды воображения

Пассивное воображение – новые образы возникают сами собой.

Галлюцинации – образы фантазии приобретают черты реальности, они начинают конкурировать с действительностью. Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, тактильные и другие. Это «сны наяву». Возникают:

· у людей психически нездоровых

· при высокой температуре тела

· при сильных переживаниях, например, страхе, горе

· под воздействием лекарств, психотропных веществ

· при некоторых болезнях, например, эпилепсии, белой горячке и других.

Грезы – это мечты, не связанные с волей, с усилиями по воплощению. Люди грезят о чем-то приятном, что связано с их желаниями.

Сновидения – образы во сне рождаются непреднамеренно. Сон – это торможение сознания. Если происходит полное и глубокое торможение, сон глубокий, без сновидений. Поскольку сновидения вызываются теми клетками мозга, которые во сне остаются незаторможенными. Торможение происходит неравномерно – сны снятся в основном при засыпании и перед просыпанием. Для снов характерно: чувство достоверности, причудливость, связь с потребностями и желаниями человека. Если лишить человека сновидений, это ведет к расстройству психики.

Активное воображение – человек по собственному желанию, усилием воли вызывают у себя соответствующие образы. Творческий процесс, начинаясь с волевого усилия, постепенно захватывает автора и становится спонтанным. Иногда активное воображение так захватывает творца, что он утрачивает связь с собственным «я», вживаясь в создаваемый образ. Например, когда Флобер писал об отравлении своей героини, он говорил, что чувствовал странный вкус во рту.

Репродуктивное воображение – это построение образа предмета в соответствии с его словесным описанием, чертежом, картой, схемой. Выполняет задачу воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Здесь тоже возникает новый образ, но он новый только субъективно, для конкретного человека. Например, при чтении литературы, при изучении истории, географии надо при помощи фантазии воссоздать, представить то, о чем читаешь. Мы как бы расшифровываем знаки, сигналы, которые «зашифровал» автор. Например, инженер, рассматривая чертеж (система линий на листе), восстанавливает образ машины. Оно позволяет обмениваться опытом.

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

Мечта – направлена на желаемое будущее. Мечта позволяет организовать свое поведение для ее осуществления. Пример:

Фантазия – и сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения, фантазия. Но их авторы не видели путей достижения того, что рисует их воображение.

Развитие воображения у младших школьников.

Основные условия развития воображения – богатство воображения и включение ребенка в разнообразную деятельность. В отличие от дошкольников младшие школьники понимают условность своего фантазирования. Реализм воображения с возрастом усиливается. Для развития воображения предлагайте детям рисовать не по образцу, сочинять сказки, при этом объясняя сказочные «законы».

Методика «Круги».

По открыткам составить связный рассказ, связывая первую со второй, вторую с третьей.

Ребенку завязывают глаза и дают потрогать разные поверхности – мех, дощечку с пуговицей, нитки. Нужно не просто запомнить, а говорить на что это похоже, например, мех – это шуба медведя.

Сравните себя с как можно большим числом представителей разных видов животных: млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые и т.д. Обращайте внимание на сходства и различия. Играя, определите, какие животные больше похожи на вас.

Придумывайте причины и следствия. Например, если видит е сердитого человека, придумайте, почему этот человек в этой конкретной ситуации имеет 10 причин быть сердитым. Будьте детективами – если какое-то событие случилось, ему что-то обязательно предшествовало.

Отыскивайте самые необычные связи между любыми находящимися в данном пространстве объектами.

Устанавливайте связи между самыми отдаленными объектами, например, как связать бокс и насекомых? Мухаммеду Али это удалось – он так сформулировал свой девиз: «Летай, как бабочка, жаль, как оса!»

Поставьте себя на место животных или вещей и расскажите, о том, что представляет собой мир вокруг с точки зрения шляпы или ложки, как ко всему относится автомобиль, как все выглядит со стороны звезды и т.д.

Возьмите нечто уже существующее и рассмотрите его противоположность. Например, рассмотрите противоположность творческого мышления.

Проведите «мозговой штурм» какой-либо проблемы, записывайте все идеи, без отбора,, ничего не критикуя, как можно больше, как можно быстрее. На следующем этапе включайте критику и отберите продуктивные идеи.

Чтобы запомнить, придумайте пять ассоциаций к понятиям, которые изучались на уроке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие речи у младших школьников | Познавательные (умственные) способности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.