Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условие максимизации прибыли для монополиста




Максимизирующий свою прибыль монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, чтобы предельные издержки были равны предельной вы­ручке и прекращать производство, когда средние издержки выше средней выручки при любом объеме выпуска. То есть монополист будет расширять производство и понижать цену до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. Если МС>MR, то монополист будет сокращать объем производства и повышать цену.

 

 

 

На представленном графике монополист установит цену на уровне Р1, то есть там, где выполняется условие МR=МС, но с учетом линии спроса (D). Объем будет производиться меньше, чем при совершенной конкуренции на уровне Q1. Суммарная прибыль монополиста соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Если бы монополист при определении объема производства руководствовался правилом, применяемым предприятием в условиях совершенной конкуренции (МС=Р), то выбрал бы объем производства Q2 при цене Р2. таким образом, стремясь к максимуму прибыли, монополист выбирает меньший объем производства, чем тот, который был бы в условиях совершенной конкуренции, и назначает более высокую цену. Оптимальный с общественной точки зрения является объем Q1, а чистый ущерб, наносимый обществу монополией, равен площади фигуры ЕЕ1Е2. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть ренты потребителей.

Общее условие максимизации прибыли для монополии:

МС = МR = P + Q · (dP/dQ) = Р·[1 + (Q/Р)·(dP/dQ)]. Сравним второе слагаемое в квадратных скобках с формулой эластичности по цене: E = (d Q/ dР) · (Р/Q). Сделаем теперь преобразования в предыдущей формуле и получим: МR = Р·[1 + (Q/Р)·(dP/dQ)] = Р(1+1/Е). Из этого равенства следует, что МR>0, если |E|>1, МR=0, если |E|=1, MR<0, если |E|<1. То есть разница между МR и Р сокращается с ростом значения эластичности по модулю; МR приближается к значению Р по мере приближения |E| к бесконечности. С учетом проделанных преобразований можно записать: Р(1+1/Е) = МС, а следовательно выполняется

Р=МС/(1+Е-1), то есть чем выше эластичность спроса, тем ближе уровень цены монополиста к цене при совершенной конкуренции. При неэластичном спросе у монополии появляется возможность поднять цену и получить монопольную сверхприбыль. Для измерения степени монопольной власти английский экономист А. Лернер в 30-х годах ХХ века предложил использовать индекс (индекс Лернера): L = . Этот индекс показывает, что чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. При совершенной конкуренции Р=МС, а значит L = 0. Тем самым изменения индекса допускаются в диапазоне от 0 до 1. В условиях различной эластичности спроса монополист для максимизации прибыли и увеличения объема продаж проводит ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация – это практика установления различных цен на один и тот же товар при неизменных издержках производства. Необходимыми условиями такой практики является: существенное различие в эластичности спроса и невозможность вторичной перепродажи товара. При этом фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы, семейному положению, и реализует свои товары согласно этой градации. Чаще фирмы прибегают к ценовой дискриминации по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливают скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтения первым покупателям товара и т.п. Графически ценовая дискриминация может быть представлена следующим образом:

MR1

На данном графике, проведя ценовую дискриминацию на двух рынка (богатых и бедных покупателей с разной эластичностью спроса кривые D1 и D2), монополист получил совокупную выручку в виде двух заштрихованных прямоугольников. Если бы он установил достаточно высокую цену Р2, то смог бы продать только объем Q2. При постоянных предельных издержках МС его совокупный объем продаж составит Q1 + Q2 при условии максимизации прибыли на каждом рынке (МС= МR1 и МС=МR2).

Рыночная структура в виде монополии считается неэффективной с общественной точки зрения, а потому государственные, властные структуры от имени общества стремятся ограничить монополистические тенденции в обществе. Монополия приносит прямые потери обществу, здесь не распределяются ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей; нет конкуренции, а значит нет стремления к нововведениям и снижению издержек; искусственно создается ситуация дефицита (уменьшение объема выпуска при росте цены). Первые попытки борьбы с монополией представлены в виде антитрестовского законодательства (знаменитый закон Шермана в США). Однако в силу разнообразия типов монополий прямой запрет их оказался не действенной мерой. Поэтому в современных условиях каждое государство разрабатывает свою антимонопольную политику, создает соответствующие структуры (антимонопольные комитеты, комиссии, департаменты по антимонопольной политике и развитию предпринимательства), которые вырабатывают преимущественно административные или экономические механизмы воздействия. Основой для правового обеспечения указанных мер является определение в нашем законодательстве так называемого «доминирующего положения». Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. От 09.10.2002) гласит: «доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов;

монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Более того, в РФ действует закон «О естественных монополиях» (ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ в ред. От 29.06.2004 г.), где закреплено: «естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». К сфере деятельности естественных монополий в России относят: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по передаче тепловой энергии.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. В мировой практике существуют и различные методы демонополизации, реформирование структуры монополии. По существу определятся рамки, за которые монополист не вправе выходить. Ему запрещается (если это не естественная монополия) монополизация рынка явным образом, фиксирование цен, переплетающиеся директораты, слияние компаний (которое возможно и приведет к монополизации рынка), связанные и исключительные контракты, в ряде стран – запрещена ценовая дискриминация.

Монопсония – это рыночная ситуация, когда одному покупателю противостоит множество продавцов, то есть конкуренция разворачивается между продавцами, что ведет к снижению цены. Как правило монопсония имеет дело с кривой предложения всей области. S является одновременно линией средних издержек, а линия спроса одновременно является линией MU.

 

       
 
   
 

 


Здесь фигурируют предельные издержки приобретения – это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатели сравнивают предельные издержки и предельный доход от приобретения. Прирост дохода со стороны покупателя - это прирост полезности. Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара.

       
 
   
 

 

 


Для монопсониста цена предложения может быть понижающейся или повышающейся. На понижающемся участке монопсонист имеет дело с фирмой, чей технический уровень выше, а издержки имеют тенденцию к снижению. На повышающемся участке монопсонист имеет дело с фирмой, чьи издержки возрастают. Все предложение отрасли (все АС), не зависят от монопсониста, но от него зависит объем покупок. При монопсонии кривая спроса находит свое отражение в расщепляющейся кривой средних издержек. Кривая S расщепляется на АС и МС. При монопсонии кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса D. При этом она же является кривой MU, следовательно, точка, в которой установится равновесие монопсонии – MR=MC – точка К. Однако, цена – Р, которую установит монопсонист будет ниже той, которая была бы при совершенной конкуренции или монополии.

Монопсония считается также неэффективной с точки зрения структуры рынка. Наиболее жестко она складывается на рынке труда. Чтобы преодолеть монопсонию проводится государственная политика в области занятости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.