Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры по государственной поддержке отраслей третьего и четверто­го технологических укладов России

Меры по государственной поддержке отраслей пятого технологи­ческого уклада России.

1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государ­ством, а продажа на внешний рынок — контролироваться.

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.

3. Государственная поддержка формирования совместных пред­приятий.

4. Создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм.

5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную про­дукцию.

6. Оказание государственного содействия при создании вертикаль­но интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия, путем предоставления головной компа­нии пакета акций.

1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потреби­тельские товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы.

2. Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

3. Предоставление населению кредитов.

4. Направление бюджетных средств только на приобретение отлич­ной продукции.

5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов по­требления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

7. Создание в России информационных систем по всем видам вы­пускаемой продукции.

Государственное регулирование международных связей в иннова­ционной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либе­рализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внут­ренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

Государство Может инициировать и непосредственно финансиро­вать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние междуна­родные инновационные программы, деятельность международных ис­следовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономи­ческие (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические: таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В перечне инструментов государственного регулирования между­народного научно-технического сотрудничества отмечаются также:

♦ выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудни­чества;

♦ финансирование кадровых обменов;

♦ подключение к мировым системам научно-технической инфор­мации;

♦ включение в мировое технологическое пространство путем вве­дения в стране международных стандартов и норм;

♦ оказание юридических, посреднических, консультационных и дру­гих услуг участникам сотрудничества;

♦ поддержка международных контактов малого и среднего иннова­ционного бизнеса;

♦ государственное стимулирование зарубежных инвестиций в ин­новационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;

♦ зарубежное патентование за государственный счет;

♦ закупка зарубежной научно-технической литературы;

♦ привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных про­грамм и проектов и другие инструменты. t

В России в настоящее время происходит формирование законода­тельных и организационных предпосылок государственного регули­рования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с ино­странным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмезд­ного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печат­ных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным нало­гом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ.

Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охра­не прав на объекты интеллектуальной собственности и другим между­народным соглашениям.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулиро­вания отечественных и иностранных инвестиций в российскую эко­номику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достиже­ний. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реали­зации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих про­изводств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федераль­ные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации про­мышленных объектов. В целях государственного содействия реализа­ции международных прикладных проектов при Миннауки создан Рос­сийский дом международного научно-технического сотрудничества.

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инноваци­онных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально уча­стие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список технологий и то­варов, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основа­нии заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.

Государственные стратегия и тактика в области международной на­учно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффек­тивность международных связей.

Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими государствами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизировать взаимодействие с новыми индустриальными страна­ми, развивающимися государствами, а также восстановить связи с Во­сточной Европой, СНГ и ближним зарубежьем.

Доступ к мировым инновационным ресурсам, а также рынкам ин­новационной продукции значительно облегчается активным участи­ем страны в работе международных организаций инновационного про­филя, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и многие другие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К мерам государственного регулирования для всей промышленно­сти РФ относятся следующие | Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.