Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуры инновационных организаций




Классификация инновационных организаций

Методической основой классификации инновационных организа­ций (ИО) являются профиль их деятельности, уровень специализа­ции, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), и др. аспекты. ИО предлагается классифи­цировать по следующим признакам

Признак клас­сификации Виды инновационных организаций
1. Уровень но­визны новшест­ва (инновации) 1.1.ИО, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации) 1.2. То же — ординарные новшества (инновации)
2. Уровень спе­циализации ИО 2.1. ИО, специализированные на отдельной стадии жиз­ненного цикла товара (ЖЦТ) или новшества 2.2. ИО, специализированные но отдельной проблеме 2.3. Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦТ (новшества)
3. Стадия ЖЦТ (новшества), на которой работа­ет ИО, и пример ее названия (в скобках) 3.1. Стратегический маркетинг (специализированная ИО — научно-исследовательская организация по марке­тингу — НИОМаркетинг) 3.2. Фундаментальные исследования (НИО с названием проблемы) 3.3. Прикладные исследования (НИО) 3.4. Опытно-конструкторские работы (специальное конструкторское бюро — СКВ с названием направления) 3.5. Технологическая подготовка производства (проектнотехнологическая организация — ПТО, направление) 3.6. Освоение, производство, тактический маркетинг (фирма, предприятие и т. п.) 3.7. Сервис инновации (сервисная организация, НИОМаркетинг) 3.8. Ремонт товара, инновации (ремонтная организация) 3.9. Комплексные ИО, выполняющие работы на несколь­ких последовательных стадиях ЖЦТ или новшества (на­пример, 3.1 + 3.2 + 3.3 или 3.1 +3.2 + 3.3 + 3.4, или 3.4 + 3.5 + 3.6 + 3.7 и т. д., или все стадии. Названия ком­плексных ИО: фирма, предприятие, корпорация, концерн и т. д.)
4. Отрасль зна­ний, в которой работает ИО 4.1. Естественные науки. 4.2. Технические науки 4.3. Гуманитарные науки 4.4. Общественные науки
5. Отрасль на­родного хозяй­ства, в которой работает ИО 5.1. Наука и образование. 5.2. Информатика. 5.3. Промышленность.5.4. Строительство 5.5. Транспорт. 5.6. Сельское хозяйство. 5.7. Производственная инфраструктура 5.8. Социальная инфраструктура
6. Вид новше­ства (иннова­ции) С которым работает ИО 6.1.Продуктовые. 6.2. Ресурсные. 6.3. Процессные. 6.4. Документальные
7. Сфера при­менения нов­шества (инно­вации) 7.1. Внутреннего применения 7.2. На продажу, обмен
8. Тип страте­гии ИО 8.1. Виолентная. 8.2. Патиентная 8.3. Коммутантная 8.4. Эксплерентная
9. Вид эффекта, на который преимущест­венно ориенти­рована ИО 9.1. Коммерческий (экономический) 9.2. Научно-технический (в виде открытия, изобретения и т. п.) 9.3. Экологический. 9.4. Социальный 9.5. Интегральный
10. Источник финан-­ния ИО (пре­имущественно) 10.1. Федеральный бюджет 10.2. Региональный бюджет 10.3. "Местный бюджет 10.4. Смешанное финансирование 10.5. Из частных источников
11. Размер ИО 11.1.Малые 11.2. Средние 11.3. Крупные
12. Период дей­ствия (юр) 12.1. Постоянные 12.2. Временные
13. Юридиче­ский статус 13.1. Юридически самостоятельные 13.2. Юридически несамостоятельные
14. Масштаб­ность (размеще­ние филиа­лов) 14.1. Национальные (в своей стране) 14.2. Транснациональные (в одной или нескольких странах) 14.3. Межнациональные (в ИО входят организации других стран)
15. Степень освоения рынка 15.1. ИО, выходящие с новшеством на освоенные рынки 15.2. То же на новые рынки
16. Организаци­онно-правовая форма ИО (в со­ответствии с ГК РФ) 16.1. Индивидуальное предпринимательство для физиче­ских лиц 16.2. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: • полное товарищество; • товарищество на вере; • товарищество с ограниченной ответственностью; • общество с дополнительной ответственностью; • акционерное общество открытого типа; • акционерное общество закрытого типа; • дочерние и зависимые общества 16.3. Производственные кооперативы 16.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 16.5. Некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т. п.)

Приведенная классификация ИО охватывает все основные признаки, характеризующие различные аспекты ИО. Основ­ное назначение классификации — кодирование ИО для автоматиза­ции их информационного поиска и других целей. В настоящее время организации в соответствии с системой сертификации имеют свои коды (шифры). В период развития пятого технологического уклада каждая страна для получения конкурентного преимущества высшего порядка пыта­ется разработать новый инновационный продукт, чтобы за счет его монопольного производства опередить своих конкурентов. В ядре тех­нологического уклада в настоящее время находятся США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. Такие страны, как Нидерлан­ды, Швеция, Канада, Италия и др., тоже пытаются попасть в техноло­гическое ядро мирового развития. Поэтому в настоящее время в мире происходят концентрация наукоемких отраслей, монополизация про­изводства микроэлектронной и программной продукции, значитель­ный рост затрат на НИОКР.


Структура инновационной организации представляет собой соче­тание производственной и организационной структур.

Производственная структура организации — совокупность основ­ных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход»: готовый продукт, новшество и т. п.

Организационная структура — совокупность отделов и служб, зани­мающихся построением и координацией функционирования системы инновационного менеджмента, разработкой и реализацией управленче­ских решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Характер построений подразделений, их количество определяются такими формами организации производства, как специализация, кон­центрация, кооперирование, комбинирование. В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия орга­низуют по технологическому (выполнение отдельной операции или вида работ), предметному (изготовление отдельного вида продукции или ее составной части) и смешанному (предметно-технологическо­му) принципу. Эти вопросы подробнее освещены в специальной лите­ратуре.

Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархич­ность (количество уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:

♦ масштаб производства и объем продаж;

♦ номенклатура выпускаемой продукции;

♦ сложность и уровень унификации продукции;

♦ уровень специализации, концентрации, комбинирования и ко­оперирования производства;

♦ степень развития инфраструктуры региона;

♦ международная интегрпрованность предприятия (фирмы, орга­низации) и др.

 

Структура ИО в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матрич­ной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой. Первые шесть типов структур вкратце рассмотрены. Каждая из перечисленных типов структур имеет свои недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) кон­кретной структуры конкретного предприятия (организации) необхо­димо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса. Типы структур организаций. (см. «Менеджмент»)

К факторам дальнейшего развития структуры предприятия мы от­носим следующие:

♦ развитие специализации и кооперирования производства;

♦ автоматизацию управления;

♦ применение к проектированию структуры и к функционирова­нию системы менеджмента совокупности научных подходов;

♦ соблюдение принципов рациональной организации производ­ственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);

♦ перевод существующих структур управления на проблемно-це­левую структуру.

Основные принципы формирования структуры предприятия:

♦ целевой подход, т. е. формирование структуры на основе дерева целей предприятия;

♦ комплексность в определении количества заместителей руково­дителя предприятия (первый уровень дерева целей);

♦ ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функ­ций в целом по предприятию (второй уровень дерева целей);

♦ ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, фор­мирование финансового плана предприятия (на третьем уровне дерева целей);

♦ отсутствие специальных подразделений для обязательной горизон­тальной координации выполнения дерева целей предприятия;

♦ обеспечение мобильности и адаптивности структуры к измене­ниям;

♦ обеспечение координации решения проблем по достижению кон­курентоспособности товаров (по горизонтали) маркетологами по конкретным товарам.

Таким образом, структура определяется; количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию; структурой дерева целей; содержанием положений об отделах и должностных ин­струкций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.