КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение. На одной и той же группе испытуемых произведены два замера некоторого признака - «до обучения» и «после обучения»Пример 2 Ответ Решение Пример 1 На одной и той же группе испытуемых произведены два замера некоторого признака - «до обучения» и «после обучения». Можно ли считать обучение эффективным, если его результаты таковы:
Используем для решения примера алгоритм Т-критерия:
1. проверим выполнимость ограничений: 5 ≤ 10 ≤ 50; 2. запишем данные в таблицу и сделаем необходимые вычисления:
В пятом столбце получились числа 4; 2; 0; 3; 5; 1; 2; 0; 1; 3. Исключим нулевые сдвиги и подсчитаем новый объем выборки: n.= 10 - 2 = 8;
3. запишем модули сдвигов в ряд по возрастанию и укажем их места в этом ряду, а затем припишем соответствующие ранги:
Проверим совпадение ранговой суммы с контрольной: ∑ Ri = 1,5 + 1,5 + 3,5 + 3,5 + 5,5 + 5,5 + 7 + 8 = 36; n * (n + 1): 2 = 8 * (8 + 1): 2 = 36;
4. определим, какие сдвиги являются «типичными», а какие - «нетипичными». Положительных сдвигов больше, их шесть, значит, они «типичные». Отрицательных - меньше, их всего два, значит, они «нетипичные»; 5. сформулируем гипотезы:
Н 0: интенсивность сдвига в типичном направлении не превосходит интенсивность сдвига в нетипичном направлении;
Н 1: интенсивность сдвига в типичном направлении превосходит интенсивность сдвига в нетипичном направлении. 6. подсчитаем Т эмп. = ∑ R нетип. = 1,5 + 1,5 = 3;
6. по числу n и таблице 2 приложения найдем Т кр. (p ≤ 0,05) = 5 и Т кр. (p ≤ 0,0 1) = 1. Построим ось значимости и отметим на ней все найденные значения:
зона значимости зона неопределенности зона не значимости
1 3 2
T кр. (p ≤ 0,01) Т эмп. T кр. (p ≤ 0,05)
Так как Т эмп. < Т кр. (p ≤ 0,05), то Н 0 отвергается и принимается Н 1, на уровне значимости p ≤ 0,05, то есть сдвиг в типичном направлении более интенсивен, чем сдвиг в нетипичном направлении, что мы можем утверждать с вероятностью, большей 95 %.
Обучение можно считать эффективным (с вероятностью, большей 95 %).
С помощью Т - критерия мы выявили неслучайный сдвиг в положительном направлении при воздействии, то есть можно с вероятностью, большей 95 %, сказать, что обучение эффективно, но с вероятностью, большей 99 %, этого утверждать нельзя, так как Т эмп. › Т кр. (p ≤ 0,0 1).
В эксперименте по непроизвольному запоминанию слов 12 испытуемых (А, Б, В...) запомнили по-разному слова, обозначающие профессии (слесарь, химик, электрик, физик, геолог, биолог, юрист, анатом, токарь, оператор) и обозначающие научные абстракции (гипотеза, суждение, аналогия, теорема, знание, вывод, закон, анализ, аксиома, синтез).
Значимы ли различия в эффективности запоминания этих категорий слов в данной группе испытуемых?
1. проверим выполнимость ограничений: 5 ≤ 12 ≤ 50; 2. запишем данные в таблицу и сделаем необходимые вычисления:
3. поясним, как записывается нижняя строка. Наименьшее значение разности (- 1), таких значений 5 (независимо от знака), суммируем их номера (1, 2, 3, 4, 5), находим среднее арифметическое (- 3), проставляем всем единицам один и тот же ранг З. Следующий ранг - 6 получает значение разности 2. На ранги 7, 8, 9, 10 претендуют четыре значения 3, их помечаем рангом 8,5. (7 + 8 + 9 + 10): 4 = 8,5 4. определим, какие сдвиги являются «типичными», а какие «нетипичными». Положительных - больше, их 8, значит они – «типичные». Отрицательных - меньше, их всего 4, значит, они - «нетипичные»; 5. сформулируем гипотезы: Н 0: интенсивность сдвига в типичном направлении не превосходит интенсивность сдвига в нетипичном направлении; Н 1: интенсивность сдвига в типичном направлении превосходит интенсивность сдвига в нетипичном направлении. 6. подсчитаем Т эмп. = ∑R нетип. = 3 + 3 + 3 + 8,5 = 17,5; 7. по таблице 2 приложения и n = 12 находим Т кр. (p ≤ 0,05) = 17, Т кр. (p ≤ 0,01) = 9;
Так как Т эмп. › Т кр. (p ≤ 0,01) и тем более Т эмп. › Т кр. (p ≤ 0,05), следовательно, различия в величинах объема запоминания разных качеств слов не являются в данной группе испытуемых статистически значимыми. Угловой ф – критерий Фишера
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |