Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика работы психологов в научной сфере




Типы профессиональной психологической деятельности.

В соответствии с основным родом психологической деятельности выделяют три типа психологической профессиональной деятельности.

2. Психолог – ученый. Основная деятельность – научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений).

3. Психолог – практик. Основная деятельность – применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

4. Преподаватель психологии. Основная деятельность – психологическое просвещение и обучение (чтение лекций, проведение семинаров, руководство психологическим самообразованием).

Каждая из этих сфер предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке и способностям специалиста. Хороший ученый вовсе не обязательно хороший практик или преподаватель и наоборот. Хотя, конечно сочетание способностей к двум или трем видам вполне может быть и у одного человека. Более подробно специфика этих видов профессиональной деятельности будет обсуждаться позже.

Психологи, работающие в сфере науки, проводят исследования. Основными задачами их исследовательской деятельности являются:

- объяснение психологических феноменов,

- доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез),

- предсказание определенных психологических фактов.

Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях. Для ученого, работающего в сфере науки, важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Результаты исследований он должен излагать в научных книгах, статьях, докладах и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах.

Психологи-ученые должны уметь разработать, организовать и провести психологическое исследование, направленное на сбор эмпирических данных. Термин «эмпирия» (эмпирика) в переводе с греческого означает «опыт». В настоящее время во многих науках под эмпирией понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами –методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования и т.п.

Иногда путают такие понятия, как «эмпирический» и «экспериментальный». Термин «эксперимент» происходит от латинского слова, в переводе означающего «проба, опыт». Им обозначается научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же самое время и эмпирическими. Однако, помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования).

Важнейшим умением ученых является владение методами математической статистики, которые необходимы для квалифицированной обработки эмпирических данных, полученных в ходе исследования, для надежного доказательства психологических гипотез. Кроме того, важно научиться правильному анализу, систематизации и интерпретации полученных и обработанных данных.

Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования.

Психологи-исследователи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, в психологических лабораториях институтов и университетов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования проводят также и преподаватели вузов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.