Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестирование




Опрос

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения исследователя и респондента. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности.

Интервью – устный опрос лиц по интересующим исследователя вопросам. Интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности в профессиональных и образовательных целях. Различают следующие виды интервью: свободное, т.е. не регламентированное формой; структурированное (стандартизированное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме. Достоинства интервью в том, что оно позволяет не только получить данные о жизни человека, восприятии событий, их оценке, но и вести наблюдение за поведением и реакциями человека, а также установить тесный личный контакт. Недостаток интервью – оно требует больших затрат времени и специальной подготовки интервьюера.

Анкетирование – метод сбора статистического материала путем письменного опроса людей. Для анкетирования используются опросники-анкеты, предназначенные для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям (например, биографические анкеты-опросники). Достоинства анкетирования – относительная простота применения и обработки результатов исследования, небольшое количество затрачиваемого времени при возможности охвата большого количества людей. Недостаток – возможность низкой достоверности результатов опроса.

Тестирование – определение психологических характеристик испытуемого при помощи стандартизированного задания (теста). Результат тестирования – количественный показатель – соотносится с ранее установленными нормами, на основании чего делаются определенные выводы.

Тесты применяются для диагностики личностных черт, установок, ценностных ориентаций, интересов, самооценки, склонностей, способностей, знаний, умений и навыков. Выделяют два вида тестов:

тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии, отсутствии или степени развития у него изучаемого качества (сюда относятся большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений – тесты на знания, умения и навыки). Результаты обрабатываются по ключу, представляющему собой объективно правильные и неправильные ответы;

тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. К таким тестам относятся опросники интересов и личностные опросники. Ключ для обработки результатов тестов-опросников определяется с помощью особых психометрических процедур.

Основными психометрическими характеристиками тестов (т.е. характеристиками, отвечающими за качество измерения диагностируемых показателей) являются надежность и валидность.

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К источникам погрешностей, снижающих достоверность результатов тестов, относятся:

внутренние факторы – само содержание пунктов теста или метода обработки результатов;

некорректный выбор теста для данной категории испытуемых;

разнообразие внешних условий тестирования, внутреннего состояния и психологических особенностей испытуемых;

неверное поведение исследователя.

Валидность – это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

Достоинства метода тестирования: относительная простота применения и первичной обработки результатов; возможность одновременного тестирования большого количества людей; возможность получения близких к объективным результатов; возможность компьютеризации процедуры тестирования и первичной обработки результатов. Недостатки: трудность разработки валидного и достаточно надежного теста; опасность профанации; потеря индивидуального подхода; отсутствие доверительной обстановки; испытуемый может сознательно повлиять на результаты; тесты неприменимы, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в которых испытуемый не может быть уверен, не осознает или не хочет признавать их наличие у себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.