Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Обсуждена на заседании




Г.

Обсуждена на заседании

ЛЕКЦИЯ

 

 

кафедры (ПМК)

Протокол № ____

 

Кострома - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

1. Цель, задачи, предмет изучения и основное содержание дисциплины.

2. Зарождение армий, их комплектование, состав, вооружение. Войны Древней Греции и Древнего Рима.

Заключение.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.Н. Кутаков, В.Т. Переяславцев. Военная история и современность. Зарождение армий и военного искусства. Курс лекций. Часть первая. КВВКУХЗ, 1994, с. 24 - 74.

2. Военная история. Учебник. М., Воениздат, 2006 г., с.с. 3 - 27.

3. Е.Н. Разин. История военного искусства. Том 1 «Полигон», 1994 г.

4. Военный энциклопедический словарь. Москва 2002 г.

5. История военного искусства. Учебник. М., Воениздат, 2006 г., с.с. 7 - 18.

Наглядные пособия и приложения

схемы:

1. Структура военной истории.

2. Сражение при Левктрах 371 г. до н. э.

3. Сражение при Гавгамелах 331 г. до н. э.

4. Сражение при Каннах 216 г. до н. э.

5. Сражение при Фарсале 48 г. до н. э.

 

слайды:

1.Полководческое искусство А. Македонского, Ганнибала.

2.Полководческое искусство Ю. Цезаря.

 

 

 

Военная история своими корнями уходит в глубокую древ­ность. Она зародилась в форме простейшего повествования о вой­нах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальни­ков в рамках общей древней историографии.

Появление письменности предопределило возможность накоп­ления исторических знаний в форме исторических надписей, еже­годных записей событий, а затем — специальных описаний. Не­смотря на то, что военно-историческая мысль зарождалась в самых простейших формах и сводилась по существу к регистрации, учету военных походов, появилась возможность накопления военного исторического опыта, анализа и оценки тех или иных событий. Это привело к формированию военной истории как науки (воен­но-исторической науки), составляющей особую часть всеобщей истории. В конце XVIII — начале XIX в. военная история отпоч­ковалась от всеобщей истории и военных знаний и превратилась в относительно самостоятельную науку.

Собственный путь развития прошла отечественная военно-ис­торическая наука. Военно-исторические знания в период Средне­вековья на Руси сосредоточивались главным образом в сказаниях, летописях, церковных (монастырских) хрониках. Такого рода хро­ники, как правило, имели частный, местный характер, излагали события, относящиеся к отдельным родам, княжествам, терри­ториям. Важным шагом, ускорившим развитие военно-историче­ской науки на Руси, явилось появление книгопечатания. На осно­ве изданных хроник началось исследование и составление военно-исторических работ.

Большой интерес для военной истории представляют появив­шиеся на Руси в XVI в. исторические повести. Ценность историче­ской повести в этот период состоит в том, что в ней не только опи­сываются, но и объясняются военно-исторические события периода окончательного формирования централизованного Мос­ковского государства и создания постоянного войска (Приговор Ивана IV Грозного от 1 октября 1550 г.), имевшего элементы регу­лярности. Характерным примером такой повести является «Исто­рия о Казанском царстве».

Важную роль в становлении и развитии военной истории сыг­рало изучение документальных источников.

В Российской империи в XIX в. создаются крупные научные труды, военную историю начинают изучать в военно-учебных за-
ведениях.

 

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ".

 

Целью дисциплины «Военная история» является изучение исторического опыта русского и других народов при ведении войн по защите Отечества, их характера и военно-политических итогов, особенностей полководческой деятельности выдающихся военачальников, формирование лучших качеств российского воинства, общей и профессиональной культуры курсантов на боевых традициях армии и героического прошлого Отечества, расширение их военно-профессионального кругозора, понимание ими диалектики развития средств способов вооруженной борьбы, военной мысли, военного строительства и квалифицированного использования военно-исторического опыта в практической работе.

Военная история – это наука, которая изучает сущность, причины, характер войн, средства и способы их ведения в зависимости от изменения социально-экономических, политических и материально-технических условий жизни общества, а также военной деятельности в интересах современного военного строительства.

Объектом изучения военно-исторической науки (ВИН) является военная история общества, то есть военная область жизни общества, с одной стороны, как часть всеобщей истории, а с другой – тесно и непосредственно связанная с военной наукой.

При определении предмета ВИН необходимо исходить из того, что центральной темой истории познания является «человек в исторически конкретных обстоятельствах», а уж потом «окружающие человека обстоятельства».

Любая война это продукт и результат деятельности людей. Следовательно, предметом ВИН выступают исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, возникновения и развития военной организации государства, военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, социальной, политической, духовной и собственно военной – народных масс, классов, партий, движений, как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи.

Задачи военной истории:

1. Изучает конкретный механизм возникновения и ведения войн в определенных исторических условиях, в единстве экономических, социально-политических и военных сторон.

2. Исследует закономерности и взаимосвязи войны, армии и военного искусства с социально-экономической структурой общества, а также объективных условий, определяющих возникновение и развитие тех или иных способов и форм вооруженной борьбы.

3. Обобщает боевой опыт, раскрывает творческую и организаторскую деятельность народных масс, полководцев (командиров, органов управления), истоки героизма, мужества и других качеств воинов на поле боя.

4. Проводит военно-исторические исследования, которые помогали бы решать вопросы международной, региональной и национальной безопасности, а также обобщает опыт исключения средств вооруженного насилия из сферы межгосударственных и внутриполитических отношений в реалиях настоящего времени.

5. Вырабатывает военно-исторические знания по истории войн, военного искусства, военного строительства и т.д., необходимые для современного руководства Вооруженными силами России и для научного планирования их развития.

Структура военно – исторической науки:

история военной мысли

- изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса;

- выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса.

история войн - исследует социальную сущность войны как особого общественного явления, раскрывает причины и социально-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества.

история военного искусства - исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев.

Итак, мы изучаем курс Военной истории в восьмом семестре.

Весь курс Военной истории состоит из 5 разделов:

Раздел I. Зарождение армии. Воины древнего мира. Армии и войны древней Руси и в период становления Московского централизованного государства (XIV-XVI вв.).

Раздел II. Вооруженные силы и войны Российской империи (XVII - нач. ХХ вв.).

Раздел III. Вооруженные силы России в гражданской войне и межвоенный период.

Раздел IV. Вооруженные силы и военное искусство во второй мировой войне.

Раздел V. Строительство отечественных вооруженных сил и развитие военного искусства в послевоенные годы. Локальные войны.

Всего на дисциплину учебной программой отводится 106 часов.

Вам будет прочитано 18 лекций.

ВЫВОД:

Итак, мы рассмотрели военную историю как науку.

Изучили: структуру, методы, понятия, категории, функции и основные задачи военной истории.

Рассмотрели что такое объект и предмет военной истории, а также роль военно - исторической науки в системе подготовки офицеров и их практической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.