КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Квантификация качественных понятий
Квантификация качественных понятий – перевод качественных признаков в количественную форму. Для этого необходимо 1. упорядочивание качественных характеристик 2. каждой количественной градации (каждому баллу) ставится в соответствие определенное понятие, выражающее степень интенсивности, степень проявления качества. Оценку качества и отдельных свойств товаров первоначально производили с помощью качественных, а не количественных категорий: так, имея в виду вес вещи, говорили: «тяжелая», «легкая», качество товара определяли терминами «добротный», «хороший», «плохой». Затем наряду с качественными стали применять и количественные оценки. Качественные характеристики для обозначения градаций отдельных свойств и качества продукции в целом становятся общепринятыми не только у потребителей, но и у экспертов-профессионалов. В этом их достоинство. Вместе с тем подобная широта применения качественных категорий имеет и отрицательные черты, связанные с тем, что смысл каждой из них различными людьми трактуется неоднозначно. Понятно, что прежде чем заменять качественные характеристики количественными, необходимо их упорядочить. Таким образом, существует проблема отбора качественных характеристик, употребляемых при экспертизе товаров, и наиболее обоснованной системы их квантификации. Подобная проблема, связанная с квантификацией качественных категорий, возникает не только при экспертизе качества товаров, но и в других областях, например в социологии, в военно-техническом анализе, в профессиональном отборе, в геологии. Проблема отбора наиболее приемлемых качественных характеристик тесно связана с проблемой размаха шкалы. Каждой количественной градации (каждому баллу) должно соответствовать определенное понятие, выражающее степень интенсивности, степень проявления качества. Если в 3-балльной шкале, по которой оценивается качество изготовления печатной продукции, применяются только три, сравнительно простые, резко различные качественные категории: незначительный дефект, средний дефект и грубый дефект, то для 10-балльных шкал используются более «тонкие» градации — от «прекрасно» до «чрезвычайно плохо».
Чаще всего при экспертизе качества применяется 4-балльная шкала с градациями: «отлично», «хорошо», «посредственно»» и «плохо» или ее 5-балльная модификация, где дополнительно вводится градация «очень плохо». В некоторых случаях используется иной принцип назначения качественных характеристик различным градациям шкалы. Например, при назначении коэффициентов весомости рекомендуется использовать следующую процедуру: эксперты не дают абсолютные численные характеристики весомостям, а сравнивают отдельные свойства оцениваемого продукта между собой с помощью качественных отношений типа: «важнее», «равно» и т. д. При обработке результатов опроса эти качественные отношения квалифицируются и коэффициенты весомости вычисляются с помощью таблицы: подавляющая важность 8:1, значительно большая важность 4:1, большая важность 2:1, примерно равная важность 1:1. Каковы общие принципы выбора совокупности качественных категорий и какова их связь с числовыми градациями шкалы оценки (иначе говоря, какое число баллов должно соответствовать каждой качественной характеристике)? К совокупности качественных категорий, используемых при экспертной оценке качества продукции, должны предъявляться три основных требования: а) общеупотребительный смысл, привычность для эксперта; б) однозначность термина, не допускающая слишком неодинаковое толкование его разными экспертами;
в) достаточное число градаций, обеспечивающее приемлемую точность экспертной оценки (с учетом изложенного ранее это число градаций не меньше 7, т. е. шкала по размаху должна быть не менее чем 7-балльной). Удовлетворить второму требованию значительно труднее, чем первому и третьему. Для ответа на второй вопрос можно было бы провести эксперимент, в ходе которого эксперты ставили бы в соответствие каждой качественной характеристике определенные числовые значения. Статистическая обработка результатов, возможно, выявила бы, что шкала оценки не является равномерной, (т. е. что различие между двумя соседними качественными характеристиками оценивается неодинаковым количеством баллов на разных участках шкалы). Однако поскольку подобная экспериментальная проверка в достаточно широком масштабе еще не проведена, в подавляющем большинстве существующих методик оценки качества используется равномерная количественная шкала. Такие же равномерные шкалы будут описываться и в дальнейшем. С учетом сказанного, а также принимая во внимание, что шкалы с небольшим числом градаций (баллов) дают недостаточно высокую точность оценки, для оценки качества товаров народного потребления можно рекомендовать 7-балльную шкалу: 1 — качество очень низкое: незначительно превышает браковочный уровень; продукция не пользуется спросом на внутреннем рынке; 2 — качество низкое: продукция почти не пользуется спросом на внутреннем рынке; 3 — качество ниже среднего: продукция пользуется ограниченным спросом на внутреннем рынке; 4 — качество среднее: продукция пользуется спросом на внутреннем рынке; 5 — качество выше среднего: продукция пользуется повышенным спросом на внутреннем рынке; 6 — качество высокое: продукция конкурентоспособна на внешнем рынке; 7 — качество очень высокое: продукция входит в группу наилучших аналогов передовых фирм. . В первом случае эксперты ставят в соответствие каждому классу качества абсолютное значение показателей, во втором — производится оценка показателей вещественных образцов продукции или их моделей и изображений. При органолептической оценке на эксперта оказывает воздействие «эффект контраста», т. е. завышение оценки показателя образца продукции, если этот показатель у предыдущего образца получил низкую оценку. «Эффект контраста» можно устранить, используя для оценки эталонный ряд аналогов, что обеспечивает взаимную независимость оценок.
В практике экспертной оценки может быть использована и особая 10-балльная шкала, основанная на привычной каждому эксперту 5-балльной системе оценок, применяемой в средней или высшей шкале. Суть ее заключается в следующем. Эксперты дают оценки, используя такие понятия, как, например, «пять с минусом», «три с плюсом» и т. д. Затем выставленные оценки переводят в 10-балльную шкалу: 5(10 баллов); 5—(9), 4+ (8), 4(7), 4—(6), 3+(5), 3(4), 3-(3), 2+(2), 2(1).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |