Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квантификация качественных понятий

Квантификация качественных понятий – перевод качественных признаков в количественную форму. Для этого необходимо

1. упо­рядочивание качественных характеристик

2. каждой количественной градации (каждому баллу) ставится в соответствие определенное понятие, выражающее степень интенсивности, степень проявления качества.

Оценку качества и отдельных свойств товаров первоначально производили с помощью качественных, а не количественных категорий: так, имея в виду вес вещи, говорили: «тяжелая», «легкая», качество товара определяли терминами «добротный», «хо­роший», «плохой». Затем наряду с качественными стали применять и количественные оценки.

Качественные характеристики для обозначения градаций отдельных свойств и качества продукции в целом становят­ся общепринятыми не только у потребителей, но и у эк­спертов-профессионалов. В этом их достоинство. Вместе с тем подобная широта применения качественных категорий имеет и отрицательные черты, связанные с тем, что смысл каждой из них различными людьми трактуется неод­нозначно. Понятно, что прежде чем заменять качествен­ные характеристики количественными, необходимо их упо­рядочить.

Таким образом, существует проблема отбора качествен­ных характеристик, употребляемых при экспертизе товаров, и наиболее обоснованной системы их квантификации. Подобная проблема, связанная с квантификацией качествен­ных категорий, возникает не только при экспертизе каче­ства товаров, но и в других областях, например в социо­логии, в военно-техническом анализе, в профессиональном отборе, в геологии.

Проблема отбора наиболее приемлемых качественных характеристик тесно связана с проблемой размаха шкалы. Каждой количественной градации (каждому баллу) дол­жно соответствовать определенное понятие, выражающее степень интенсивности, степень проявления качества. Если в 3-балльной шкале, по которой оценивается качество изготовления печатной продукции, применяются только три, сравнительно простые, резко различные качественные категории: незначительный дефект, средний де­фект и грубый дефект, то для 10-балльных шкал использу­ются более «тонкие» градации — от «прекрасно» до «чрезвычайно плохо».

Чаще всего при экспертизе качества применяется 4-бал­льная шкала с градациями: «отлично», «хоро­шо», «посредственно»» и «плохо» или ее 5-балльная моди­фикация, где дополнительно вводится градация «очень плохо».

В некоторых случаях используется иной принцип наз­начения качественных характеристик различным града­циям шкалы. Например, при назначении ко­эффициентов весомости рекомендуется использовать сле­дующую процедуру: эксперты не дают абсолютные числен­ные характеристики весомостям, а сравнивают отдельные свойства оцениваемого продукта между собой с помощью качественных отношений типа: «важнее», «равно» и т. д.

При обработке результатов опроса эти качественные от­ношения квалифицируются и коэффициенты весомости вычисляются с помощью таблицы: подавляющая важность 8:1, значительно большая важность 4:1, большая важ­ность 2:1, примерно равная важность 1:1.

Каковы общие принципы выбора совокупности каче­ственных категорий и какова их связь с числовыми градациями шкалы оценки (иначе говоря, какое число баллов должно соответствовать каждой качественной харак­теристике)?

К совокупности качественных категорий, используемых при экспертной оценке качества продукции, должны предъ­являться три основных требования:

а) общеупотребительный смысл, привычность для эксперта;

б) однозначность терми­на, не допускающая слишком неодинаковое толкование его разными экспертами;

в) достаточное число градаций, обеспечивающее приемлемую точность экспертной оценки (с учетом изложенного ранее это число градаций не мень­ше 7, т. е. шкала по размаху должна быть не менее чем 7-балльной).

Удовлетворить второму требованию значительно труд­нее, чем первому и третьему.

Для ответа на второй вопрос можно было бы провести эксперимент, в ходе которого эксперты ставили бы в соот­ветствие каждой качественной характеристике определен­ные числовые значения. Статистическая обработка результатов, возможно, выявила бы, что шкала оценки не является равномерной, (т. е. что различие между двумя соседними качественными характеристиками оценивается неодинаковым количеством баллов на разных участках шкалы). Однако поскольку подобная экспериментальная проверка в достаточно широком масштабе еще не проведе­на, в подавляющем большинстве существующих методик оценки качества используется равномерная количествен­ная шкала. Такие же равномерные шкалы будут описывать­ся и в дальнейшем. С учетом сказанного, а также принимая во внимание, что шкалы с небольшим числом градаций (баллов) дают недостаточно высокую точность оценки, для оценки качества товаров народного потребления можно рекомендовать 7-балльную шкалу:

1 — качество очень низкое: незначительно превышает брако­вочный уровень; продукция не пользуется спросом на внутреннем рынке;

2 — качество низкое: продукция почти не пользуется спросом на внутреннем рынке;

3 — качество ниже среднего: продукция пользуется ограничен­ным спросом на внутреннем рынке;

4 — качество среднее: продукция пользуется спросом на внут­реннем рынке;

5 — качество выше среднего: продукция пользуется повышен­ным спросом на внутреннем рынке;

6 — качество высокое: продукция конкурентоспособна на внешнем рынке;

7 — качество очень высокое: продукция входит в группу наи­лучших аналогов передовых фирм.

. В первом случае эксперты ставят в соответствие каждому классу качества абсолют­ное значение показателей, во втором — производится оцен­ка показателей вещественных образцов продукции или их моделей и изображений. При органолептической оцен­ке на эксперта оказывает воздействие «эффект контраста», т. е. завышение оценки показателя образца про­дукции, если этот показатель у предыдущего образца получил низкую оценку. «Эффект контраста» можно ус­транить, используя для оценки эталонный ряд аналогов, что обеспечивает взаимную независимость оценок.

В практике экспертной оценки может быть использо­вана и особая 10-балльная шкала, основанная на привычной каждому эксперту 5-балльной системе оценок, при­меняемой в средней или высшей шкале. Суть ее заключает­ся в следующем. Эксперты дают оценки, используя такие понятия, как, например, «пять с минусом», «три с плюсом» и т. д. Затем выставленные оценки переводят в 10-балль­ную шкалу: 5(10 баллов); 5—(9), 4+ (8), 4(7), 4—(6), 3+(5), 3(4), 3-(3), 2+(2), 2(1).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Размах оценочной шкалы | Шкала наименований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.