Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К мерам государственного регулирования для всей промышленно­сти РФ относятся следующие




Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации

Тема 2 Государственное регулирование инновационной деятельности

1. Государственное регулирование инновационных процессов в Рос­сийской Федерации.

2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.

3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновацион­ной деятельности.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из глав­ных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

Главная функция государства в условиях рыночных отношений — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Го­сударство должно работать с рынком в одной упряжке.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохране­ния и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:1

♦ реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, фи­нансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направ­лениях науки и техники;

♦ создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не использу­емых по назначению;

♦ разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельно­сти, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

♦ совершенствование механизмов системы привлечения банков­ского кредита для расширения инновационной деятельности и со­здания условий для развития рынка капитала;

♦ разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и мине­рального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энер­гетический комплекс;

♦ создание в финансово-промышленных группах наряду с систе­мой консолидации финансовых и производственных потенциа­лов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;

♦ формирование института разработчиков и управляющих инно­вационными проектами из числа научно-технических работни­ков, ученых и специалистов;

♦ образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-техниче­ской сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

♦ формирование системы целевого использования средств аморти­зационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов ра­бот, освоением инноваций, патентованием новых решений, при­обретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;

♦ разработка предложений об изменении налогового законодатель­ства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

Инструментами государственного регулирования должны стать:

♦ социально-экономические и научно-технические прогнозы госу­дарственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

♦ государственно-административные, общеэкономические и ры­ночные регуляторы;

♦ федеральные и региональные программы, балансы и модели оп­тимизации экономических процессов;

♦ государственные заказы и современные контрактные системы;

♦ индикативные механизмы и регуляторы деятельности государ­ственных предприятий и организаций и других форм собствен­ности; <

♦ механизм интеграции регуляторов и структур.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:

♦ аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

♦ координацию инновационной деятельности;

♦ стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, стра­хование инновационных рисков, введение государственных санк­ций за выпуск устаревшей продукции;

♦ создание правовой базы инновационных процессов, особенно си­стемы защиты авторских нрав инноваторов и охраны интеллек­туальной собственности;

♦ кадровое обеспечение инновационной деятельности;

♦ формирование научно-инновационной инфраструктуры;

♦ институциональное обеспечение инновационных процессов в от­раслях государственного секторов.

♦ обеспечение социальной и экологической направленности инно­ваций;

♦ повышение общественного статуса инновационной деятельности;

♦ региональное регулирование инновационных процессов;

♦ регулирование международных аспектов инновационных про­цессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной де­ятельности относят следующие:

♦ прямое финансирование;

♦ предоставление индивидуальным изобретателям и малым вне­дренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

♦ создание венчурных инновационных фондов, пользующихся зна­чительными налоговыми льготами;

♦ снижение государственных патентных пошлин для индивиду­альных изобретателей;

♦ отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

♦ реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

♦ создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновацион­ной политики являются следующие:

♦ содействие повышению инновационной активности, обеспечива­ющей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

♦ ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологическо­го уклада;

♦ сочетание государственного регулирования инновационной дея­тельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуаль­ной собственности;

♦ содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту тех­нологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринима­тельства.

В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообло­жения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой тех­ники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной сто­имости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Феде­ральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функ­цией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под креди­ты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Прави­тельством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.

Центральное место в системе прямого государственного регулиро­вания занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях дивер­сификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновацион­ных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государствен­ные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процес­сов повышается при использовании механизмов конкурсностн в рас­пределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса на­учной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.ав­густа 1996 г. Этот документ:

♦ установил стратегию, принципы и порядок формирования госу­дарственной научно-технической политики;

♦ определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника;

♦ закрепил виды научных организаций, множественность источни­ков финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государ­ственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфе­ре науки;

♦ отразил правовые основы регулирования международного науч­ного и научно-технического сотрудничества.

Организационный механизм государственного регулирования инно­вационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать ус­ловия для согласованного принятия мер по стимулированию иннова­ций. Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государствен­ного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, обще­ственные организации, сами научные работники и инноваторы, сме­шанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. В 1995 г. при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике — кон­сультативный орган. Основными задачами совета являются:

♦ информирование Президента о процессах, происходящих в науч­но-технической сфере в стране и за рубежом;

♦ разработка предложений о стратегии научно-технической поли­тики и формировании приоритетных направлений в ее реали­зации;

♦ анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента про­ектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;

♦ подготовка предложений о заключении межгосударственных со­глашений по научно-техническим вопросам;

♦ участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ — Государственная дума и Совет Федерации — имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функ­ционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по обра­зованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, кото­рую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Ос­новными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнитель­ных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформиро­вания научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Ко­ординационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования и науки РФ является центральным ор­ганом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и прак­тическую реализацию государственной и научно-технической поли­тики в области образования и науки, осуществление мер но созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

♦ организация научно-технического прогнозирования;

♦ выбор и оценка приоритетных направлений развития образова­ния, науки и техники;

♦ разработка и применение организационно-экономических меха­низмов реализации выбранных приоритетов;

♦ создание государственных научно-технических программ и про­ектов;

методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;

♦ финансирование гражданских НРЮКР общегосударственного значения;

♦ создание и развитие благоприятной среды для научной и иннова­ционной деятельности;

♦ формирование соответствующих систем экономического стиму­лирования и организационных структур;

♦ организация условий для опережающего развития фундамен­тальных научных исследований;

♦ обеспечение формирования государственной политики в обла­сти международных связей в сфере образования, науки и техни­ки и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на эконо­мику:

♦ непосредственно разрабатывает государственную инновацион­ную политику;

♦ устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства стра­ны и ее регионов;

♦ определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;

♦ организует разработку федеральных целевых программ по раз­витию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению пер­воочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инноваци­онных процессов показана на рис. 2.1.

Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма госу­дарственного регулирования, вкратце были рассмотрены выше.

И. В. Липсиц и А. А. Нещадин1 предлагают меры государственного регулирования научно-технической политики в целом по промышлен­ности РФ и по отдельным технологическим укладам.

1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без госу­дарственного регулирования цен.

2. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологиче­ски связанные цепочки предприятий, путем:

♦ предоставления приоритетного права на приобретение паке­тов акций предприятий;

♦ снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;

♦ содействия формированию системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними.

3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятия­ми различных уровней: федерального, регионального, местного.

4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.