Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация

Факторы конкурентного преимущества организации мы подразде­ляем на внешние, проявление которых в малой степени зависит от орга­низации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

В данной работе названы типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная россий­ская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.

В табл. 11.4 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.

Внешние факторы конкурентного преимущест­ва организации Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России
Уровень конкурентоспо­собности страны Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурен­тоспособность своей страны
Уровень конкурентоспо­собности отрасли Принять меры по повышению конкурентоспособ­ности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль
Уровень конкурентоспо­собности региона Принять меры по повышению конкурентоспособ­ности региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион
Государственная поддерж­ка малого и среднего биз­неса в стране и регионах Переработать законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффек­тивное и законопослушное ведение бизнеса
Правовое регулирование функционирования эконо­мики страны и регионов Переработать законодательную базу функциони­рования экономики как систему кодексов и прав (конкурентное, антимонопольное, административ­ное, трудовое и др.)
Открытость общества и рынков Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной сводной конкуренции
Научный уровень управле­ния экономикой страны, отрасли, региона и т. д. Применение экономических законов функциони­рования рыночных отношений, законов организа­ции в статике и динамике, научных подходов к управлению различными объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руко­водитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель
Национальная система стандартизации и сертифи­кации Активизация работ в этой области, усиление кон­троля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой
Государственная поддерж­ка развития человека Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу
Государственная поддерж­ка науки и инновационной деятельности Совершенствовать систему трансферта (разработ­ка новшеств, их инновация и диффузия), увели­чить в десятки раз расходы из бюджета на науку'
Качество информационно­го обеспечения управления на всех уровнях иерархии Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяй­ства, отвечающих последнему слову науки и тех­ники
Уровень интеграции внут­ри страны и в рамках ми­рового сообщества Вступление России в международные организации и развитие по международным законам
Налоговые ставки в стране и регионах Пересмотреть налоговую систему, по возможно­сти состыковать и унифицировать ставки
Процентные ставки в стране и регионах Пересмотреть систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования
Наличие доступных ресур­сов и контроль за ними Увеличить удельный вес добываемых из недр Земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50 %. Отладить государственный контроль за расходованием ре­сурсов
Система подготовки и переподготовки управ­ленческих кадров в стране Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государст­венным контролем и давать конкретный результат
Климатические условия и географическое положе­ние страны Охранять окружающую природную среду, повы­шать качество среды обитания и развивать конку­рентные преимущества в этой сфере
Уровень конкуренции во всех областях деятельно­сти в стране Комплексно формировать и реализовывать ры­ночные отношения, конкурентную среду

Внутренние конкурентные преимущества организации достигают­ся и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют ру­ководители. Внутренние конкурентные преимущества организации нами предлагается разделить на шесть групп:

♦ структурные, образуемые при проектировании организации;

♦ ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

♦ технические, образуемые при проектировании, функционирова­нии и развитии организации;

♦ управленческие;

♦ рыночные;

♦ эффективности.

В табл. 11.5 приведен перечень внутренних факторов конкурентно­го преимущества организации.

Внутренние факторы конку­рентного преимущества орга­низации Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного пре­имущества
Структурные: Производственная структура организации Миссия организации     Организационная структура организации   Специализация и концентрацияпроизводства Уровень унификации и стандар­тизации выпускаемой продук­ции и составных частей произ­водства Учет и регулирование производ­ственных процессов     Персонал   Информационная и нормативно-методическая база управления   Сила конкуренции на «выходе» и «входе» системы Проектировать организации на основе гиб­ких производственных систем, из автома­тизированных модулей и систем Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популяр­ную товарную марку и т. д. Организационная структура должна стро­иться на основе «дерева целей» организа­ции с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-целевая организационная структура) Осуществлять проектирование организации на основе анализа принципов рационализа­ции структур и процессов, применяя мето­ды моделирования Выполнять весь комплекс работ по унифи­кации и стандартизации различных объек­тов с целью их упорядочения по типораз­мерам, видам, методам и т. д. Включить в структуру организации средст­ва автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывно­сти, прямоточное™, параллельности, рит- «мичности протекания отдельных процессов Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности пер­сонала При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закла­дывать качественную информацию и нор­мативно-методические документы При выборе сферы деятельности и постав­щиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т. д. ана­лизировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков
Ресурсные: Поставщики     Доступ к качественному деше­вому сырью и другим ресурсам Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции Оптимизация эффективности использования ресурсов Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу кон­куренции между ними, их конкурентоспо­собность для выбора наилучших Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к качествен­ному и дешевому сырью Стимулировать проведение подобного ана­лиза, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет при­оритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного пре­имущества Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа Поддерживать работу по оптимизации ре­сурсов, так как глобальная цель конкурен­ции — экономия ресурсов и повышение качества жизни
Технические: Патентованный товар Патентованная технология Оборудование   Качество изготовления товаров Продолжать работу по увеличению количе­ства изобретений и патентов То же Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимуще­ства
Управленческие Менеджеры Анализ выполнения законов организации Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок»     Функционирование системы менеджмента (конкурентоспо­собности) организации Функционирование системы управления качеством в органи­зации   Проведение внутренней и внеш­ней сертификации продукции и систем Увеличивать удельный вес конкурентоспо­собных менеджеров По результатам анализа законов организа­ции должны разрабатываться и реализовы-ваться мероприятия по совершенствованию процессов Удержание этого конкурентного преиму­щества требует высокой дисциплины по всему циклу движения материалов. В условиях удорожания производственных площадей укрепление дисциплины поста­вок становится эффективным направлением конкурентной борьбы Дальнейшее удержание этого конкурентно­го преимущества требует высокой квали­фикации персонала, применения научных методов управления Система управления качеством должна соответствовать международным стандар­там ISO серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления каче­ством Удержание этого преимущества возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции
Рыночные: Доступ к рынку ресурсов, необ­ходимых организации   Доступ к рынку новых технологий Лидирующее положение на рынке товаров   Эксклюзивность товара органи­зации     Эксклюзивность каналов распределения   Эксклюзивность рекламы това­ров организации Эффективная система стимули­рования сбыта и послепродаж­ного обслуживания Прогнозирование политики ценообразования рыночной ин­фраструктуры Для получения этого преимущества необ­ходимо изучить параметры рынков на,. «входе» системы (организации), а для его сохранения — проводить мониторинг ры­ночной инфраструктуры То же Для удержания этого главного преимуще­ства необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ организации Это преимущество достигается высокой патентоспособностью товаров, что, в свою очередь, обеспечивает их конкурентоспо­собность по сравнению с товарами-заменителями Это преимущество достигается высоким уровнем логистики, сохраняется конкурен­тоспособными маркетологами и работни­ками сбыта Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на нее Преимущество достигается высокой ква­лификацией экономистов, психологов и менеджеров организации и, конечно, необ­ходимыми средствами Для сохранения этого конкурентного пре­имущества необходимо по своим товарам анализировать действие законов спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов
Эффективность функционирования организации Показатели доходности (по по­казателям рентабельности про­дукции, производства, капитала, продаж) Интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресур­сов или капитала) Финансовая устойчивость функ­ционирования организации Доля экспорта наукоемких товаров Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных пре- имуществ организация должна повышать научный уровень управления   Уровни доходности, интенсивности ис­пользования капитала и финансовой устой­чивости функционирования организации определяются индивидуально Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость товаров, но выше интенсивность и качество товаров Конкуренция является также фактором повышения эффективности использования всех ресурсов

 

Перечисленные в табл. 11.4 и 11.5 внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количе­ство конкурентных преимуществ может быть любым.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преиму­щества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем боль­ше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособ­ность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необ­ходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества на основе эксклюзивного подхода.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товар, услуга | Отрасль, регион, страна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.