Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое направление

РЕШЕНИЙ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

Самым важным в практическом управлении организацией является использование методов и технологий стратегического управления. Напомним его основные принципы.

1. Чтобы быть успешной, деятельность организации должна быть целенаправленной, т.е. организация должна обладать стратегией, определяющей принимаемые в организации решения.

2. Эффективность деятельности организации определяется степенью достижения ею стратегических целей. Поэтому поставленные организацией стратегические цели должны быть измеримыми.

3. Стратегия должна обеспечивать успех. Если возможность достижения успеха не заложена в стратегии, он не будет достигнут.

4. Стратегия должна быть уникальной. Лидерство, которое обеспечивает успех в конкурентной борьбе, может быть достигнуто только с помощью уникальной стратегии.

5. Стратегия не является незыблемой, а должна корректироваться при существенных изменениях во внешней среде организации или в ходе реализации стратегических планов (золотое правило стратегического управления).

Стратегия современной организации оказывает определяющее влияние на ее функционирование. А. Чандлер сформулировал краеугольный принцип проектирования современной организации: «стратегия определяет структуру».

Напомним основные принципы, по которым проектируются организационные структуры.

В таблице 2 и 3 представлена классификация современных организационных структур по организационным принципам, положенным в их основу.

Особое значение имеют теория и практика управления персоналом. Перспективным направлением их развития представляется углубленный анализ и разработка тестов, позволяющих оценивать специфические качества и требования работников системы управления. Ведь требования, предъявляемые к управленцу, отличаются от требований, предъявляемых к инженеру, проектировщику, программисту, токарю или слесарю.

Таблица 2. Основные принципы проектирования организации

 

№№ п/п Принцип проектирования
1. Стратегия определяет структуру (А. Чандлер).
2. Традиционно структурные подразделения организации проектируются исходя либо из задач (функциональные подразделения), либо из масштабов деятельности (линейные подразделения). Линейные подразделения структурируются с учетом иерархической подчиненности.
3. Организация может быть структурирована по функциональному, продуктовому, географическому или другим признакам.
4. Организация может быть устроена по принципу оперативного реагирования на изменения внешней среды.
5. Основа деятельности организации - привлечение работников к активному участию в процессе управления.
6. Организация должна быть ориентирована на использование высоких технологий для успешной конкурентной борьбы.
7. При проектировании организации может быть использован принцип взаимодействия ее подразделений на хозрасчетных и конкурсных началах.
8. В основу структуризации организации может быть положен процессный принцип (бизнес-процессы).

 

Таблица 3. Классификация организационных структур

 

№№ п/п Организационный принцип Вид организации
1. Построение организаций по принципам функциональности и масштабности. Линейно-функциональный
2. Оперативное реагирование на изменение внешней среды. Проектный, матричный
3. Ориентация на высокие технологии и сложные ситуации. Эдхократический
4. Департаментализация по одному из признаков. Дивизиональный
5. Департаментализация по разным признакам одновременно. Многомерный
6. Включение работников в управление организацией. Партисипативный
7. Реализация хозрасчетных и конкурсных начал внутри организации. Сетевой
8. Реализация управления посредством бизнес-процессов. Стратегические зоны хозяйствования и бизнес-единицы

 

От качества выполнения стоящих перед управленцем задач во многом зависит эффективность функционирования организации в целом.

Как уже говорилось выше, в настоящее время возникает и развивается ряд специализированных теорий, получивших довольно широкое применение в практическом управлении. Приведем некоторые из них (табл. 4).

Таблица 4

Специализированные теории управления организацией

 

№№ п/п Специализированная теория управления
1. Теория групповой динамики и лидерства
2. Теория власти
3. Теория управления конфликтами
4. Реинжиниринг
5. Аутсорсинг
6. Контроллинг
7. Управление качеством
8. Управление инновациями
9. Управление инвестициями, и т.д.

 

По существу эти теории представляют собой разные точки зрения. Нередко за той или иной специализированной теорией стоит лишь конкретная управленческая технология.

3.2. Теоретическое направление

Особое значение имеет разработка математических методов анализа управления организацией. Пик «увлечения» количественными методами пришелся на 70-е гг. XX в. Спад интереса к ним, а, по существу, к использованию математических подходов в значительной степени был обусловлен ограниченными возможностями их применения.

Положение начало меняться, когда математики стали осознавать определенную ограниченность области применения существующих математических моделей при управлении сложными экономическими и социальными системами и стремиться к ее преодолению.

В этом плане любопытной представляется точка зрения одного из крупнейших математиков современности академика В.И. Арнольда, вице-президента Международного математического союза и президента Московского математического общества, высказанная им на семинаре, проведенном в администрации Президента РФ 25 сентября 1997 г.

В докладе, называвшемся ««Жесткие» и «мягкие» математические модели», говорилось, что успех приносит не столько применение готовых рецептов – «жестких» математических моделей, сколько использование математического подхода к изучению явлений реального мира, который не сводится только к вычислительным рецептам.

Реалии окружающего мира становятся доступными для изучения с помощью «мягких» моделей, способных описывать реальные управленческие ситуации. Ведь, согласно В.И. Арнольду, «мягкими» моделями являются даже принципы типа «чем дальше в лес, тем больше дров».

Основной целью математического исследования в науке об управлении организацией является исследование управленческих ситуаций и технологий. В то же время отсутствие математических методов исследования нередко приводит к тому, что «человеческая логика запутывается в словесных определениях и делает вследствие этого неверные выводы».

Такой же точки зрения придерживался и классик математической экономики В. Парето: «Экономисты, не знающие математики, находятся в положении людей, желающих решить систему уравнений, не зная ни того, что она из себя представляет, ни даже того, что представляет из себя каждое входящее в нее единичное уравнение».

Вместе с тем и математики осознавали многие трудности, стоящие на пути применения математических методов при решении многих сложных проблем, к которым в первую очередь могут быть отнесены управленческие.

Так, еще в XIX в. Геделем была доказана теорема о том, что при заданной системе аксиом (наборе требований, определяющих математическую модель) всегда найдутся утверждения, которые в ней не могут быть доказаны. Для того чтобы доказать их справедливость, необходимо расширить систему аксиом. Но тогда недоказанными оказываются другие утверждения, в свою очередь требующие дальнейшего расширения системы аксиом.

К проблемам принятия коллективных решений относятся ставшие классическими результаты, полученные лауреатом Нобелевской премии К. Эрроу. Им были сформулированы справедливые каждый в отдельности принципы коллективного выбора: независимость, универсальность, монотонность, ненавязанность, отсутствие диктата. Но оказалось, что не существует коллективного решения, которое удовлетворяло бы всем этим принципам одновременно (парадокс Эрроу).

Результаты, полученные им, в значительной степени способствовали развитию математических методов коллективного выбора, ставших составной частью математической теории экспертного оценивания. Но основным препятствием к широкому применению математических методов в теории управления организацией стал качественный (неколичественный) характер информации, используемой при управлении организацией.

Преодолеть это препятствие оказалось возможным при развитии математических методов экспертного оценивания, предназначенных для работы, как с количественной, так и с качественной (неколичественной) информацией. Технологии экспертного оценивания становятся основными в теории управления организацией, поскольку с их появлением более доступными для изучения, в том числе методами математического анализа, становятся многие проблемы теории управления организацией.

3.3 Информационное направление

Появившиеся в середине 80-х гг. XX в. новые информационные технологии, связанные с внедрением в управленческую практику современной компьютерной техники, оказали значительное влияние на развитие современных технологий управления.

Информационные технологии, используемые в управлении, в первую очередь предназначены для поддержки процесса принятия решений, работы с информацией (базами данных и знаний, банками данных, информационно-поисковыми системами), управления технологическими процессами и опытно-конструкторскими разработками, автоматизированным проектированием, оценки экономической эффективности и управления проектами, сопровождения конкурсов, подрядных торгов, тендеров и т.д.

Но настоящим прорывом в использовании современных информационных технологий стало внедрение интегрированных систем управления, например BAAN, SAP R3, SCALA, которые широко применяются в практике управления ведущими корпорациями мира, и «ГАЛАКТИКА», «БОСС», автоматизированные банковские системы и т.д. - в российских компаниях.

Интегрированные системы управления предназначены для использования единой автоматизированной системы управления современной организацией. В их составе действуют управленческие контуры административного управления, оперативного управления, управления производством, бухгалтерского учета и др. Отдельные модули допускают автономное использование и могут применяться как в составе системы, так и независимо от нее, что делает возможным их поэтапное внедрение.

При использовании интегрированных систем управления руководство предприятия имеет возможность оперативного получения информации обо всех контролируемых аспектах деятельности, в том числе о производстве, маркетинге, управлении материальными, трудовыми, техническими ресурсами, выполнении договорных и взаимных обязательств, об оперативном решении финансовых вопросов, планировании и учете выполнения внутреннего бюджета.

В контур административного управления входят управление маркетингом, хозяйственное планирование и управление проектами, учет и управление кадрами, анализ финансовой и хозяйственной деятельности, финансовое планирование. В контур оперативного управления включены задачи, обеспечивающие реализацию производственных планов предприятия: управление закупками, продажами, консигнационным товаром, складской учет, расчеты с поставщиками и получателями. Контур управления производством включает техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет затрат, оперативное управление. Задачи, решаемые контуром бухгалтерского учета, достаточно хорошо известны и не требуют дополнительного обсуждения.

Что же дает использование интегрированных систем управления в реальной управленческой практике?

Во-первых, снижение трудоемкости процессов управления. Так, например, только одно из предприятий использует 40 типов оборудования, 7000 видов сырья и материалов, выпускается 400 групп изделий, издержки определяют около 200 базовых статей и элементов затрат. Естественно, что «врукопашную» обработать столь большие массивы информации довольно сложно. Выполнение необходимых учетных и расчетных функций позволяют обеспечить интегрированные системы.

Во-вторых, повышение точности расчетов. Управление производственными и снабженческими операциями, проведение экономических расчетов требуют больших объемов информации, обработка которой нередко приводит к значительным неточностям. Так, например, на одном из нефтедобывающих предприятий до внедрения интегрированных систем информация, представлявшаяся тремя различными службами: финансово-расчетным, планово-экономическим отделами и бухгалтерией, отличалась на 30-50%. Интегрированные системы позволяют избежать ошибок при расчете одних и тех же данных и обеспечить точность расчетов.

В-третьих, повышение оперативности расчетов и анализа. Внедрение интегрированных систем управления позволяет увеличить скорость расчетов и обработки данных в управленческой деятельности предприятия.

В-четвертых, повышение эффективности управления. Интегрированные системы управления позволяют повысить эффективность принимаемых управленческих решений за счет использования современных управленческих технологий. Так, например, строительному предприятию хронически не хватало средств, при наличии большого количества заказов. При внедрении интегрированных систем были использованы возможности календарно-сетевого планирования, которые позволили сократить издержки на 30% только за счет сокращения простоев.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В лекции рассмотрены основные направления развития науки об управлении. Только объединение возможностей, которыми обладает каждое из них, позволит поднять ее на новый качественный уровень, сделать надежными и эффективными принимаемые на ее основе управленческие решения, что, в конечном счете, приведет к созданию единой теории управления организацией.

И еще одна очень важная особенность науки об управлении. Каждая управленческая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода. При применении одних и тех же управленческих технологий даже, казалось бы, незначительные различия могут привести к разным результатам. Поэтому в науке об управлении как ни в одной другой важны отсутствие шаблонов, высокий уровень управленческой мысли, без которого достижение успеха в управленческой деятельности весьма проблематично.

Эти характерные особенности, а также исключительно важная роль управления, которое является одним из главных факторов, определяющих эффективность функционирования любой организации, региона, страны, делают развитие науки об управлении одной из самых актуальных задач, стоящих сегодня перед человечеством.

 

Профессор кафедры

Служащий РА В. Визе

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Необходимость развития науки об управлении | Оптимизация биотехнологических процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.