КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Типы муниципальных образований, реестр муниципальных образований 1 страница
Поселение Городской округ Муниципальный район Город федерального значения Москва и Санкт-Петербург
1. Поселение В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальными образованиями признаются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения. Согласно Федерального закона № 131-ФЗ: • сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; • городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями. Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от численности населения и размера территории. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Сельские поселения образуются по следующим правилам:
• численность населения сельского поселения не может быть менее 1 тыс. человек; • сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения; • границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Такие требования в соответствии с региональными законами могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях; • поселение входит в состав одного муниципального района. Из указанных правил образования сельских поселений существует несколько исключений: • на территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3 тыс. человек; • в соответствии с региональными законами статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек; • сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью населения или в труднодоступной местности, может непосредственно войти в состав муниципального района, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации.
К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. 2. Городской округ Согласно Федерального закона № 131-ФЗ, городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами. Наделение поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии следующих условий: 1) сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами; 2) сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами. 3. Муниципальный район Под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами. Административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района. 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях, при этом установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Федеральный закон № 131-ФЗ определил внутригородскую территорию города федерального значения как часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Установление и изменение границ внутригородских территорий, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Города Москва и Санкт-Петербург включают в себя не только собственно городскую территорию, но и так называемые пригородные территории (например, до соответствующих преобразований в Санкт-Петербурге расположенные на данных территориях муниципальные образования имели статус городов - Пушкин, Павловск, Кронштадт и др.). Таким образом, на города федерального значения не распространяется общая классификация муниципальных образований: любое муниципальное образование, расположенное на территории Москвы и Санкт-Петербурга, является внутригородской территорией, а не поселением или муниципальным районом вне зависимости от того, расположено ли муниципальное образование на территории основной городской застройки или на пригородной территории.
Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований и источники доходов местных бюджетов городов федерального значения определяется соответствующими законами Москвы и Санкт- Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых администра тивно - территориальных образованиях В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно- территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ ЗАТО являются городскими округами. Решение о создании или упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ, согласованному с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ и земель, определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении ЗАТО, обеспечения особого режима. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, входящих в их состав. Что касается бюджета ЗАТО, то в него зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории, а покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет средств федерального бюджета. Земли ЗАТО находятся в ведении муниципального образования, за исключением земель федеральной собственности. Кроме того, на территории ЗАТО ограничено право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности. В ЗАТО устанавливается особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающий, в частности, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Органы местного самоуправления ЗАТО наделены дополнительными полномочиями помимо указанных в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления ЗАТО участвуют в решении вопросов обеспечения интересов граждан в условиях особого режима безопасности функционирования предприятий и (или) объектов, расположенных на территории ЗАТО. 6. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах В соответствии с нормами Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 70- ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», наукоград - это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, под которым в данном случае понимается совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ наукограды являются городскими округами. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. К началу 2006 г. статус наукограда был присвоен 10 городским поселениям - это Обнинск (Калужская область), Дубна, Королев, Фрязино, Реутов, Пу- щино (Московская область), поселок Кольцове (Новосибирская область), Мичуринск (Липецкая область), Бийск (Алтайский край), а также Петергоф (Санкт-Петербург). Статьей 81 Федерального закона № 131-ФЗ указано на наличие особенностей организации местного самоуправления в наукоградах, а также установлено, что особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом, при этом в Федеральном законе «О статусе наукограда)) никаких особенностей организации местного самоуправления в наукоградах не установлено. 7. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях Статьей 82 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что «особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории». Федерального закона, определяющего режим приграничной территории, в настоящее время не имеется. Однако согласно Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации приграничная территория включает в себя пограничную зону, водные объекты, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, территории районов, городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска через границу. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. В сфере зашиты Государственной границы органы местного самоуправления и их должностные лица и соответствии со статьей 37 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации: • предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды; • оказывают помощь пограничным органам, войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; • создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории. Для муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, уставом могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам. В качестве особенностей организации местного самоуправления на приграничных территориях можно назвать: - необходимость соблюдения требований режима границы и пограничного режима при осуществлении деятельности и проведении мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, и исполнение переданных государственных полномочий. - возможность включения органов местного самоуправления в приграничное сотрудничество, т.е осуществление внешнеэкономических связи с административно-территориальными единицами, организациями и гражданами сопредельных государств, а также заключение с иностранными партнерами соглашений (гражданско-правовых договоров) о приграничном сотрудничестве. 8. Реестр муниципальных образований Внесению в государственный реестр подлежат все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке. Функции по ведению Реестра возложены на Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. Для внесения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет следующие документы: а) заявление, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме; б) официальный текст закона субъекта РФ об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения - официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований; в) копия устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации; г) копия свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования. Минюст России в месячный срок с даты получения этих документов: • производит необходимую запись в государственном реестре в соответствии с инструкцией о ведении государственного реестра, утверждаемой Приказом Минюста России; • оформляет и выдает (направляет) заявителю свидетельство установленного образца о включении муниципального образования в государственный реестр; • в случае нарушения порядка представления указанных документов сообщает о выявленных нарушениях заявителю и устанавливает срок для их устранения.
Тема 3. Организационно-правовые основы бюджетного процесса муниципального образования 1. Бюджет как финансовая база деятельности органов местного самоуправления В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации и представляют собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (статья 14 Бюджетного кодекса). Можно сказать, что местные бюджеты разделяются на два вида, образующих различные уровни бюджетной системы Российской Федерации: бюджеты муниципальных районов и городских округов и бюджеты поселений. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями (например, сел). Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением установленных требований. Но вместе с тем органы местного самоуправления представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. 2. Правовая база организации бюджетного процесса муниципальных образований и бюджетные полномочия органов местного самоуправления Бюджетный процесс в муниципальных образованиях осуществляется по общим правилам, закрепленным в Бюджетном кодексе, с особенностями, вытекающими из норм Федерального закона № 131-ФЗ. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления определены Бюджетным кодексом. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления - это установленные законодательством права и обязанности органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия: • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; • осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; • детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету; • в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Помимо перечисленных выше полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют также следующие бюджетные полномочия: • установление в соответствии с федеральными и региональными законами нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов; • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений; • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района. Органы местного самоуправления поселений наряду с другими полномочиями осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения. Кроме этого к числу бюджетных полномочий относится обязанность местных органов сласти официально опубликовать проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. В случае невозможности опубликования указанных документов органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными сведениями. 3. Понятие бюджетного процесса, его участники Муниципальный бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников муниципального бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению проектов местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением. В муниципальном бюджетном процессе можно выделить следующие этапы: 1) составление проекта местного бюджета; 2) рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета представительным органом муниципального образования; 3) исполнение местного бюджета; 4) контроль и составление отчета об исполнении местного бюджета, и его утверждение. Участниками бюджетного процесса являются: • представительные органы местного самоуправления; • органы исполнительной власти (главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); • органы денежно-кредитного регулирования; • органы муниципального финансового контроля; • главные распорядители и распорядители муниципальных бюджетных средств. Участниками муниципального бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Бюджетные полномочия представительных органов местного самоуправления: - рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении; - осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов; - формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением местных бюджетов; - осуществляют другие полномочия. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти муниципального образования: - составление проекта местного бюджета; - внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления; - исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета; - управление муниципальным долгом; - представляют отчет об исполнении местного бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления; - осуществляют другие полномочия. Кредитные организации, как участники бюджетного процесса могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств местного бюджета на возвратной основе. Значительными бюджетными полномочиями обладают также органы муниципального финансового контроля, которыми являются: - контрольные и финансовые органы исполнительной власти; - контрольные органы представительных органов местного самоуправления. Органы муниципального финансового контроля, созданные органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местного бюджета. Так муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. Органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Полномочия органов муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, региональными законами о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти. 4. Организация и планирование работы по составлению местного бюджета Согласно Бюджетного кодекса составлению проектов местных бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти муниципальных образований осуществляют разработку проектов местных бюджетов. Непосредственное составление проектов местных бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований. В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимее сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления я юридических лиц (статья 172 Бюджетного кодекса).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |