Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когортная тактика




Изменились организация и тактика римского войска. Численность легиона увеличилась до 6 тысяч человек. Тактически легион стал делиться на 10 когорт (1 когорта - 3 манипулы) по 360 - 600 человек в каждой.

С введением когорт возросла самостоятельность отдельных частей легиона. Когорта стала сильной тактической единицей, хотя и менее маневренной, чем манипула. К этому времени значительно возросла роль метательных машин (баллист и катапульт) в полевом сражении, появились машины облегченные, поставленные на колеса. Каждый легион в своем составе имел несколько баллист и катапульт и использовал их в полевом сражении, размещая впереди интервалов боевого построения.

Легион строился так же, как и раньше, в три линии, но уже по когортам - четыре когорты в первой линии и по три когорты во второй и третьих линиях.

Возросшие возможности маневрирования отдельными частями боевого порядка, в том числе и резервами, в условиях когортной тактики показывает сражение при Фарсале.

В результате обострившихся противоречий и стремления господствующей верхушки к диктатуре в Риме начался сложный и длительный процесс перерождения республики в империю. Первым шагом к диктатуре в виде империи было создание в 60 г. до н. э. Триумвирата, то есть правления трех крупнейших римских деятелей - Цезаря, Помпея и Красса. В 58 г. до н.э. Цезарь получил в управление Галлию, где и вел захватнические войны. За это время триумвират распался: Красс погиб в Парфии, а с Помпеем Цезарь начал вести борьбу за власть.

Когортная тактика в сражении при Фарсале (48 г. до н. э.)

Цезарь Гай Юлий (102 или 100 - 44 гг. до н. э.), древнеримский государственный и политический деятель, полководец и писатель.

Цезарь внес значительный вклад в развитие военного искусства. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах». Провел реформу календаря (Юлианский календарь). Убит в результате заговора республиканцев.

Цезарь в 48 г. до н. э. переправил свои войска на Балканский полуостров и здесь в сражении при Фарсале (в Фессалии, август 48 г. до н. э.) одержал победу над легионами Помпея.

Состав.

У Помпея было до 40 тысяч пехоты и до 4 тысяч кавалерии, а у Цезаря до 30 тысяч пехоты и 1 тысячи кавалерии.

Правый фланг Помпея примыкал к ручью с крутыми берегами, поэтому Помпей поставил кавалерию и легкую пехоту на своем левом фланге.

Помпей решил нанести удар своей сильной конницей во фланг и тыл армии Цезаря. Глубина всех линий когорт Помпея составила 30 человек (глубина каждой линии - 10 человек).

Цезарь на правом фланге своих войск (левый фланг упирался в ручей) сосредоточил конницу, поддержав ее легкой пехотой и отборными легионерами своего лучшего 10 легиона, сведенными в особые когорты. Легионеры должны были значительно усилить конницу и вместе ней противостоять первому удару противника. Но эти меры Цезарь считал недостаточными для отражения натиска главной левофланговой группировки Помпея для обеспечения фланга и тыла своих войск. Поэтому на третьей линии он взял шесть когорт (3 тыс. человек) и поставил их в качестве резерва за правым флангом. Таким образом, третья линия когорт Цезаря была разделена на две группы и образовала резерв войск.

Сражение началось по сигналу Цезаря. Его легионеры бросились вперед на противника. Завязывался рукопашный бой. В это время конница Помпея, стоявшая на левом фланге, атаковала правый фланг войск Цезаря. Малочисленная конница Цезаря, хотя и поддержанная частью легионеров, не могла долго устоять и, открывая фланг, начала отход, наводя конницу Помпея на скрытый за правым флангом резерв, состоящий из шести отборных когорт. В нужный момент эти когорты повернули фронт вправо и внезапно атаковали неприятельскую конницу. Удар был настолько силен, что вся конница неприятеля обратилась в бегство, направляясь к высотам, где располагался лагерь Помпея, резервные когорты, не останавливаясь, устремились вперед в обход левого фланга. Тем временем конница Цезаря привела себя в порядок и, взаимодействуя с легионерами, также преследовала убегающего противника. В сражение вступили и остальные когорты третьей линии, также находящиеся в резерве. Они прошли сквозь интервалы впереди сражавшихся линий и стремительно атаковали пехоту Помпея. После непродолжительного сопротивления войско Помпея обратилось в бегство.

Сражение при Фарсале знаменательно тем, что в армии Цезаря был выделен резерв (общий и частный), который занимал особое место в боевом порядке и имел определенную боевую задачу. Резерв, раньше предназначавшийся для парирования неприятельских ударов, стал средством разгрома противника.

Создание резерва было новым явлением в военном искусстве того времени, в силу чего боевой порядок приобрел большую глубину и устойчивость, а полководец получил возможность оказывать влияние на ход и исход сражения.

Полководческое искусство Ю. Цезаря

Цезарь внес значительный вклад в развитие военного искусства Древнего Рима.

1. Все войны он вел с учетом политической, экономической и военной обстановки, проявляя дальновидность и предусмотрительность в решении стратегических задач.

2. С помощью политических мероприятий и военных действий умело разъединял силы противника и громил их по частям. Свои войска стремился располагать сосредоточенно, что позволяло ему, быстро создавать необходимое превосходство над противником на избранном направлении.

3. Недостаток сил он, как правило, компенсировал стремительностью действий, искусным маневром и широким применением инженерных сооружений, укреплений, демонстративных действий для введения противника в заблуждение.

4. Главным объектом своих действий считал армию противника. После победы в сражении организовал преследование вражеской армии, которое вел решительно, на большую глубину, до полного уничтожения противника.

5. Важную роль в решении боевых задач отводил коннице. Ее умелое использование совместно с пехотой на поле боя не раз давало Цезарю успех.

При планировании и ведении боевых действий:

- важное значение придавал разведке и организации охранения;

- впереди главных сил обычно действовали авангард (конница и легкая пехота) и разведка;

- войска Цезаря отличались высокой по тем временам подвижностью, что позволяло достигать внезапности и быстро овладевать инициативой в ведении боевых действий;

- детально изучал противника, его психологию и способности военачальников;

- тщательно разрабатывал замысла боя;

- использовал особенности местности при ведении военных действий.

Цезарю принадлежит заслуга в создании основ инженерной службы в римской армии.

Цезарь был крупным римским писателем, известны его книги по истории войн. А.В. Суворов и Наполеон считали знание трудов Цезаря обязательным для каждого офицера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, военная история включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, являясь средством познания, понимания и объяснения реальных военно-исторических явлений. Изучает причинно-следственные связи и отношения, обобщает исторический опыт решения национальных, политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия, как в условиях мира, так и во время ведения войны. Она исследует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические закономерности вооруженной борьбы.

В рассматриваемых в лекции сражениях основными принципами и характерными чертами военного искусства являлись:

- неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке.

Оборона, проводимая на одном фланге в целях сосредоточения сил для наступления на другом, становится характерной для всей истории военного искусства;

- введенный Эпаминондом принцип неравномерного распределения сил по фронту находит свое развитие в создании второй линии боевого порядка и увеличением глубины его построения и применения в качестве резерва;

характерной чертой военного искусства является выделение тактического резерва (общего и частного) как главного средства разгрома противника.

 

Старший преподаватель кафедры № 9 полковник Д.Ловничий

 

«____» января 2012 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.